Перейти к содержимому

Размышление о символах и значении Вечери Господней.

Вечеря Господня.

В четырёх местах Евангелия записан рассказ и порядок этого служения.

3.1. На основании слов апостола Павла в 1Кор. 11:23-25 это служение названо “Beчеря Господня”, по Деян. 2:42 — “преломление хлеба”. Также по 1Кор. 10:16 — названа “причастие” (греч.“коинониа”), и ещё называют “евхаристией”, т.е. “благодарен…

ие” , а по посланию Иуды 12 ст . — “вечеря любви.”

Вечеря Господня имеет значение для прошлого, настоящего и будущего.

Давайте вкратце их рассмотрим.

3.1.1. Значение для прошлого:

— Как воспоминание (греч. “анамнезис”). Вспоминать о смерти Христа на Голгофе за искупление человека от греха и смерти. Но через “Вечерю”, христианину необходимо помнить о Христе не только как об умершем мученике, но больше, как о живой Личности. Иисус говорил: “Сие творите в Моё воспоминание”, т.е. помните обо Мне, а не только о том, что было со Мною!

— Как благодарение (греч. “евхаристиа”). Христа нужно благодарить как Того, Кто страдал и умер за нас, а также всегда жив и Кто присутствует среди Своих избранных. Мф. 18:20

3.1.2. Значение для настоящего:

— Как общение со Христом и приобщение к Нему (греч. “койнониа”). Это участие в благословениях, получаемых через Его жертвенную смерть, а также единство и общение с другими членами Тела Христова.

— Как признание и провозглашение Нового Завета (греч. “кайте диатеке”). Этим верующие подтверждают власть и господство Христа, а также свою готовность исполнять Его волю и быть Ему верными.

3.1.3. Значение для будущего:

— Как ожидание прихода Иисуса Христа за Своим избранным народом, а также готовность встретить Его, как Своего Спасителя.

— Как предвкушение будущего Царства Божия и грядущего брака Христа — Жениха и Невесты — Церкви.

3.2. Давайте остановим особое внимание на втором значении Вечери Господней — это общение со Христом. Если во время хлебопреломления Иисус присутствует в общении верующих, то какова же природа Его присутствия? Kак, каким образом и в чём выражается Его присутствие и наше общение с Ним?

На этот счёт есть несколько взглядов:

1). Католическая церковь учит, что в хлебе и вине проявляется присутствие буквального Тела и Крови Христовой. Католики (правда не все), не понимают и не знают глубины общения со Христом в духе, через чтение Библии, молитвы, пения и т.д. Многие из них верят только в физическое принятие Христа во время причастия.

Такое толкование называют “пресуществлением”, т.е. (преобразование, претворение, превращение). Его корни имели начало в третьем веке, при смешении христианских доктрин с языческой философией. Но это толкование нельзя принять по следующим причинам:

— Христос, предлагая ученикам хлеб и чашу, действительно Сам лично присутствовал в горнице с учениками. Тут же Он называет хлеб, находящийся в Его руках, также Телом Своим, а чашу с вином — Кровию. Понятно, что здесь не было никакого преобразования, но Иисус пользовался образным языком, указывая на духовное, а не на буквальное значение хлеба и вина.

— Употребление глагола “есть” в выражении “Сие есть Тело Моё”, является образным, потому что Иисус Сам был ещё в теле. Это обозначает следующий смысл “Сие представляет Тело Моё ”.

— Сам Иисус сказал, что “есть Плоть” и “пить Кровь” Его — это значит прийти к Нему и уверовать в Него, а не буквально есть и пить Его плоть и кровь. Ин. 6:35; 23-58

— Идея буквального употребления человеческой плоти и крови, была строго запрещена Богом. Иисус Своею заповедью, не мог нарушить этого запрета. Быт. 9: 4; Лев. 3:17; Деян. 15:29

— Праздник Пасхи, по существу от которого заимствованы эти элементы, был символическим праздником освобождения из Египетского рабства, поэтому в служении хлебопреломления сохраненяется символизм, практикуемый в празднике Пасхи. Исх. 12гл

Лютеранская церковь имеет похожий взгляд на приобщение к Телу и Крови Христа, под образом хлеба и вина. Это также, как и в первом примере, считается буквальным причащением ко Христу, с чем нельзя согласиться.

2). Пытаясь избежать мистического значения присутствия Христова в хлебе и вине, некоторые церкви считают и утверждают, что служение хлебопреломления является только воспоминанием смерти Христовой. Они учат, что Христос во время хлебопреломления присутствует духовно и участники “Вечери” веруют в Него и в Его искупительное дело, принимая хлеб и вино только как символы. Этот взгляд отвергает телесное присутствие Христа в хлебе и вине.

3).Последняя реформатская позиция занимает какое-то среднее положение между вышеназ- ванными взглядами. Она принята большинством протестанских церквей. Они считают, что духовно осуществляется присутствие Христа в хлебе и вине, уже в самом верующем, когда он приобщается к ним. Хлеб и вино (виноградный сок) являются духовными символами Его присутствия. Поэтому участие в Его присутствии не является только физическим вкушением или питием, но и внутренним общением с Ним, в духе и по вере: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?” 1Кор. 10:16

3.3. Рассмотрев вышеприведённые взгляды и разные понимания присутствия Христа в вечере Господней, евангельским церквям следует придерживаться третьего, рассмотренного нами взгляда, потому что первый и второй взгляды не соответствуют контексту Священного Писания.

Для третьего взгляда есть твёрдое основание в учении Христа и Апостолов.

3.3.1. Вечерю Господню нужно рассматривать как служение, в котором уже присутствует Христос ещё до принятия хлеба и вина: когда люди молятся, поют, читают и слушают Слово Божие, которое подготавливает их к Вечере Господней. Он присутствует с ними и в них ещё до начала Вечери, как на каждом богослужении и в их повседневной жизни, а не только во время хлебопреломления.

Присутствие Христа в “Вечере” — равно Его присутствию в “Слове”.

3.3.2. Хлебопреломление является одним из основных и ответственных служений в жизни Церкви, как Тела Иисуса Христа и каждого христианина, как члена Тела Его. 1Кор. 12:27Принимая хлеб и вино, приобщаясь к Его Телу и Его Крови, христианин полнее переживает общение с Ним. Поэтому вся церковь вместе и каждый её член в отдельности, должны по-особенному готовиться к служению хлебопреломления (пост, молитва, а при необходимости нужно исповедание, примирение и разрешение различных тяжб).

Для находящегося во грехе христианина, для неверующего или для того, кто не может ещё рассуждать о Теле и Крови Господней и испытывать себя, — нельзя участвовать в Вечере, потому что это участие ничего доброго не будет значить для них, кроме осуждения и наказания.

Недостойное участие в Вечере — наказывается Самим Господом. 1Кор. 11:27-32

3.3.3. Важно отметить ещё одну сторону этого вопроса. Никак нельзя слишком упрощать и недооценивать совершение и участие в вечере Господней. Не правильно будет всё свести только к символам, как это было показано во втором взгляде, потому что преломленный хлеб и чаша с вином или с виноградным соком – намного больше, чем просто символы.

Для того, кто берёт кусочек хлеба и глоток вина в свои уста с верою и любовью, с благодарностью и смирением — это не только средство вспомнить Иисуса Христа, но и установить с Ним прямой контакт, — соединиться с Ним в одно целое, стать Его частицей.Христианину, искренно любящему Своего Спасителя — это вход в Его присутствие, чудесное и радостное общение с Ним, которое ничем нельзя заменить на этой земле.

Правильное принятие хлеба и вина (виноградного сока) — символизирует и представляет духовное принятие Христа и общение с Ним.

Через такое соединение со Христом, христианин обретает новые духовные силы и обновляется всем своим естеством. Бывает, что во время участия в Вечере, находясь в близком прикосновении и общении с Богом, люди получают физические исцеления и освобождения.

Хлебопреломление — это не только душевное или физическое переживание, но глубоко духовное, которое получает “по мере веры” каждый участвующий в нём.

Подводя итог вышеизложенному, хочу обратиться последними строками данного труда к служителям Церкви Христовой, которым Бог вручил “пасти Божье стадо”, т.е. питать, учить, воспитывать, готовить народ Божий к славной вечности с Ним.

Апостол Павел писал служителю Тимофею: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя.” 1Тим. 4:16“Учение” — это не одна фраза или отдельный стих из Библии. Никогда нельзя “вырывать” какие-то отдельные слова или вырaжения из Слова Божьего и основываться на них, не обращая внимания на весь контекст Священного Писания.

Как было уже отмечено, что не всё, написанное в Библии, сказано в буквальном смысле, но есть много написанного в духовных образах и в символах.

Когда во время совершения хлебопреломления пастор или диакон заявляет, что после молитвы, в тарелке будет уже не хлеб, а Тело Иисуса Христа, а в чаше будет не вино, а Кровь, то верно и правильно ли это заявление и утверждение? Не обманываемся ли мы этим, совершающие вечерю Господню и принимающие её? Происходит ли буквальное чудо от Бога в изменении хлеба — в тело, или вина — в кровь? Нужно честно и конкретно, перед Богом и людьми ответить: буквально и физически – НЕТ, а образно и духовно — ДА!

Если в Кане Галилейской, вода по слову Иисуса стала вином, то это действительно было чудо, изменившее свойство воды в свойство вина. Вода уже больше не была водой, она не была только похожей на вино, — вода стала настоящим вином, потому что там действительно произошло чудо преобразования.

Священнослужители должны правильно понимать и учить народ Божий, что только принятые внутрь хлеб и вино (виноградный сок), могут верою и духовно быть для принявшего их, — Телом и Кровью Хpиста. Не на тарелкe и не в чаше, не физически, но духовно, внутри духовного храма христианина, происходит это Божье чудо.

Нужно быть правдивыми: ни физические, ни химические, ни вкусовые, и никакие другие свойства хлеба и вина не изменяются после совершённой служителем молитвы.Иногда не только простые члены церкви, но и сами служители, после служения хлебопреломления, говорят между собою о вкусовых или физических свойствах хлеба и вина.Например: “Хлеб сегодня был какой-то твёрдый, не такой, как обычно”, а о вине: “вино было очень кислое и светлое, где его покупали или кто его делал?” и т.д.

Из этого следует вывод, что во время Вечери мы едим хлеб и пьем вино или виноградный сок, которые символизируют и духовно представляют нам — Тело и Кровь нашего Господа, а не буквальное тело Иисуса Христа и Его кровь.

Обратите ещё раз внимание на 1Кор. 11:26. Апостол Павел пишет, что Христос, уже после молитвы над хлебом, сказал: “всякий раз, когда вы едите хлеб сей”, а не тело, “и пьёте чашу сию”, а не кровь… А если бы в чаше действительно оказалась кровь, то кто бы мог пить её? Ведь Самим Богом, во всём Священном Писании, категорически запрещено употреблять кровь и только злейшие враги Бога и христианства пьют человеческую кровь.

Да, это неопровержимая истина, что в Иисусе, в Нём и в Его учении, а не только в духовных символах или образах “Вечери”, есть всё необходимое для духовной жизни христианина: “ядущий Меня жить будет Мною.” Ин. 6:57

Пусть наш премудрый Бог, Духом Святым, “наставит вас на всякую истину” Ин. 16:13, к правильному пониманию, толкованию и исполнению Его Святого Слова. Аминь!

18 октября 2003 года Hagerstown, MD.

Опубликовано вХристианские проповеди
Поделитесь с друзьями: