Перейти к содержимому

Ибо вы к тому призваны

Сегодня мы поговорим на тему, которую избегают как в кругах атеистов, так и среди верующих, хотя тема эта сопровождает человека с первого мгновения его жизни до последнего.

Рождается младенец, и что он делает прежде всего? Плачет. Интересно, от чего? От счастья? От боли? От ужаса? Не успел войти в этот грешный мир и уже плачет….

Появился на свет – и с первых же минут жизни страдает. Вырос, пошел в школу – радуется. Но и эта радость – недолгая, и снова – сплошные страдания: от того, от другого… Даже самые счастливые минуты жизни человека, если разобраться, наполнены страданием. Спросите у тех, кто жизнь прожил… Даже в любви – в самом прекрасном, что дается человеку, наличествует элемент страдания.

Человек рождается в страданиях. А как человек умирает? Тоже в страданиях: что-то болит, чего-то не хватает – воздуха или еще чего-то… Вся жизнь наполнена страданиями – еще Иов это отметил: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (Иова 14:1), то есть страданиями. Абсолютно во всем, если рассмотреть детально и глубоко, есть элемент страдания: в рождении, в любви, в смерти. Страдание – это нечто, что сопутствует нам всю жизнь. То в большей степени, то в меньшей, с короткими передышками… Радости, победы приходят именно через страдания.

Итак, поговорим о страданиях – о страданиях в жизни человека, о страданиях в жизни христианина.

Первое Послание Петра 2:19-25: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших». Писание говорит, что Богу угодно, «если кто, помышляя о Боге, переносит скорби». Интересная мысль. Исходя из этого, напрашивается вопрос: Бог радуется, когда мы скорбим?..

Библия зачастую предлагает необычные повороты, говорит о странных вещах… В Послании Иакова 1:2-4 читаем: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Опять – неожиданный ракурс. Искушения никогда внешне не приносят человеку радость, а только – переживания. Казалось бы, чему радоваться, когда плакать хочется? А Писание советует: «Радуйтесь!»

Переносить скорби, «страдая несправедливо», – а это вообще в наш человеческий разум не укладывается. Если с нами неправильно поступили, мы тут же начинаем за правду бороться, справедливости искать, не так ли? Мы доказывает свою правоту, мы защищаемся… А Библия говорит, что Богу нравится, когда мы храним спокойствие, страдая несправедливо. Такое впечатление, как будто Бог любуется с высоты небес нашими страданиями. На первый взгляд, именно так и выглядит. Но давайте двигаться дальше.

«Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу», – то есть когда мы получаем удары, что-то натворив, – это естественный ход событий. Но Богу, оказывается, угодно, чтобы мы переносили незаслуженные оскорбления, поношение и всякое другое зло в свой адрес безропотно и не возмущаясь.

Следующая мысль еще неожиданнее: «Ибо вы к тому призваны»… Вы еще не расхотели быть христианином?.. Итак, Писание учит, что это наше призвание – переносить несправедливые страдания. Бог простил нас, спас наши души от погибели, от ада, явив милость Свою, которую мы не заслужили. И мы, в свою очередь, должны научиться не роптать на несправедливые страдания, не отвечать злом на зло, напротив, гасить всякую агрессию. В этом и есть наше призвание.

«…если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» и далее: «потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Вот причина: если мы Христовы, если Он отозвал нас от этого мира, искупил от греха и проклятия, то мы призваны к тому, чтобы идти по Его стопам, жить Его жизнью. Другими словами, Бог призвал нас побеждать всякую несправедливость любовью, всякое зло – добром, по Его примеру.

Иисусу бросают нешуточные обвинения, на Него лжесвидетельствуют. Реакция Иисуса? Молчит. Ему задают вопрос: «Ты ли царь Иудейский?» Что в ответ? «Ты говоришь это». Он не провозглашал о Себе истины, но и не отрицал ее, никак при этом не реагируя на злобные выпады, на лживые обвинения, надругательства. Его били, оплевывали, на Него показывали пальцем, одели на голову Его венок из колючек и ударяли по этому венку палками… Ему причиняли боль – физическую, сердечную. Ему причиняли страдания – незаслуженные, несправедливые. А что Иисус? Он был как ягненок, которого ведут на бойню. Не сопротивлялся, не вопил, не рассыпался в проклятиях, никому ничего не доказывал: «Вы что делаете! Остановитесь! Беззаконие! Адвоката требую!» Не искал поддержки и защиты у людей, не обвинял никого ни в чем. Его убивали, а Он молился за палачей: «Отче, прости им». Он переживал за Своих убийц, печалился о тех, кто делал Ему больно. Он знал, что гнев Божий грядет на них, потому ходатайствовал о них перед лицом Отца: «Прости им, ибо не понимают, что творят».

Мы призваны следовать примеру Иисуса Христа… Несправедливые страдания будут сопровождать нас всю жизнь. Но: «…блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Матфея 5:11-12).

Что-то где-то происходит – на кого, в первую очередь, падает обвинение? Конечно, на христиан: они же не отвечают, не хватаются за оружие, не начинают взрывать все вокруг, не бесчинствуют – они просто отдаются в руки Господа и молятся за своих обидчиков. Это если христианин побеждает духом дела плоти. Плоть же будет кричать: «Ты что делаешь! А ну прекрати! Какое ты имеешь право! В суд подам!», и затевает тяжбу… и проигрывает процесс. Почему? Потому что этот мир – в руках диавола, и правила игры – диавольские. Естественно, он своего не отдаст. Мы же призваны идти по следам Иисуса Христа… «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его», – Христос не имел никакой вины и не заискивал перед обвинителями, но оставался Самим Собой. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».

Рассмотрим еще одно место Писания – Деяния Апостолов 14:19-28: «…из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда [Апостолы] смело проповедывали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками». Путешествуя, Павел посещал поместные Церкви, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Павла побили камнями и выволокли за пределы города, решив, что он умер. «Когда же ученики собрались около него», сокрушаясь (видимо, хотели похоронить – все же учитель, Апостол), он вдруг встает и обратно в город идет. Потрясающе! Не подальше от города, от своих гонителей, а обратно в город – к ним навстречу. Какой характер! Нести людям свет и истину, чуть не погибнуть от их же руки, пережить такие страдания – и продолжать делать дело Божие. Очевидно, Апостол Павел учил, с кровоподтеками, синяками и шишками на теле, однако не стеснялся учения Христова и не избегал разговоров о скорбях. Исчерпывающая иллюстрация к нашей теме.

Сегодня чаще звучит: «Ты только приди к Иисусу – и все у тебя будет о’кей. Здоровья нет? Приди к Иисусу – оздоровишься моментально. Денег не хватает? Приди к Иисусу, принеси десятину – Он тебе в сто раз восполнит, прямо сейчас». «Только приди к Иисусу – и все твои проблемы решатся», – современный призыв. У Апостола Павла, скорее всего, звучало бы примерно так: «Приди к Иисусу – и будешь побит камнями, тебя будут преследовать, злословить, будут несправедливо с тобой поступать, в море выбросят напоследок». Павел вряд ли стал бы прятаться от темы трудностей, сопровождающих веру в Бога.

Действительно, как только человек уверовал, тут же домашние напряглись: «Ты что – с ума сошел? Ты же грамотный человек! Это же опиум для народа – религия, забыл, что ли?» Или: «Ах ты, такой-сякой – веру отцов и дедов предал!» О какой вере идет речь? В собрание верующих не ходил, никому и ничему не поклонялся (кроме как собственным прихотям), о Библии лишь краешком уха слышал. Но как только уверовал – близкие заволновались, вспомнили вдруг о какой-то вере, о которой и разговоров-то никаких до этого не велось. Как только уверовал – глаза у всех на лбу, небывалые проблемы начинаются, неведомые дотоле трудности. Это правда.

Дело в том, что сатана не соглашается с Божиим решением и борется за душу человека, вырвавшегося из смерти и вошедшего в жизнь. Он изо всех сил пытается обратить спасенную душу вспять, удержать ее в своих руках: «Зачем ты туда пошел? Чего тебе в жизни недоставало? Ну, если уж так хочется чего-нибудь Божественного, забеги раз в год в храм, который на кладбище (по примеру бабушки своей), свечку поставь и живи себе спокойно дальше, греши на здоровье, через год не забудь отметиться! Молитву вот эту вызубри и повторяй, когда время будет, понимать не обязательно. Главное, все обряды выполни и традиции, как бабушка твоя выполняла». Это – религия, которую Карл Маркс очень точно назвал опиумом. Религия не дает надежды. Только живой разговор с живым Богом дает живую надежду – надежду на спасение. Но как только человек начинает беседовать с Богом, сатана и его слуги теряют покой…

Однако вернемся к нашей теме. В Послании к Римлянам 8:18 Апостол Павел говорит: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Павел, как никто другой, имел право говорить о страданиях. Как никто другой, он мог сравнивать страдания с тою славою, которая откроется. Он говорил о себе в третьем лице: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2 Коринфянам 12:2). Он видел славу Божию на небесах, он видел славу Божию в своей жизни. И он по-настоящему и во множестве вкусил страданий. Чего только ни пришлось ему претерпеть: и болезнь (а человеку больному не очень-то сладко путешествовать и терпеть лишения); и, как мы уже вспоминали, побои камнями; и предательство братьев (он начинал служение, поднимал Церковь, ободрял народ Божий, взращивал служителей, затем шел дальше; проходило время, и из этих же людей находились те, которые говорили: «Да кто такой Павел, он только писать красиво может…» («Так как [некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна», 2 Коринфянам 10:10). При внимательном чтении Нового Завета нетрудно проследить судьбу и служение Павла. Почитайте оба Послания к Коринфянам. Почитайте другие Послания, и увидите, что у Павла часто отнимали служение, которое он начинал и поднимал. Итак, он страдал от братьев, он страдал от язычников, страдал от иудеев – страдал, по сути, со всех сторон. Он имел право говорить и о страданиях, и о славе Божией – и то и другое он знал не понаслышке.

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Римлянам 8:16-17). Вот условие: наследники Христовы, если страдаем c Ним. Если же нет никаких страданий, тогда встает вопрос: являемся ли мы детьми Божиими?

Послание к Евреям 5:8: «…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию». Речь идет об Иисусе Христе. Страданиями навык послушанию. Что такое навык? Привык. Через страдания вырабатывается привычка к послушанию. Как родители поступают с непослушными детками? Доставляют им страдания. Берут ремень и начинают вырабатывать в них привычку к послушанию. Аналогично и Бог допускает до нас страдания, особенно когда мы бываем непослушны Ему. Многие из нас могут подтвердить, что, когда все хорошо, мы, бывает, перестаем молиться, читать Слово, в Церковь ходить… И приходят проблемы, страдания наваливаются… и мы быстренько бежим в собрание и вопим: «Господи! Господи! Спаси меня! Выведи меня из этой ситуации!»

Сын одной нашей сестры сейчас регулярно ходит в Церковь. Вся голова его – в шрамах и неровностях. Было время, когда ни мать, ни служитель не могли уговорить его примириться с Богом. Ему были «предложены» страдания, приключения…

Точно так же и с нами. Когда мы отдаляемся от Бога, Он начинает нас возвращать – дисциплинирует, чтобы мы искали лица Его. Как с детишками этот метод работает: приложили страдания – и они сразу становятся послушными. Забываются – опять следует вразумление. Этот процесс называется воспитанием.

«Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись…», – вот что, оказывается, производят страдания: они приводят к совершенству. Мы становимся более послушными, более ревностными, более отделенными от мира – мы приобретаем привычку внимать Богу. «…и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека…» (Евреям 5:9-10). Он страдал, чтобы быть послушным, и через это пришел к совершенству – и, «совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». Здесь заложен ключ. Мы не сможем быть спасены, если не придем к совершенству: «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:16). «…человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матфея 19:26), – послушание приходит только через страдания, через трудности, через необходимые для нашего совершенства обстоятельства, которые Бог допускает до нас.

«…и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека». Именно через страдания Иисус приобрел первосвященство и стал «виновником» нашего спасения. Он со Своею Кровью вошел в святое святых и принес Себя Самого в жертву, окропив жертвенник, который воскурялся перед лицем Божиим. Он пожертвовал Собой в счет нашего искупления, страдая незаслуженно, несправедливо. Перенося жестокие муки, Он определил границу распространения зла. Он поставил точку в деле спасения человечества, совершив победу на Голгофе, и призвал нас следовать Его путем.

«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:6). При жизни Авраам ничего особенного не сделал и не получил. Он просто хранил в сердце обетование Божие, и именно за верность Бог признал его другом Своим и сделал отцом всех верующих. Если посмотреть на Давида, Иакова, Исаака, на других героев Библии, можно обнаружить, что их жизнь наполнена приключениями, трудностями, страданиями. Читать об этом интересно, а жить в этом?.. Простой пример. Смотрим фильм: герои совершают немыслимые поступки, и так захватывает нас водоворот событий… но оказаться посреди этих приключений, стать их участником – мало радости. Если бы у реального героя спросили: «Хотел бы ты еще раз совершить этот подвиг?» Он бы скорее всего сказал: «Вот по-человечески – не хочу». Нормальный человек так бы сказал. Ничего хорошего в этих эмоциональных и физических перегрузках нет. Сплошные страдания, лишения, трудности. Но через эти переживания приходит победа, совершаются великие дела, о которых впоследствии говорит история.

Книга Деяния, главы 2728: Апостол Павел вот уже несколько лет находится в заточении, по несправедливому обвинению; никто не может разобраться в составе его преступления, и Павла направляют в Рим на суд к кесарю: «Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились…» (Деяния 27:1-2), – Апостол Павел, таким образом, оказался на самом большом корабле, который в то время ходил (вместимостью до двухсот восьмидесяти человек). Во время плавания случился сильнейший шторм. Пришлось бороться за плавучесть корабля: чтобы облегчить его, выбросили все, что только можно было выбросить. Затем началась борьба за жизнь: один день, другой, третий, вот уже потеряли счет дням, потому что сутки напролет – тучи, звезд нет, земли не видно, ориентироваться не по чему, перекусить невозможно, непрерывный холодный ливень, ледяные волны (надвигалась зима)… И так – четырнадцать cуток. Ситуация, которую трудно себе представить.

И вот, наконец, после двухнедельного «поста», при колоссальной физической и эмоциональной нагрузке и бессонных ночах, при пронзительном ветре и ледяной воде, увидели землю. Изможденные, истощенные, продрогшие до костей люди бросаются в морскую пучину, чтобы доплыть до берега, иначе – гибель, из последних сил выползают на спасительный берег…

«Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас» (Деяния 28:2). Павел же набрал множество хвороста и поддерживал костер. Заметим: Павел был одним из потерпевших кораблекрушение. Первая реакция спасшихся людей – к теплу, погреться, просушиться, а Павел собирает дрова, чтобы людей обогреть. Он не думает о своих страданиях, но облегчает страдания других. Обессилевший, как и все, такой же продрогший и голодный, он продолжает служить, потому что он – служитель.

Служитель призван Богом к тому, чтобы служить. Служитель не будет объяснять, как он устал, как ему трудно или некогда. Служитель смотрит на нужду. Павел не сказал: «О, вы знаете: каждый должен заниматься своим делом. Я – проповедник, дайте мне кафедру. А кто тут есть для менее почетного употребления – они пусть хворост таскают». Павел не стал «организовывать мероприятие»: «Так, быстренько, братья, помогли народу, ты – туда, а ты – сюда…» Его призванием было служить во имя Господа.

Апостол Павел имел пример. Он знал историю о том, как у Иисуса Христа случилось горе: Его двоюродному брату, любимому Им, пророку Божию Иоанну, отрубили голову; Иисус уединяется, чтобы пережить это потрясение: помолиться, поплакать.., но народ несет и несет к Нему свои нескончаемые нужды, и Иисус откладывает Cвою печаль и служит людям (Матфея 14:9-14). Павел следовал за Иисусом; он служил даже воинам, которые хотели его убить (Деяния 27:42).

Когда служитель идет по следам Сына Божия, когда служитель самоотверженно выполняет работу, необходимую в Церкви, он тем самым являет Иисуса Христа – и сатана злится. Сатана обязательно будет жалить такого человека, нападать на него, будет стараться затруднять его жизнь, чтобы отвратить его от служения, чтобы он разочаровался, обессилел и сложил руки. Когда Павел служил людям, поддерживая для них огонь, вдруг из очередной охапки хвороста выползает змея и повисает на его руке. Это была физическая, ядовитая змея, и повисла она на Павловой руке тогда, когда он совершал благое дело. Из этого можно извлечь урок: благие дела не защищают нас от атак сатаны. Мы иногда молимся: «Господи, за что мне такое? Я ведь Тебе служил!» Являя Иисуса Христа, мы становимся мишенью для сатаны. Чем заметнее выражается через нас Иисус, тем более ненавидит и атакует нас сатана.

«Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить» (Деяния 28:3-4). Вот типичная реакция людей – проблема пришла в жизнь Апостола, и сразу: «О, значит, он согрешил, если от одной смерти спасся, а от другой – нет». Как это похоже на нас! Как быстро мы делаем выводы и выносим суд попавшему в неприятность человеку: «Брат, ты, наверное, согрешил, покайся», «Сестра, ты, должно быть, во грехе, пересмотри свои взаимоотношения с Господом».

Ну, представьте, подошел бы такой умник к Павлу со словами: «Павел, что-то у тебя с Господом не в порядке: неспроста от шторма ты спасся, а змея вот – цапнула, что бы это значило? Ведь ничего случайного не происходит с верующими». Бывает, трудно ответить на подобные намеки, потому что ты действительно не знаешь, почему произошло то или другое, и начинаешь лихорадочно перебирать в памяти свое житие…

Не всегда проблемы возникают по причине греха, зачастую – по причине того, что Христос живет в твоем сердце и ты идешь по Его следам!

Но вернемся к Апостолу Павлу. Итак, его успели осудить, ожидая, что теперь он точно умрет. «Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда» (Деяния 28:5). Слава Иисусу! Обратим внимание, Павел не запаниковал: «Ой, вы что, не видите – меня змея укусила! Сделайте что-нибудь! Спасайте меня!» Он как ни в чем не бывало продолжает служить: «Если Господу угодно, Он продлит дни мои, а коли пришел мой час, уйду на небо, продолжая являть Иисуса Христа, что бы ни произошло».

Когда трудишься для Господа, выкладываясь до конца, в простоте и искренности сердца, будь готов к тому, что ядовитая змея укусит тебя. Чтобы ты остановился в служении, чтобы перестал доверять Господу. Апостол Павел очень просто решает этот вопрос: он доверяется Господу всецело – стряхивает змею, словно бы не замечая ее.

«Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его» (Деяния 28:6-8). Служитель Божий продолжает служить: «После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы» (Деяния 28:9).

Итак, у нас есть пример Апостола Павла – пример хождения по стопам Иисуса Христа. И наше предназначение – идти за Христом, служить Ему при любых обстоятельствах, стремясь исполнить волю Божию, чтобы приблизиться к Господу, продвинуться к совершенству, к святости. Слава Иисусу!

Опубликовано вХристианские проповеди
Поделитесь с друзьями: