Перейти к содержимому

Божья инициатива при созидании церкви Нового Завета

Наверно одним из самых больших вопросов, который сегодня стоит на повестке дня среди руководителей церквей, это вопрос, как создается церковь?

Думаю, не ошибусь в том, что многие из молодых верующих, а возможно и не молодых, имеют большое желание открыть свою церковь или развить сильное служение в той церкви, где в данный м…

омент они служат. Конечно, мотивы самые хорошие. Есть огромное желание! Желание умножения и успеха! Но может пройти несколько лет, а успеха так и не видано.

Почему так происходит?

И приходят мысли одна хуже другой. Находясь в своей поместной церкви один из руководителей низшего ранга, думает примерно так, если бы я был здесь старшим пастором, я сделал бы все по-другому и поэтому он может мечтать о том, как было бы все по-другому, если бы он был пастором этой поместной церкви. Этот вопрос, сегодня думаю, и не сегодня, но и во все века всегда стоял и стоит остро. Кажется все очень просто, нужно взять несколько принципов другой успешной церкви, которая успешно развивается, применить их в своей церкви и у нас будет точно такой же успех, как и у тех, у кого есть успех. Или поставить конкретную четкую цель, что к такому-то году у нас будет столько-то прихожан, попросить в молитве об этом Господа, а также сделать некоторые перестановки, ну, например, поменять лидера прославления или порядок богослужения, либо поменять структуру церкви. Или есть желание открыть свою церковь. Может представиться, что это будет плод больших умственных усилий или мы можем выбрать определенную местность и просто сказать «здесь будет церковь».

Вопрос стоит гораздо глубже и с другой стороны очень просто решается эта проблема, и для того чтобы в ней разобраться, нам нужно обратиться к Писанию, как основанию всего, на котором будут строиться наши предположения и определенныевыводы.

Почему же я взялся за это? Потому что многие из руководителей ходят в угнетенном состоянии и мучаются от своей безысходности, постоянно проверяя, свое сердце в правильном ли оно положении в отношениях с Богом и если успех не приходит, то служитель проверяет его снова и снова и так может продолжаться бесконечно. Образуется какой-то замкнутый круг, есть старание расширить свою церковь, есть молитвы, есть посты, есть ревность, но дело не идет. Тогда человек начинает копаться в себе и искать в себе недостатки и ничего не находит.

Что делать? Значит нужно еще увеличить посты и молитвы, но опять ничего не помогает. Тогда пастор выносит себе один приговор — это место не мое. Прежде всего, рассмотрим следующие моменты, кому принадлежит инициатива в подготовке команды лидеров и кому принадлежит инициатива в том, чтобы церковь росла и распространялась.

Прежде посмотрим на определение слова « инициатива». Для этого откроем толковый словарь русского языка В.Даля. Латинское слово «инициатива» обозначает на русском языке: начинание, починание, зачинание, вчинание, учинание, вчинъ, зачинъ, начин, почин. Итак, любопытно, что все эти слова имеют один общий корень «чин». Слово «чин» обозначает: степень, на которой, стоит человек. Далее — это: «звание, сан, сословие, состояние», в том же самом словаре В. Даля. Итак, всякая инициатива, всякое начинание, всякое действие осуществляется личностью, которая имеет власть. У каждой личности есть власть в определенных пределах. Интересно, что некоторые люди обладают властью, но не проявляют инициативу, нет начинания, нет почина, очевидно, есть проблемы с осознанием своей власти, или очевидно личность находится не в той сфере власти, или просто человек не научен или боится применить свою власть, то есть проявить инициативу.

Для начала посмотрим на общее состояние человечества, об этом написано в послании к(Римлянам 3:9-18) и (Ин. 6:44).
Обратим внимание на одну деталь, «Никто не ищет Бога». Абсолютно никто не ищет Бога, ни один человек, живущий на земле, не ищет Бога. Человек ищет только удовлетворения своих потребностей. (1 Ин. 2:16) говорит нам о том, что в этом мире, где живет человек, есть только « похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», но он не ищет Бога, ни один, живущий на земле человек не ищет Бога. Единственный, кто может в этом помочь — найти Бога, это только сам Бог.

Но сейчас , когда Иисус находится одесную Отца Небесного в неприступном свете, то эту миссию призыва к Богу выполняет Святой Дух. Следовательно, пока не будет движения со стороны Господа Бога, человек к Богу не придет. Когда начинается движение Божье к человеку, Бог различными путями напоминает о Себе человеку. Это могут быть люди или обстоятельства. Потому что Бог допускает по Своей суверенной воле произойти некоторым обстоятельствам. После этого, здесь я думаю, выбор за человеком, решающая роль уже принадлежит человеку, у человека есть полная свобода выбора. Ответить на призыв Божий или нет. Хотя, бывают случаи, которые невозможно объяснить. Человек может приглашать Иисуса в свое сердце и искренне каяться в этом и через время оставить Господа. Но есть случаи, когда Бог просто не отпускал человека, пока тот от сердца не каялся.

Следующее место Писания, которое говорит о состоянии человеческого сердца, (Иер. 17:9). Из этого стиха мы видим, в каком состоянии находится человеческое сердце. Ясно одно, что инициатива в вопросе приведения человека к Богу исходит от самого Бога, пока движение не начнется самим Богом, всем нам невозможно будет к Нему прийти, все человеческие усилия будут напрасны. Это будет просто идолопоклонство, но не будет живой и искренней веры.

После того, как человек принимает решение и примиряется с Богом через Иисуса Христа. Он становится членом церкви Христовой.

Мы сейчас не будем рассматривать, какие бывают церкви. Карл Барт отмечает, что среди прочего церковь свидетельствуетоб Иисусе Христе просто фактом своего существования. Мы говорим о рожденных свыше верующих, которым нужна организованная жизнь. Поэтому посмотрим на состояние людей во время появления Иисуса. (Мат. 9:36) говорит нам о том, что люди были изнурены и рассеяны как овцы, после четырехсот лет молчания Бога. Просто исцелить людей и опять их бросить, не входило в планы Иисуса,значит, нужно было позаботиться о том, чтобы организовать их дальнейшую жизнь.

Теперь, мы, обратимся к толковому словарю В.Даля.
В толковом словаре В. Даля мы читаем: « Церковь- общество единоверцев, одной христианской веры и самое исповедание, вера». В классическом греческом языке слово «экклесия» означает — «собрание граждан города». В Евангелии от Матфея (Мат. 10:17) есть одна деталь. Иисус говорит о том, что учеников, посланных Им, в еврейских синагогах будут бить. Это явно указывает на то, синагога это не предмет Его ожиданий и этим Он подчеркивал, что синагога это место, которое уже кому-то принадлежит и тот, кто в то время занимал синагогу, а ее в то время занимали иудеи, будут преследовать учеников Иисуса. Синагога по тем временам и в будущем не отвечала требованиям Иисуса, у Иисуса на эту проблему было нечто новое, как организовать жизнь верующих в Него людей, о чем Он пока не говорил. Итак, для того, чтобы начала существовать церковь Иисуса Христа нужны были две вещи: это люди, которые будут стоять во главе церкви, и те которые станут ее членами. Как Иисус говорит о Своей Церкви? Рассмотрим (Мат. 16:18). « и Я говорю тебе: ты-Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;…», необходимо отметить несколько моментов. Теперь, мы, опять обратимся к толковому словарю В.Даля.
В толковом словаре В. Даля мы уже читали: « Церковь- общество единоверцев, одной христианской веры и самое исповедание, вера».

Итак, Иисус видел, что человек по своей природе не в состоянии, сам исправиться. Что, он должен иногда принимать обличение и справедливую критику от своих единоверцев, и сам не бояться указывать на ошибки своих друзей и корректировать их. На основании (Мат. 16:18) делаем следующие выводы:

а) Создание Церкви- это дело Христово.б) Церковь — она Христова, она принадлежит, Ему, как собственность.в) поскольку, это будет Церковь, которую не одолеют врата ада, она должна быть очень сильной. Значит, там должна проявляться Божественная сила.

В (Мат. 4:18). мы видим Иисуса, который призывает Своих первых учеников: Петра и Андрея, в дальнейшем мы видим, что они стали апостолами. Петр впоследствии стал пастором Иерусалимской церкви. Инициатива призыва исходила отГоспода Иисуса, Петр сам не напрашивался на эту должность, Иисус заранее уже определил для Петра будущее и постепенно его к этому вел, чтобы сделать его пастором. Иисусу нужен был человек с таким типом мышления, именно для этой исторической ситуации. Итак, все началось с того, что был найден лидер, который все остальное время хождения с Иисусом подготавливался к своему будущему лидерству в Иерусалимской церкви. Далее, мы видим, в (Лук. 6:12) Иисус пребывает всю ночь в молитве к Богу, для того чтобы узнать у Господа Отца, именно тех людей, которые станут во главе движения распространения Благой вести и что интересно, ведь были другие, которые хотели пойти за Иисусом, но Иисус их не брал. Итак, все начинается с того, что Бог избирает человека для угодного Ему служения, в данном случае для основания церкви. Давайте посмотрим на одного человека, который хотел пойти за Иисусом и судя по всему у него были очень хорошие намерения служить Господу Иисусу Христу, но Иисус его с собой не взял (Мк.5:18-19). У Христа была определенная цель подготовить будущих лидеров, которые смогли бы распространить Благую весть и организовать жизньповеривших в Господа людей. И для этой цели подходили только конкретные люди, мы с вами туда не попали, как не попал и тот, казалось бы, безнадежный бесноватый, для той исторической ситуации мы были просто не нужны. Мы нужны здесь и сейчас. Бесноватому была отведена совершенно другая роль, ему надо было проповедывать в той местности, где он жил. Бог не ошибается в выборе людей, доверяя им служение, но всегда последнее Слово за Ним. Для примера посмотрим на жизнь Иакова и Исава (Бытие), необходимо отметить, что в начале Исав был даже очень хорошим человеком, и он нравился своему отцу Исааку, а Иаков наоборот был обманщик, но Господь, почему-то выбрал Иакова и впоследствии сделал его патриархом. Все зависит от Божьего изволения и благословения.

Иисус строго ограничил число учеников до двенадцати. Это была Божья стратегия, и Божья инициатива, ни один человек до этого не додумался. Исходя из этого мы можем сказать, что Иисус доверяет строительство Церкви, не кому попало, а людям, которые на это уполномочены Им Самим. Это могут быть люди, которые живут среди нас, но что нужно отметить, они это будут знать, что строительство церкви поручено им. У них будет от Бога Слово или иначе «рема». Человеку, которого Бог избрал для этого дела, Бог дает, внутреннее убеждение и через внешние обстоятельства будет подтверждать.

Возможно, что внутреннее убеждение, есть у человека, но увы, этого мало, важно, чтобы всем этим руководила любовь и сострадание к людям, но самое важное, сами внешние обстоятельства будут говорить к человеку, что строительство Церкви поручено ему. Что такое внешние обстоятельства?

А) это мнение наших руководителей.
Б) налицо есть рост нашего служения.
В) численность людей растет. Когда мы чувствуем движение Божье, то нам будет сопутствовать успех. Хотя трудности и проблемы для нас не столь важны. Они отходят на задний план, а успех и рост становятся ощутимей. Также Иисус намеренно не выбирал только одного ученика. Почему? Потому что, церковь должна быть корректируемой, человекусвойственно не замечать свои собственные ошибки. Нас должен кто-то исправлять, а мы в смирении должны выслушивать полезную критику, то есть конструктивную. Иначе мы можем уйти в гордом одиночестве.

Теперь рассмотрим, (Лука 22:31-32), в этом отрывке Писания мы видим, как Господь Иисус беспокоится о будущем лидере церкви! Как Он молился за него! Даже простил такой тяжкий грех как предательство!

Когда Иисус поднимает человека на создание Церкви, Он шлифует его, наполняет его Своей любовью. Он к первому лидеру относится ответственно, позволяет ему упасть, чтобы открыть внутреннее содержание его сердца, а потом наставляет с любовью. А также этот человек получает конкретное Слово от Бога, хотя Петр и считает себя недостойным. Сейчас мы посмотрим на один момент из жизни Петра, уже после того, как он предал Иисуса. В (Ин. 21:15-18), здесь мы видим, как Петр получает конкретное задание на служение. В этот момент состояние Петра было не лучшим, и от Иисуса, он получил слово ободрения и утешения. Петр в этот момент не проявлял никакой инициативы по созданию церкви, ему было не до нее и мы видим, что Иисус Сам назначал первого лидера Церкви и дал ему полномочия. В (Мат. 18:15-19), Иисус дает наставления Своим ученикам относитедьно будущего порядка в Его церкви. Он целенаправленно говорил им об этом. После воскресения Иисуса, ученики были в замешательстве, и Иисус опять возвращает их к откровению, которое Он давал им раньше. Об этом написано в самой последней главе Евангелия от Луки.В (Лк.24:16) Иисус общается с учениками и мы видим, что глаза у них удержаны и они не видят Иисуса, в (Лк. 24:31) говорится , что у них открываются глаза и они видят Иисуса, это еще раз доказывает насколько мы зависим от Иисуса. .

Дальше Иисус открывает им разум к уразумению Писаний, об этом написано в этой же главе в стихе 45, потому что для них все это было закрыто. Хочу обратить наше внимание на то, что никакой инициативы со стороны учеников не было, то есть желание в сердце было, но — это единственное, что у них было. И если бы Господь не открыл им этого, то ничего бы и не произошло. В (Лк. 24:49) Иисус дальше говорит, что нужно делать ученикам, показывает дальнейшие шаги. Здесь Он обещает, что в Иерусалиме они получат обетование, то есть опять «рему», сказанное непосредственно Богом Слово, но до этого нужно было быть послушными остальным указаниям Иисуса. Снова все непосредственно зависит от Иисуса — от Его начинания. Итак, лидеры подготовлены, и мы переходим к следующему этапу. Мы пропускаем места Писания, где говорится о том, что Иисус был вознесен.

Следуя указаниям Иисуса, ученики находились в единодушии в одном помещении 10 дней. Независимо от их воли, на них сошел Святой Дух, Он мог прийти и через 11 дней, но инициатива в этом вопросе целиком и полностью принадлежала Господу. Когда произошло излияние Святого Духа, то с этого момента началось движение везде: и в обществе и в Церкви. Апостолы вели себя совсем иначе, чем было до этого момента, потому что они изменились.

Можно сделать вывод, что сердца апостолов к этому моменту были подготовлены, но и сердца неверующих людей, тоже были подготовлены Святым Духом.

Сам Господь прилагал спасаемых к Церкви, то есть движение исходило, от Святого Духа и Бог побуждал людей идти в церковь. В (Деян.4:8) Петр отвечал синедриону благодаря исполнению Духом Святым и все мы знаем, что это был уже не колебающийся Симон (тростник), а упорный Петр (камень). В (Деян.8:1) начались гонения на церковь и все благодаря тому, что Бог позволил быть этим обстоятельствам, чтобы распространить Благую весть. Дух побуждал Филиппа идти в Самарию и дальше под руководством Духа Святого было передано Евангелие евнуху (Деян.8:29). Начало 9-ой главы говорит нам, как призывается фарисей Савл, впоследствии апостол Павел. И опять инициатива принадлежит Христу, в возрождении этого бывшего фарисея, который и получает «рему» для дальнейшей жизни. В месте, где призывается Павел на служение, Иисус говорит ему о том, какдальше будет развиваться судьба Павла.

Я убежден, что на особое служение у Бога для нас есть, не только принципы, но прежде всего необходимо помазание на это служение.

Без помазания делать нечего, простое копирование принципов успешных церквей ничего не дает, на это должно быть передано благословение через молитву от помазанника Божьего, у которого есть действительно успех в его поместной церкви.
В данном случае помазание исходило от Самого Иисуса. Но этого было мало. Даже получив благословение от Иисуса, Павлу нужно было еще ждать публичное подтверждение от других апостолов, и это публичное подтверждение сделал Святой Дух. Об этом написано в (Деян.13:2). (Деяния Апостолов 9:31) говорят нам о том, что Церкви умножались благодаря инициативе Духа Святого, естественно люди ходили в страхе Божьем, но все движение исходило от Духа Святого. Инициатива идти к язычникам, апостолу Петру приходит от Духа Святого и Петр приходит в дом язычника Корнилия, и мы видим, что, там Петра уже ждали. Сам Петр придти туда не мог, по своим религиозным убеждениям. Это еще раз показывает, нам насколько мы зависим, от Господа. Господь через Духа Святого распространяет Свою церковь, конечно, через преданных Ему людей, но все строится на Божьем благословении и на Божьей инициативе. Мы можем усердно трудиться, усердно молиться, быть очень старательными, быть очень верными, но в конечном итоге все зависит от Божьего благословения и Божьей инициативы. Один брат сказал интересные слова, это было где-то, сто лет назад; «когда Бог хочет совершить маленькое чудо, Он ставит меня в трудное положение. Когда Бог хочет совершить большое чудо, Он ставит меня в такое положение, где я ничего не могу делать». На примере Писания мы видим, что за открытием каждой новой церкви стояло Божье чудо и Божья инициатива.

Где должна находиться Церковь? Ее месторасположение. Пока нет разрешения от Иисуса на строительство Церкви в данном регионе, все попытки ее построить будутбезуспешны. Можно много строить планов, мечтая о том, как хорошо это будет выглядеть, как много людей туда будут приходить, но, последнее Слово всегда будет за Иисусом. Пока не будет откровения от Иисуса человеку и не будет публичного подтверждения через внешние обстоятельства, что Церковь должна развиваться в этом регионе, все просто закончится пустыми разговорами и тревогами и волнениями. Должно прийти время, когда Иисус даст добро на строительство, и кто будет это делать, изберет Сам Бог, потому что Он — Сердцеведец.

Далее мы продолжим рассматривание мест Писания, связанные с открытием новых Церквей. Также Божья инициатива проявилась в том, что Господь открыл дверь веры для язычников, (Деян. 14:27).
Никто из людей не в состоянии был навязать свою веру языческим народам, но поскольку Иисус является Начальником и Совершителем веры (Евр. 12:2), Он дал на это веру апостолу Павлу и другим христианам. (Деян.16:6-10) говорят нам о том, что Павел хотел идти в два места открывать церкви, но каждый раз Дух Святой его туда не пускал. У Духа были совсем другие намерения, относительно построения Церкви в данном регионе, нежели у Павла. То же самое может произойти и с нами, когда по человеческому разумению мы хотим открывать церкви, но если на то не будет воли Божьей, то сделать это практически невозможно. (Деян.18:5-10), здесь обратный момент: прихожане синагоги не хотят слушать Павла, и по его разумению ситуация катастрофическая.

В книге «Апостол» пишется о его переживаниях, для Павла это был очень тяжелый момент, но Господь в видении ночью, говорит ему, чтобы Павел продолжал дальше говорить в Коринфе. Господь хотел, чтобы там была церковь, хотя Павлу в тот момент в это трудно было поверить, но пришлось с этим согласиться. (Деян. 20:22) говорят нам о том, что по влечению Духа Павел шел в Иерусалим на явную скорбь, но Дух Святой вел Павла дальше,- в Рим. У Господа свои были планы, распространения Евангелия и это была инициатива Божья.

Я приведу отрывок из книги Ральфа В. Нейбора «Руководство «Затрагиваясердца». Он пишет «Начинайте нести Благую весть, людям, не знающим Христа, и скоро вы познаете радость, какую имеет жнец, собирающий богатый урожай». Здесь брат Ральф В. Нейбор пишет о том, что мы будем рады, когда будем приводить других людей к Иисусу Христу. Воистину это так, но не всегда это так просто, не всегда люди быстро откликаются на Благую весть, особенно если мы живем в странах, где культура отличная от нашей, и где преимущество имеет на тот момент, определенная религия. И нам нужно молиться и ожидать Божьего чуда, потому что инициатива урожая приходит от Господа.

Мы коснемся вопроса численности людей, находящихся в церкви. Обратим наше внимание на один отрывок Писания (1Кор.З: 4-5), где Павел объясняет свою позицию к предпочтениям, которые отдают люди руководителям, и когда люди, находящиеся в церкви, начинают делить руководителей между собой. Павел объясняет, что людей распределяет Бог и дает каждому пастору церкви по силе, по пасторским возможностям, и столько, сколько усматривает Господь. Сколько Богу видится нужным на данный момент, столько Он и даст, если Он захочет увеличить количество людей, то будет новая инициатива, также исходящая от Него, новое знание, как увеличить посещаемость. И иногда можно столкнуться с огромной стеной, когда мы начинаем требовать свое.

Иногда мы просим, то количество людей, которое, нам, кажется уместным, но мы получим столько, на сколько, хватает нашего помазания, нашей реальной власти. Если мы будем манипулировать людьми, чтобы увеличить численность, то все равно из этого ничего не получится.И наши просьбы могут столкнуться с непробиваемой, просто непробиваемой стеной и сколько не проси, ничего не получишь, пока не будет разрешения сверху, Будет столько, на сколько благословитнас Господь.

Мы можем подумать, что в наших просьбах мы можем успокоиться, потому что уже заранее все известно. Нет, это не так.
Господь сказал,чтобы мы просили и повинуясь Его Слову, мы просим (Мтф.7:7) Все зависит от Божьего изволения и благословения, нам нужно всегда надеяться на Божье чудо. И всегда следить, чтобы наши мотивы пред Богом, были чистыми, чтобы нами руководили не амбиции и не тщеславие, а послушание Богу.

A) Церковь существует, благодаря ее связи с триединым Богом, Она существует для исполнения воли Господа силой Святого Духа.

Можно привести такой пример. На занятиях по гомилетике студентам предложили подготовить проповеди, основанные на различных проповедях, записанных в Библии. Дойдя до Деян.2, студенты обнаружили, что обращение Петра в день Пятидесятницы -отнюдь не идеал гомилетического совершенства. Все они смогли подготовить более качественные с технической точки зрения проповеди, но никто из них, разумеется , и не надеялся превзойти результаты Петра. Результаты проповеди Петра невозможно объяснить искусством, с которым он ее готовил и вел.

Причина успеха была заключена в силе Святого Духа. . Господь через Духа является властелином Церкви (1 Кор. 12:11) и Он производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Фил.2:13). Говорит ли это о том, чтобы мы не готовились к проповедям? Нет! Готовиться нужно, но это уже совсем другой вопрос.

Б). Церковь в первую очередь следует понимать не как произведение общества, не как какое-то социальное явление, а как установление свыше.

B) Церковь невозможно построить, взяв самые лучшие методы со всех церквей мира и ввести их в одну церковь в надежде на то, что она будет расти. Одна модель будет мешать другой, как ни странно, все модели очень ревнивы. Поэтому будет работать только одна модель развития и то, если она в согласии с волей Божьей.

Г) Церковь — продолжение присутствия и служения Господа в мире, поэтому, где Господь хочет явить служение в мире, там оно будет явлено и ничто не сможет этому воспрепятствовать.

Библиография

1.В.ДальТолковый словарь русского языка .

2.Миллард Эриксон. Христианское богословие. «Библия для всех», Санкт-Петербург, 2002, стр. 881 ;888.

3.Karl Bart, Church Dogmatics (Edinburgh: Т. and Т. Clark, 1936), vol. 1, part 1, p.l.

4.Рик Джойнер. «Безмерно величие Его могущества».

5.Вочман Ни. «Надеяться на Божье благословение».

6.Джоел Комиски. «Группы-12». «Библейский взгляд», Санкт-Петербург, 2001, стр. 2.

7.Джон Поллак. «Апостол».

Опубликовано вСтатьи
Поделитесь с друзьями: