Перейти к содержимому

Тема двеннадцатая: Что такое церковь?

Если вам скажут слово «церковь», какие у вас возникнут ассоциации: кресты, колокола, купола? Допустим, говоря о церкви на территории России, то сразу же – православная церковь, а все остальные как бы и не церкви. Иногда, люди связывают церковь с деноминациями: т.е. православная – церковь, а все остальные – нет, и, если вы скажете, что есть церковь пятидесятнического толка, то можете услышать в ответ: «Нет, это не церковь». Сегодня мы и поговорим, что же такое настоящая церковь.

Я с болью узнал, что одна женщина перестала сюда ходить только потому, что ей кто-то нашептал: это секта. Хотел бы я задать этим людям вопрос: дайте определение того, что есть секта и что такое церковь? Уверен, что они затруднятся сразу ответить.

Давайте посмотрим, что Писание говорит о церкви, дадим определение, чтобы знать, что такое церковь. Откроем Евангелие от Матфея 16 главу 18 стих; чуть выше мы рассматривали вопрос, где Иисус, обращаясь к Своим ученикам, спрашивает их: «За кого люди почитают Меня»? Ответ был таков: «Одни почитают Тебя за пророка, другие за Илию или за Иеремию»; и вновь последовал вопрос Иисуса: «А вы за кого почитаете Меня»? Встал вопрос о личности: кто для вас Иисус?

После того, как Пётр заявил: «Ты — Иисус Христос, Сын Бога живого», он получает поощрение от Иисуса: «Блажен ты, Симон, потому что не плоть и кровь, т.е, не люди тебе об этом рассказали, но Отец Мой открыл тебе это». И далее, Иисус продолжает: «Ты – Пётр (камушек), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

Я хотел бы дать вам понимание того, на каком камне строит Иисус. Для Бога важно то, что человек, прежде всего, признал в Иисусе Христе Господа и Спасителя, это то основание, на котором Иисус будет строить Свою Церковь. Мы можем построить любую церковь: свою или ещё какую, но Иисус созидает Свою Церковь.

Почему мы с вами обращаемся к Писанию? Потому что это -авторитетнейшее основание для нашей жизни. Слишком многое привнесено в такие понятия, как вера, религия, церковь; у нас свои понятия и ассоциации, но исполнится лишь только то, что сказал Бог, а не то , что мы придумали или ещё придумаем. Придёт время и Бог аннулирует всю премудрость человеческую и все увидят славу Бога, когда утвердится Его истина здесь на земле, как она утверждена на небесах.

Написано, что вся земля будет наполнена знанием Бога, а сейчас у нас есть такая привилегия, чтобы узнать что имеет ввиду Господь Бог когда говорит о Своей Церкви.

Мы имеем Библию в Синодальном переводе; Новый Завет был написан на греческом языке, и там, где Иисус говорит «церковь», употреблено греческое слово «екклезия», дословный перевод которого означает «призванные из», т.е. допустим, вы идёте по улице, а я, выйдя из дома, позвал вас: «Зайди сюда», вы призваны из этого мира, с этой улицы.

Иисус, говоря о Своей Церкви, употребляет слово «экклезия», т.е. призванные из и пришедшие куда-то. И вот какой ещё оттенок слово церковь имеет в Новом Завете: принадлежащий Богу, т.е. человек, входящий в это сообщество, которое называется церковь и верующий, что Иисус Христос есть Сын Бога живого.

Вообще, слово «екклезия» имеет широкий смысл: оно обозначало ассамблею или собрание людей. Вы знаете, например, что есть Ассамблея ООН, состоящая из представителей всех народов мира; они собираются для обсуждения и решения вопросов, волнующих всё человечество. Чем же отличается Церковь Иисуса Христа от остальных собраний и ассамблей? Он Сам говорит: «Я создам Церковь Мою» и она будет иметь основание.

Прежде технология строительства была несколько иная, чем сейчас: брался начальный камень, большой и крепкий, закладывался в угол будущего строения, и уже от него, ряд за рядом, поднимались стены.

Так вот, образ, который даёт Иисус, говоря о краеугольном камне основания, на котором Он будет созидать Свою Церковь, есть откровение, что Иисус – Христос, Сын Бога живого.

Мы говорили, что церковь может быть строением с крестами и колоколами, что в ней есть служители в определённом одеянии, которые проводят соответствующие служения, но я хочу, чтобы для нас высветилась истина духовная. Основание, находясь на котором, я могу считать себя членом Церкви Божией или Христовой, есть то, что Иисус Сын Бога живого и я призван из этого мира и я знаю своё призвание от Бога.

Писание говорит нам, что люди из Церкви Христовой оставили этот греховный мир: все его идеи, устремления, ценности, оставили все взаимоотношения, пропитанные грехом, и посвятили себя Богу. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: церковь – это собрание людей, не отделивших себя от семей, от места жительства, от рабочих мест, но переставшими жить ценностями этого мира, посвятившими свою жизнь Богу, и имеющими в своём сердце откровение, что Иисус Христос не просто человек, не просто пророк, Он – Христос, Сын Бога живого. Такая церковь имеет одно основание, одну идею, один, можно сказать, смысл жизни: люди посвятили свои жизни Богу.

В здании, где собирается церковь, могут находиться люди, принадлежащие церкви и не принадлежащие ей. Принадлежность к церкви определяется тем, что человек осознанно принимает Иисуса, как своего Господа и Спасителя, имеющий откровение о сыновстве Иисуса и посвятивший себя Богу, выразив это посвящение видимым образом, посредством водного крещения.

Писание очень обширно говорит о людях, принадлежащих церкви. Первое, это народ Божий. Недавно я задумался над этим выражением: народ Божий; если произносить скороговоркой, то это легковесно пролетает мимо, но если народ Бога, Божий народ, получается, что я принадлежу Богу, Самому Богу! Меня охватил необъяснимый восторг: я принадлежу народу, который не числится ни в одном реестре этого мира, но этот народ записан в самой главной книге, в книге жизни! Так Писание называет эту книгу, которая пишется пред лицом Бога; написано так же: «Бог знает Своих», представляете,- «Бог знает Своих»! Мало ли что я говорю о своей принадлежности, важно то, что Бог сказал о человеке, утверждающем, что он – верующий и принадлежит церкви. Существует так же такое понятие церкви, как Вселенская церковь: собрание церквей по всему миру, объединённых одним откровением, имеющей основанием Иисуса Христа и Его учение, призывающей имя Господне и посвятившей себя Богу.

В Библии есть Послания Апостола Павла, адресованные коринфской, римской, галатийской церквям, т.е. церквям, находящимся в каком-то определённом месте: в Коринфе, Риме, в Галатии. Павел называет церковью сообщества людей, проживающих в определённой местности. Было время, когда люди собирались по домам; сколько их собиралось, трудно сказать, но, когда Павел пишет свои приветствия, он говорит: «Приветствуйте Прискилу и Акилу и домашнюю их церковь».

В той же 18 главе Евангелия от Матфея в 20 стихе написано: «Ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них», т.е. для Бога достаточно, если два-три человека соберутся ради Него и во имя Его. Так Бог определяет для Себя место Своего обитания.

Я предлагаю вам рассмотреть такой вопрос, как семья Бога. Возьмём Евангелие от Иоанна 1 главу 12 стих, в котором написано, что, принявшим Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божьими. Павел подтверждает это в своём Послании к Ефесянам: Он усыновил нас Себе. Когда человек хочет усыновить ребёнка, он обращается туда, где есть дети, не имеющие родителей, в детский дом, например. Причём, дети ли выбирали себе родителей? Нет, это мы хотим пойти и взять себе ребёнка.

Нечто подобное оставляет нам и Писание: Бог взял и выбрал нас, Он говорит: «Я решил усыновить тебя». Как? Через Иисуса Христа. Когда мы приняли Иисуса как своего Господа и Спасителя, — написано, — Он усыновил нас; это было Его желание: не просто быть Богом где-то там, в соседней галактике, но быть Отцом для Своих детей, иметь тесные и глубокие взаимоотношения со Своими сынами и дочерями. Бог приблизился к нам настолько близко, что мы стали Божьей семьёй: у нас есть Отец и есть братья и сёстры. И вы, наверное, слышали такое обращение: брат, сестра? На Востоке, это обращение особенно развито, даже не знающий тебя человек, обращаясь к тебе, говорит брат или сестра.

Отчасти это верно; написано: от одной крови Он произвёл весь род человеческий, от Адама и Евы, мы были друг другу родственниками, но чужими Богу. Приведя нас в Свою семью, Бог дал нам Духа усыновления, и, молясь, мы говорим: «Отче наш, Отец наш», т.е. рождённые от слова, рождённые от Духа, рождённые через веру в Господа Иисуса и принявшие эту жизнь, мы стали близки Богу и, соответственно, друг другу. Так написано, что прежде мы были чужие и далёкие, но теперь стали близки Кровью Христовой, стали свои Богу. Не чужие, но свои, это удивительно. Когда я начинаю задумываться над словами Писания, в сердце поднимается буря восторга: я – свой Богу! Это замечательно – семья Божья.

Конечно, мы можем сказать: раз это семья, то в ней всё должно быть красиво и ладно, в любой земной семье происходят определённые вещи: споры, ссоры, разногласия, и т.д. В семье Бога этого не должно быть, потому что Бог излил Свою любовь в каждое сердце и напоил нас одним Духом, но в каждом присутствует определённое несовершенство, что вызывает разногласия. Именно поэтому, я думаю, существует такое количество деноминаций и конфессий. Все они христианские, но называются по-разному: православная церковь, лютеранская, католическая, харизматическая, пятидесятническая…

Но Писание говорит, и я верю этому, что мы собраны как один народ, в конце концов Иисус придёт за одной церковью; не за гаремом, как сказал один человек, за Своей Невестой. Он не устраивает Себе гарем, но готовит для Себя одну красивую Невесту.

Итак, мы говорили, что, родившись в одну семью, мы с вами призваны в общение, поэтому, когда человек ходит один, сам по себе, и говорит: «Не приставайте ко мне, я в ваше собрание не пойду, у меня есть бог в душе, я верю сам в себе», Писание ничего не говорит о самодостаточности человека и о его вере в отрыве от церкви.

Назвав нас Своими детьми, Бог призывает нас и в общение. Апостол Иоанн в своём 1 Послании говорит: «Наше общение – с Отцем и Сыном Его, а ваше – с нами», т.е. Писание говорит, что мы должны общаться друг с другом. Я не верю в церковь отшельников, не верю в церковь самодостаточных людей или духовных суперменов, я верю в церковь, сообщество людей, объединённых одной верой, одним Духом, имеющих одно крещение. Церковь – это всегда общение, и нас Господь создал для общения с Собой и между собой.

Вы можете себе представить семью, где нет общения? Папа молчит, мама молчит и детишки молчат? Это – ужас, ужас и ненормальность! Проводили такой эксперимент: одного ребёнка попробовали продержать какое-то время без общения и с ним начали происходить патологические изменения чуть ли не до смерти. Знаете, одиночество – это тяжёлое испытание для человека.

Ещё одну интересную иллюстрацию даёт Апостол Павел, когда говорит о церкви: он называет её телом Христовым. Зададим себе такой вопрос: а что такое тело? Вы согласны, что это живой организм, состоящий из необходимых для человека членов? Посмотрите на тело своего соседа и предложите ему избавиться от чего-нибудь, кроме бородавок, мол, это тебе не нужно. Какова будет его реакция на ваше предложение? В нашем теле Бог предусмотрел взаимосвязь всех членов. В своём Послании к Коринфянам Павел говорит, что все мы — члены одного тела. Дух Святой поместил нас в одно тело, как Ему было угодно, и поэтому кто-то – глаз, кто-то – рука, а кто-то – уста; т.е. Иисусу Христу на земле нужны руки, глаза, уста, Ему нужно тело. Апостол Павел называет это тело церковью, Телом Христовым, наполненное Духом.

Вы замечаете, что наши члены не гуляют сами по себе, они великолепно соединены и могут помогать друг другу? Допустим, что заболел зуб и что происходит? Рука начинает утешать и поглаживать челюсти. Голова? Руки опять туда же, помочь, облегчить боль. Видите, какая взаимосвязь? Здесь есть определённая цель. Жить!

Когда Бог сотворил человека, Он вдохнул в него дыхание жизни; когда Иисус пришёл в нашу жизнь, Он дал нам жизнь от Бога. И теперь Его церковь выражает Его жизнь, и она течёт там, где тело целостно, не повреждено и не перетянуто жгутом. Если бы мы увидели двенадцать фрагментов тела, то сказали бы, что это расчленённый труп; но когда мы видим целостность тела и оно функционирует, мы говорим, что человек жив. Вот такую же жизнь Бог вдохнул в Свою церковь.

Обратимся вновь к Писанию, которое говорит, что мы – жилище Бога, Его Святой храм. Он не положил Себе другого места обитания, но приходит и Духом Своим обитает в церкви, приходит туда, где признают Христа, где посвятили жизнь Христу и приняли Его жизнь. Такая церковь – не просто собрание, Сам Бог пребывает в Своём жилище.

Писание даёт нам образ ветхозаветного храма. Во времена Ветхого Завета Бог присутствовал только в таком месте, которое называлось Святое святых: «Только там Я буду обитать, — сказал Бог, — только там человек может встретиться со Мной». Из семейства Аарона Бог избрал Себе священников, которые по чреде, т.е. по очереди, предстояли перед Богом во Святая святых один раз в год. Святое святых находилось в храме, который окружён был сначала внешним двором, затем – внутренним, потом стоял жертвенник и только за жертвенником находился вход во святилище и только потом человек мог попасть в Святое Святых, там где стоял ковчег завета. Один первосвященник имел право один раз в год войти в Святое святых для определённого служения; всякий другой человек, даже если бы это был левит, служащий при храме, карался смертью. Это – Святой Бог.

Что же делал первосвященник? Он входил в святилище, объявлял о жертве, кропил кровью жертвы место присутствия, где херувимы осеняли крышку ковчега завета, затем исповедывал свои грехи, грехи народа Израиля, и ходатайствовал пред Богом за себя и весь народ. На тот момент Богу было достаточно приносимой жертвы, чтобы не покарать Свой народ, ведь люди, находящиеся в завете с Богом, всё равно согрешали. Проходил один год и следующий первосвященник, принеся жертву, входил во Святая святых; и так повторялось из года в год.Автор Послания к Евреям говорит, что кровь жертвенных животных не могла ничего сделать, но святая Кровь Христа позволяет нам приходить в присутствие Бога; почему и написано: «Иисус со Своей Кровью вошёл в небеса, ходатайствуя за нас, приобрёл нам вечное искупление». О Нём Бог сказал: «Ты — Первосвященник на век», т.е, если земные священники рождались, умирали и ежегодно менялись, то наш Иисус стал великим и вечным Первосвященником над домом Божьим, через Которого мы можем приходить в присутствие Бога.

Так же Бог говорит, что каждый, верующий в Иисуса Христа, стал не просто верующим, но царём и священником Бога живого. Теперь, в Новом Завете, каждый верующий, через Иисуса, может входить в святилище и беседовать с Богом.

В церкви совершается определённое служение Духа Святого: объявляется о жертве, которую принёс Христос за всех нас и происходит соответствующее богослужение: причастие или Вечеря Господня, прообразом которой послужила первая вечеря Господа Иисуса, которую Он совершил со Своими учениками, её называют ещё Тайной Вечерей. «В тот вечер Иисус взял хлеб, благословив, преломил его и раздал ученикам, сказав, ешьте, это есть Тело Моё за вас ломимое. Так же взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Когда церковь собирается вместе, она, прежде всего, провозглашает жертву Христа, которой мы с вами искуплены. Какой ещё оттенок вносит в нашу жизнь служение причащения или Вечеря Господня? Мы с благодарностью вспоминаем эту жертву, принесённую Господом. Что делал израильский народ на Пасху? Он вспоминал, как Бог вывел их из Египта; что делают христиане, провозглашая Пасху Господню, мы уже об этом говорили; но когда они причащаются, т.е. совершают вечерю, они благодарят Бога, что Он отдал Сына Своего Единородного, чтобы вывести нас из рабства греха; не из Египта, но из рабства греха, из власти тьмы, из власти смерти и привести нас в Царство Своего возлюбленного Сына. Иисус отдал Свою жизнь, чтобы это стало реальностью для нашей жизни.

Второй смысл, который есть в причастии: мы смотрим вперёд с ожиданием; мы проповедуем Иисуса Христа распятого, воскресшего и вновь грядущего. Для чего Он грядёт? Один из моментов – судить этот мир; второй – для установления Своего Царства; и ещё, тогда Иисус возьмёт Свою Невесту — Церковь.

В 19 главе книги Откровение написано, что блаженны все, званные на эту Вечерю, на брак Агнца с Его Невестой. В 7-9 стихах этой же главы сказано, что жена приготовила себя, т.е. Церковь приготовила себя. И Апостол Павел записал для нас, что при гласе Архангела, при звуке трубы воскреснут мёртвые, а те, кто будет жив на тот момент, преобразятся в прославленные тела и будут восхищены Богом на небеса, чтобы пребывать в вечности.

Ещё какой смысл? Это – семья. Когда мы собираемся вместе, мы делим один хлеб и пьём из одной чаши; конечно, в нашей церкви вы видите несколько чаш, а если много народа, то и два хлеба, но вопрос не в том сколько?, а в том, что отламывая кусочек хлеба и делая глоток вина, мы становимся частью одного целого, частью одной семьи, искупленной Христом, частью Его Тела, Его церкви.

И ещё. Мы смотрим вверх с надеждою. Собираясь вместе, как церковь, мы ожидаем, что Иисус, Духом Своим, будет присутствовать среди нас, как Он и обещал. Когда наше сердце затронуто благодатью Божьей, затронуто словом Божьим, это делает Дух Святой, прославляя Христа. Когда мы говорим слова истины и они не оставляют нас равнодушными, это делает Дух Святой, чтобы мы могли на них реагировать. Иисус сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, Я там, посреди них». И Он здесь! Даже слушая слово Божье, кто-то из вас может получить исцеление, освобождение: только верьте и принимайте его!

Удивительным образом слово Божье сообщает нам Его жизнетворящую силу, приносит нам жизнь, а не смерть, приносит благословение, а не проклятие. Когда мы совершаем вечерю, провозглашая жертву Христа, Сам Бог начинает служить Своему народу в Своём Духе.

Мне очень нравится образ Невесты. Представляете, церковь названа в Писании Невестой Христа; и это – великая тайна. Раньше я не понимал, что такое тайна, но такой вот пример: в нормальных браках взаимоотношения между мужем и женой не выставляются напоказ, на всеобщее обозрение. Вы согласны со мной? Особенно интимная сфера отношений, то, что известно только мужу и жене, они – «одно целое», говорит Бог. Что происходит между мужем и женой покрыто тайной; и это нормально, когда супруги не очень-то распространяются о своих взаимоотношениях: хорошее или плохое, но хранить это между собою и самим это решать.Не нормально, если семейная жизнь выставляется напоказ, особенно интимная часть, то, что касается только двоих. Вы понимаете о чём я говорю? Это не нормально, пригласить в свою спальню третьего или нескольких, это сумасшедствие, или развращённость, или распущенность, я даже не знаю как и назвать такие вещи.

Павел говорит: «Это великая тайна взаимоотношений Христа и церкви», об этом может знать лишь тот, кто уверовал в Иисуса Христа, стал членом церкви Христовой. О таких отношениях невозможно рассказать, да, может, и не надо: это – глубоко личное, интимное. И несёшь это по жизни бережно и осторожно, чтоб не потерять или не расплескать. Вот и ходит такой человек счастливый-счастливый, а другим непонятно: «Ты чего такой счастливый»? «Христос же Жених»! «Как ты узнал об этом»? «Это – мои, личные взаимоотношения: я никогда не смогу пригласить тебя в них, а ты не сможешь пригласить меня». У нас всегда личные взаимоотношения с Богом.Во время личных взаимоотношений происходит тайна общения: это то, что отличает церковь от простой религиозной группы, в которой люди говорят: «Мы верим в Бога».

А что тебе Бог сказал? Я не знаю, должен ли Бог говорить, но мы Ему много наговорили. Многие люди много говорят Богу, а кто-нибудь услышал Его? Кто-нибудь услышал: «Где ты, возлюбленная моя»? Кто-нибудь услышал: «Как ты прекрасна, возлюбленная моя», даже если она чернокожая? Это я цитирую Песни Песней; удивительная книга, в которой рассказывается о взаимоотношениях двух влюблённых: жениха и невесты, мужчины и женщины. Они любят друг друга, жених не находит в своей невесте никаких недостатков, и невеста видит в своём женихе, в своём мужчине, только достоинства. Это – гимн настоящей любви!

Не такие уж мы совершенные, и не всегда понимаем, за что же Христос любит нас? Он знает, почему любит: Он Сам есть любовь; и теперь церковь, как написал Апостол Пётр, узнаёт совершенства своего Жениха.

Не знаю, переживали ли вы такие отношения, но сейчас всё обезображено, всё скомкано, запачкано грехом. В нормальном состоянии девушка, невеста, знающая своего жениха, обычно рассказывает своим подружкам о всех его достоинствах. Она может услышать: «Да ты посмотри на него, он – рыжий, конопатый»… «Какая разница: рыжий или конопатый, он такой прекрасный»! Она видит в нём только совершенства пока идёт влюблённая эйфория и не задавил быт. Это – хорошее состояние: первая влюблённость.

Бывает и так, что первую влюбленность затирает суета, запорошивает быт и остаётся не любовь, а привычка, но Бог говорит: «Ты возвращайся к своей первой влюблённости», чтобы видеть только лучшее в своём избраннике, только его совершенства. Думаю, что это любовь высшего порядка, которую ожидает встретить Бог в сердце каждого человека.

У Бога нет недостатков, Он – само совершенство, поэтому и Пётр говорит: «Мы призваны с вами узнавать Его совершенства и возвещать об этом другим людям». Мы же знаем, что Бог благ. Аминь?! Он – благ! Он благ в моей жизни; я, кроме любви, от Него ничего не получал, даже если Он и наказывает, наказывает в любви.

Но ещё Бог свят: у Него нет ни капли греха. Пусть никто, ни мужчины, ни женщины, не обижаются на меня, но всякая греховная привычка – этого нет в Боге, Он – свят! И в Его присутствие мы можем приходить только на основании святости Христовой. Он – совершенен: Он совершенен в Своей мудрости, действиях; всё, что делает Бог – совершенно. Смотря на Него и видя это, мы восклицаем: «Господи! Как Ты прекрасен»!

Как чудесен наш Бог, как неизмеримо величие могущества Твоё, как Ты свят и превознесён, Царь царствующих и Господь господствующих! Боже мой! Выше всех престол Твой и земля – подножие ног Твоих! Ты совершенен, Жених наш и мы ожидаем встречи с Тобой! Когда мы всё более и более познаём Христа, познаём Его совершенство, мы больше влюбляемся в Него и всё меньше в другие вещи, которые окружают нас. Слава Богу!

Знаете, есть ещё одна интересная закономерность: когда мы влюбляемся в Него, мы не можем удержать своей любви в сердце. Вы можете встретиться с такими «сумасшедшими» людьми, которые говорят: «Христос любит вас»! Знайте и не пугайтесь: это люди из церкви. Тот, кто познал любовь Христа, не может не сказать другим людям, что Бог любит их; он должен рассказать об этом, ведь это любовь Божья изливается из его сердца.

— Какой же твой Христос?

— Мой Христос замечательный!

Когда мы начинаем говорить о нашем Господе, то это – надолго. Допустим, мы затронем тему, что Бог сделал и продолжает делать в моей или вашей жизни? Чтобы поделиться и обсудить этот насущный вопрос, думаю, двух недель хватит, а может и больше; как Бог вёл нас к покаянию, как Он спасал, оберегал и продолжает оберегать нас… Нет, на это не хватит всей нашей оставшейся жизни.

Поэтому церковь, невеста Христа, знает своего Жениха и говорит о Его совершенствах и верности. В Писании Бог не менее 365 раз говорит: «Не бойся!». Вся история человечества подтверждает верность Господа; исполнилось и продолжает исполняться то, что предсказано пророками, когда Иисус придёт как Царь царей. Невеста Христа, церковь, молится, как написано: «Дух и невеста говорят: приди! Приди, жаждущий, и напейся воды жизни даром. Благословен Грядущий! Гряди, Господи Иисусе, приди в этот мир»!

Теперь выясните: вы в церкви или нет?

Я не сказал ни об одном куполе с крестами; не сказал вам ни об одном человеке в рясе или без рясы, не сказал ни об одном кресте в ухе или на груди, я рассказал вам как Бог смотрит на Свою церковь. Теперь вам нужно выяснить: вы – в церкви или нет; потому что Христос придёт за Своей церковью.

Да благословит Господь вас и ваши семьи. Ну, и верующие люди могут сказать: Аминь!

Брат Вячеслав

Опубликовано вВопросы жизни
Поделитесь с друзьями: