Перейти к содержимому

Да будет украшением вашим …

В этой статье будет рассматриваться вопрос, который волнует многих современных верующих: может ли женщина-христианка носить украшения и пользоваться косметикой? Цель автора – доказать, что Библия не запрещает женщинам-христианкам использовать косметику и украшения, подчеркивая при этом, что главная и настоящая красота же…

нщины – не ее внешность, но ее скромность и богобоязненность.

В данной статье использованы текст Синодальной Библии 1876 года, некоторые комментарии к Библии, книга «Как вести себя верующему» протоиерея Андрея Устюжанина, книга «Этика служителя» Бартона Пирса и некоторые другие источники.

Писание дано нам от Бога и является для нас наивысшим авторитетом: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Каждый христианин нуждается в твердом основании, чтобы вести достойную жизнь. Иисус поясняет, что человек, который поступает так, как Он учит, сможет противостать любой проблеме: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Матф. 7:24-25).

Как выражается наша принадлежность христианской вере в повседневной жизни? В чем заключается смысл слов Иисуса «Вы – свет мира», каким образом и до какой степени мы должны отделиться от мира, в котором живем и который, мягко говоря, не отличается высокой моралью. Мода и мирская система ценностей проникает сегодня в Церковь, что обязывает духовных служителей принимать меры для сохранения благоговения и благопристойности в проведении богослужения, для освящения народа Божия.

С первых веков христианства вопрос внешнего вида является предметом проповедей и постановлений. Нельзя сказать, что первые христианки не пользовались косметикой или украшениями. Женщинам Коринфа, Ефеса и Рима нужны были наставления и увещевания в вопросах внешнего вида.

В своих наставлениях отцы Церкви – Августин, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие призывали христианок к скромности, подчеркивая, что гораздо целесообразнее тратить свое состояние на нужды людей, чем на украшения.

В современных Церквах мы видим двоякое отношение к этому вопросу. Некоторые придерживаются строгих норм и конкретных инструкций по длине, форме, цвету одежды, стилю прически и т.д., другие проповедуют так называемую христианскую свободу, игнорируя библейские принципы.

На протяжение всей истории Церкви предпринимались попытки создать определенный кодекс внешнего вида. Сегодня многие Церкви имеют подобные установки и правила внешнего вида и поведения своих членов. Являясь членом определенной поместной Церкви, христианин должен считаться с этими установлениями. Но в то же время мы должны ясно понимать разницу между непреложным библейским принципом и церковной формой, которая постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к современному обществу и его вкусам.

Мнение на этот счет православного священника Андрея Устюжанина: «Одежда христианки должна быть однотонная, не цветная или пестрая, не в обтяжку, не обнажающая тела. Неуместны спортивные костюмы, брюки, джинсы, а тем более шорты или платья с глубоким вырезом. Неуместны украшения – серьги, бусы, браслеты. Об украшающей себя женщине можно сказать одно, что она думает не о Боге, а о том, как заявить о себе и привлечь внимание к себе. Недопустимо использование и косметики. Разрисовывание лица берет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов. Изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что она поклоняется не Богу, а своим страстям».

Высказывание священномученика Каприана Карфагенского: «Скажи мне, модница, неужели, поступая так, ты не боишься, если Творец твой в день общего воскресения не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою. Скажет строгим голосом: «Это не мое создание. Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным тебе цветом, вид твой искажен ложью, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие тебе дал Бог, но какие подделал дьявол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змея, враг убирал твои волосы – с ним и гореть тебе!»

С вопросом «Может ли женщина- христианка носить украшения и пользоваться косметикой?» автор обратилась к служителям одной из ташкентских Церквей. Вот их ответы.С. К.: «Безусловно, да. Во все времена женщины стремились быть красивыми и следили за своей внешностью. Возьмите, как пример, царицу Есфирь. Прежде чем она вошла к царю, ее готовили в течение 12 месяцев (Есф. 2:12): «Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу, после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, – ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, – тогда девица входила к царю».

Во времена Нового Завета тоже использовали ароматические (косметические) вещества (Матф. 26:6-7): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову…» Думается, что Бог не против того, чтобы мы следили за своей внешностью. Одежда и внешний вид – показатели нашего духовного состояния и наших моральных ценностей, нашего характера. Смиренный христианин желает угодить Христу во всех сферах жизни. Мы не запрещаем пользоваться косметикой, но просим приходить на богослужение более приготовленными внутренне, нежели внешне.

А. Б.: «Человек ничего не может ни прибавить, ни убавить. Для чего христианки красят волосы, выщипывают брови или пользуются косметикой? Им хочется быть красивыми. Когда Ноеминь научила невестку свою пойти на гумно к Воозу, она сказала ей: «… умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои» (Руф. 3:3). Но Бог видел прежде всего ее преданное и смиренное сердце. Также и верующим девушкам и женщинам необходимо прежде искать Царства Божия, но не забывать и следить за собой».

Р. Д.: «Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не пользовался косметическими средствами. Каждый из нас стрижется, бреется, моется, чтобы выглядеть аккуратно. В библейские времена большинство мужчин-евреев носили нижнюю и верхнюю одежду и сандалии. Они не очень-то следили за модой, и покрой их платья не менялся на протяжение веков. Мужчины носили драгоценности и украшения. Нередко это был перстень, иногда им запечатывали письма. Женщины носили одежду, сходную с одеждой мужчин. Их одежда была из шерсти, хлопка и льна. Женщины также носили сандалии. Женщины носили множество украшений, включая браслеты на запястьях или выше лодыжек. Они пользовались косметикой, подкрашивали ресницы, делали маникюр и педикюр, пользовались душистыми маслами: ладаном и миррой из Африки, алоэ и нардом из Индии, шафраном из Палестины и т.д. Священное Писание не запрещает пользоваться косметикой и носить драгоценности, но для Бога важно состояние сердца».

Что можно отнести к косметике? Косметика включает в себя туалетные принадлежности и предметы, предназначенные для ухода за лицом и телом. К разряду косметических средств относятся моющие средства: мыло, шампунь, гель, бальзам; средства по уходу за кожей: крем, маска, лосьон, тоник; косметика для лица – крем, пудра, тушь для ресниц, губная помада, румяна; парфюмерия: духи, дезодорант и благовония.

Тем, кто запрещает пользоваться косметикой, следует учесть, что сегодня без нее не обходится практически никто. Мы все купаемся, стрижемся, бреемся, подстригаем ногти и делаем многое другое с целью выглядеть аккуратно и прилично. Разве кто-то может определить, чем можно пользоваться, а чем нет?

Использование косметики уходит своими корнями в древность. Растительные масла использовались для принятия ванн. Такая практика широко была распространена в древней Греции. К 1 веку н.э. египетская, римская, греческая культуры Среднего Востока изобрели и внедрили такие косметические средства, как пудра для отбеливания лица, сурьма для подкрашивания век, ресниц и бровей, румяна для щек и щетки для чистки зубов. Для изготовления всего этого использовались природные ресурсы: миндалевое и оливковое масло, цветы и специи. Косметика для лица, краска для волос, парфюмерия и духи были широко распространены в западной Европе с 13-го века. Африканский континент развивал искусство причесок, Восток – парфюмерное искусство.

Еврейские женщины использовали косметику, которую делали сами. Черной пудрой, смешанной с маслом, они красили ресницы. Губной помадой служила красная паста, которой натирали губы. Ногти на руках и ногах окрашивали хной. Благовониями пользовались только богатые женщины Палестины. В Иерусалиме существовала гильдия парфюмеров, которая строго хранила тайны своего ремесла.

Поговорим об украшениях. Украшения – это предметы одежды или аксессуары, используемые в декоративных целях. Их применение старо, как история. К украшениям относятся предметы из золота и серебра, драгоценные и полудрагоценные камни. С древних времен украшения считались показателем состоятельности и зажиточности. В Писании мы часто видим, что украшения являлись признаком благосостояния, радости и счастливой жизни: «И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец» (Иез. 16:12).Желание украшать себя естественно для женщин: «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой?» (Иер. 2:32).

Еврейские женщины отращивали волосы, заплетая их в несколько косичек или носили распущенными. Иногда они закручивали волосы вокруг головы и украшали их монетами и драгоценными камнями. Замужние женщины украшали себя своим приданым, которое они в виде монеток носили на чепце, – это являлось признаком зажиточности семьи. Им нравилось носить браслеты на руках и лодыжках. Иногда они носили головное украшение из золотых цепочек. Богатые мужчины и женщины носили кольца. Мы имеем представление об их украшениях из списка того, что израильтяне пожертвовали на строительство скинии: «… и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу» (Исх. З5:22).

Читая Ветхий Завет, трудно не заметить пышность и красоту скинии, храма и одежд священников. Бог через Моисея дал подробные указания, как изготовлять многочисленные предметы скинии и одежды. Одежда священника состояла из украшенного вышивкой хитона, поверх которого надевался ефод, вышитый чистым золотом. Поверх ефода надевали стяжной хитон, а сверху – нагрудную пластину, украшенную двенадцатью большими драгоценными камнями. Это были красивые, дорогие одежды и украшения.

Современные проповедники, как и многие отцы Церкви, говоря об одеждах и украшениях, ссылаются на два места Писания, которые схожи между собой. Можно предположить, что они являются частью тогдашнего кодекса поведения и одеяния женщин: (1 Тим. 2:9-10) «… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»; (1 Петра 3:3-5) «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям».

«Плетение волос» считалось искусством и было популярно среди римских и греческих дам. Заплетенные волосы возвышались на несколько сантиметров над головой и были переплетены золотыми цепочками или нитками жемчуга. Сегодняшним эквивалентом будет являться изысканная, дорогостоящая и экстравагантная прическа.

Апостолы Павел и Петр ясно показали, что женщине-христианке следует стремиться к красоте духа и характера. Ее целью должно быть желание угодить Богу. Однако это не исключает возможности следить за собой и выглядеть опрятно.

Итак, какая же внешность – «правильная»? Сегодня мы не имеем права просто отмахнуться от этого вопроса, сославшись на то, что внешний вид – вопрос личного предпочтения.

Следует учитывать, что понятия о скромности, приличии и украшениях в разных народах различны. Если европейский христианин войдет в африканское племя, где девушкам за каждый год жизни надевают на шею обруч, и начнет проповедовать необходимость отказа от украшений, то эти женщины просто умрут от перелома шейного позвонка. Поэтому необходимо предлагать именно библейский принцип скромности.

Многие ссылаются на 1 Цар. 16:7: «Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце», чтобы оправдать свой внешний вид. Этот отрывок не поддерживает ни тех, кто проповедует вседозволенность во внешнем виде, ни тех, кто выступает за запреты и ограничения. Господь смотрит на сердце – цели, мотивы и обстоятельства, побуждающие нас к каким-либо поступкам. Если в сердце человека есть желание своим внешним видом показать превосходство над другими, завоевать расположение или признание, то Господь осуждает их – не за новый галстук, машину или губную помаду, а за тщеславие и гордость.

Несомненно, внешняя реформа является результатом внутренней перемены, а не установленными рамками и правилами «правильного» вида. Если человек пользуется только рамками и правилами, возникает опасность лицемерия и наблюдается манипуляция Писанием, которое ни в Ветхом, ни в Новом Завете не запрещает украшения.

Почему же вопрос внешнего вида во все времена волновал многих? Почему он и сегодня является полем битвы? История одеяний и украшений иллюстрирует борьбу человечества между гордостью, похотью и жадностью, с одной стороны, и смирением, скромностью и щедростью – с другой. Можно достоверно сказать, что духовное пробуждение и упадок Церкви отражались и на внешнем виде христиан – либо в виде напыщенности, откровенности и экстравагантности, либо в виде жестких реформ и правил.

Господь желает, чтобы Его народ был Его украшением: «Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением…» (Иер. 13:11).Писание призывает к скромности во всех сферах жизни – от поведения и имущества до внешнего вида. Это принцип, применение которого может принимать различные формы в зависимости от времени, культуры и ситуации. Один проповедник сказал, что косметикой должны пользоваться именно христианки, а не мирские женщины. Христианки просто делают свою внешность соответствующей красоте их духа, а мирские женщины тщетно пытаются отобразить то, чего на самом деле нет.

Опубликовано вХристианская этика часть 1
Поделитесь с друзьями: