На начальную | Статьи | Образ Божий в человеке   11 июня 2009 г.  

Образ Божий в человеке

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27)
«Впервые в истории планеты та Сила, которая движет мирами, – космический Разум, скрытый за миром явлений, – отобразилась в личностном, тварном существе»
«В тот момент, когда в существе, обретшем форму человека, впервые вспыхнул свет сознания, когда он стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и духа. "Прах земной" (как называет Библия психофизическое естество человека) сделался носителем "души живой"»

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). Хотя на всей организованной материи можно видеть отпечаток ее разумного происхождения, разум в природе – это скорее незавершенная «программа», он безлик, «диффузен», распылен. Только на человеческом уровне он становится подлинным «образом и подобием» своего Творца. Вселенский Божественный Разум (Логос), проявляющий себя в эволюции мира, более всего отображен в личностном разуме и сознательной воле человека.

Бог, открывающийся как абсолютное Совершенство, приобщает человека к процессу вечного совершенствования. Разумеется, этот процесс не может ограничиваться малым отрезком временного бытия; бессмертие человеческой души есть залог ее богоуподобления. Создатель неограничен. Человек не знает и не может знать всего. Это значит, что наше познание всегда будет неполным, и поэтому оно всегда подвержено ошибкам. Это должно вызывать у нас чувст¬во смирения, невзирая на то, какими бы ни были наши достижения. Ограниченность распространяется практически на все достижения и возможности человека. У человека всегда существовала тенденция оплакивать свою ограниченность. Некоторые считают ограниченность результатом греха. Но из Библии видно, что человек был создан ограниченным, и все же он был оценен Богом очень высоко (Быт. 1:31). Да, конечно, ограниченность может привести ко греху, но сам факт ограниченности еще не производит грех. Скорее, неверное отношение к ограниченности может привести ко греху.

Существует также мнение, что преодоление ограниченности, особенно в интеллектуальном плане, дает возможность избавляться от греха. Но жизнь свидетельствует о том, что высокий интеллектуальный уровень дает также возможность грешить более изощренно. Пренебрежение фактом человеческой ограниченности всегда приводило к серьезным духовным последствиям, как это можно увидеть из опыта эпохи Просвещения.

Грехопадение Адама и Евы можно воспринимать, как желание преодолеть свою ограниченность, что привело к самым тяжелым последствиям (Быт. 3). То же желание привело к грехопадению ангелов (Иуд. 6). Следовательно, нужно считаться с тем, что мы ограничены в определенных рамках. Мы не являемся Богом. Мы не можем и не должны быть Богом. Бог предоставил для нашего развития достаточно широкие рамки и возможности, но нужно отдавать себе отчет в том, что эти рамки существуют.

Грехопадение – событие, ставшее поворотным моментом в судьбе человечества, описано очень простыми словами: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?... И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1, 6). Поскольку Адам и Ева владели достаточными познаниями о различии добра и зла, чтобы правильно направлять свои действия, согласовывать их с волей Божией, то очевидным является, что новое знание, которое они получили относительно добра и зла, имело совершенно другой характер. Произошло познание зла собственным опытом и познание добра через его утрату. Получилось так, что пассивная святость и праведность первого человека не выдержала натиска зла, не стала активной.

Всеобщая греховность – позиция кальвинистской теологии относительно состояния человека после грехопадения. Итак, Адам – в раю. Еще безгрешный, с полной свободой воли. Вот он, нарушив волю Бога, ест запретный плод. Адам становится грешным, и через него же грех распространяется на все человечество. Все люди без исключения становятся грешными, поскольку с рождением получают этот первородный грех, который еще и усугубляют своей порочной жизнью. Первородный грех нашего прародителя повлек, в свою очередь, за собой другую, гораздо более серьезную проблему – неверие в Бога.

Не слишком ли мрачно наше утверждение, что все люди грешны перед Богом? Может, кто-то имеет право считать себя безгрешным? Нет, Священное Писание говорит теми же словами: «все под грехом» (Римл. 3:9); «все согрешили и лишены славы Божией» (Римл. 3:23); «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоан. 1:8).

Библия отмечает непреодолимую склонность человека ко греху, ставшую истинной природой его: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?» (Иер. 13:23). Если такое понимание греха – кальвинизм, тогда в кальвинисты можно зачислить Иоанна Кронштадского, поскольку он подобным же образом говорил на эту тему, только у него – «араб» и «рысь – зверь-пеструшка» («Моя жизнь во Христе», М., 1991, с. 19). Теперь посмотрим, что говорит Писание о делах мира: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). Но почему же так однозначно? Неужели никто не делает добра? Даже странно... Но добрыми Библия называет лишь те дела, которые угодны Богу. В их основе лежит бескорыстное желание прославить Бога. К чему совершенно неспособен неверующий человек. Даже самые лучшие из его дел будут грешны в своей основе, поскольку к ним неизбежно примешиваются плотские помышления, а «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл. 8:7-8).

Посмотрим теперь, как в свете предопределения кальвинизм рассматривает вопрос спасения человека. Еще до создания мира Бог предвидел (и одновременно установил), что человек, предоставленный своей собственной свободной воле, не устоит в праведности. Поэтому Богом был установлен план спасения грешного человека через Иисуса Христа. Этому находится подтверждение в словах Библии о жертве «Христа, как непорочного и чистого агнца, Предназначенного еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:19-20). Уместно задать вопрос: если бы не было установлено, что человек обязательно согрешит, тогда зачем до создания мира предназначать агнца?

Часто современный человек считает для себя унизительным верить в грехопадение и признавать свое нелестное положение в результате этого. Доктрина первородного греха представляется современному человеку малопривлекательной. Она задевает его гордость и чувство собственного достоинства. Но мы не можем отрицать того, что именно эта доктрина дает объяснение природе человека. Как удачно заметил Паскаль, «ничто не обижает нас столь грубо, как эта доктрина, и все же без этой тайны, которая самая непонятная, мы непонятны для самих себя». Таким образом, понимание грехопадения объясняет природу человека. Одним из самых существенных моментов для понимания человека является то, что человек есть падшее существо и нуждается в спасении. По словам Секретена, следует признать, что «сознательно или бессознательно религии признают некоторый беспорядок, некоторое нарушение в человеке, которое следовало бы восстановить». В сознании человека всегда присутствует чувство вины и ущербности, которое порождает попытки искупить эту вину. Можно считать, что это чувство и является отголоском того переломного момента, когда человек оказался отделенным от Бога.

В библейском понимании грехопадение – это восстание человека против Бога. Это крушение духа, утвердившего себя не в Боге, а в самом себе. Сущность грехопадения заключается не в вине одного Адама, а во всеобщем отступлении от Бога. Как говорит апостол Павел, в нем (то есть в Адаме) «все согрешили» (Римл. 5:12). Поэтому мы несем на себе печать этого трагического события и можем осознавать себя участниками грехопадения. Оно совершилось на уровне, превышающем индивидуальное сознание, но охватывающем весь вид в целом. Поэтому каждый рождающийся в мир человек причастен греху, будучи «клеткой» общечеловеческого духовного организма.

Картина природы человека выглядит довольно печально, но она отражает действительность. Не в состоянии принципиально изменить себя, раздираемый противоречиями, человек томится в пустыне безнадежности. Христианство открывает именно такой взгляд на природу человека, однако это не полная картина, а только одна сторона действительности.

Несмотря на удручающее положение и противоречия, существует возможность их разрешения. Христианство указывает путь преодоления противоречий. Он заключается в личности Иисуса Христа – истинного Бога и истинного Человека.

Доктрина божественного образа находит свое совершенное выражение во второй личности Божественной Троицы, Которая явила истинный образ Божий. Можно сказать, что соответственно этому образу и был создан человек. Именно благодаря тому, что человек был создан согласно образу Божию, Христос смог воплотиться, оставаясь при этом Богом. Посредством этого особого родства Сына Божия с человеком и человека с Сыном, стало возможным, чтобы Слово стало плотью. Таким образом, Христос сохранил полный и точный образ Бога в человеке и поэтому смог стать Спасителем всего греховного человечества, возрождая в человеке моральное подобие с Богом в праведности и истинной святости. Иисус Христос находился в совершенном общении с Отцом. Они были едины. Это единство прекрасно прослеживается в Его первосвященнической молитве (Иоан. 17). Его жизнь была направлена на прославление Отца. Хотя Иисус был необычным человеком – абсолютные атрибуты Божии присутствовали в Нем не в редуцированном виде, а в полной мере – в этом отношении для человека Он недосягаем, однако в проявлении нравственных атрибутов в Своей жизни он является идеалом и примером для всех людей. Именно это совершенство служило основой совершенного общения и единства с Отцом. Иисус повиновался воле Отца беспрекословно. Свидетельство тому – молитва в Гефсиманском саду (Лук. 22:42). Его нравственная природа, не испорченная грехом, полностью гармонировала с природой Отца – противоречий быть не могло. Иисус всегда проявлял любовь – одно из основоположных качеств Бога. Знаменательны Его забота об Израиле (Матф. 9:36; 10:6), Его сострадание больным (Марк. 1:30-34), Его сочувствие скорбящим (Лук. 7:13), Его прощение (Лук. 7:47).
Человек может считать себя человеком в полном значении этого слова только в том случае, если отражает в себе, подобно Христу, весь спектр образа Божия.

Различие между Иисусом Христом и другими людьми внешне не было видимым. Даже у членов его семьи не было никаких сомнений относительно его человеческой природы. И все же Иисус был особенным Человеком. В Своем учении и служении Он раскрыл тот факт, что человек грешен, отчужден от Бога по своей природе. Он обращался к самым глубинным человеческим потребностям. Обремененным грехом и виной Он даровал облегчение, пользуясь Своим авторитетом, что вызывало недовольство тех, кто считал, что Иисус узурпирует Божию власть (Марк. 2:7). Ожидающим Божия спасения Он говорил об исполнении их надежды (Матф. 11:4-6). К тем, кто был жертвой общественных разделений, разногласий и проблем, Он относился с милосердием и состраданием (Марк. 1:22-28). Он не был бесхарактерным и резко осуждал фарисейство современных Ему религиозных лидеров. Своей прямотой и честностью Он нажил Себе большое количество врагов (Марк. 2:6-7).

Центральной темой Его учения было Царство Божие – Царство, дверью в которое Он Сам являлся. Его делами и Его словами было положено основание этого Царства, а отношение ко Христу стало определяющим в отношении к Богу. Но что не менее важно, Христос показал Своей жизнью, в чем сущность человека и каким он должен быть. Он испытал на Себе всевозможные искушения, но ни разу не согрешил; всегда из борьбы с грехом Он выходил победителем (1 Петр. 2:22; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15). Между высокими этическими требованиями Его учения и Его собственной жизнью не было никаких противоречий и разногласий. Он был действительно святым (Лук. 1:35), праведным (Ис. 53:11), кротким (Зах. 9:9), милостивым (Евр. 2:17).

Все нравственные атрибуты Божии, как отражение образа Божия в человеке, были представлены в Нем в совершенном виде. Особого внимания заслуживает то, как Христос проявлял жертвенную Божию любовь к грешникам, вплоть до крестной смерти. В Нем проявились и такие абсолютные атрибуты Божии, как: всемогущество (Матф. 28:18), всеведение (Кол. 2:3), вездесущность (Матф. 18:20), вечность (Иоан. 1:1-15) – как свидетельство Его Божественной природы. Иисус Христос представил миру совершенное воплощение образа Божия в человеке во всей его полноте и многогранности (Иоан. 14:9)

.

Поскольку Христос является истинным образом Божиим и в то же время Творцом нового человека, то в Нем и только в Нем мы имеем возможность и силу для возрождения. Пребывая во Христе, мы относимся к «новому творению» (2 Кор. 5:17). Сам Христос является ключом к процессу преображения. Апостол Павел писал: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Римл. 8:29). Уподобление образу Христа – это вовсе не мистическое размышление о Господе, но это значит быть подобным Христу.

В другом месте Павел выражает направление христианской жизни такими словами: «… чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Филип. 3:10). Здесь мы видим, что, с одной стороны, Христос, как Человек, представляет человека в Своем воплощении, смерти и воскресении. Он умер, чтобы все могли жить. А с другой стороны, Его смерть является «представительным» актом, в котором Его народ должен принять участие. Так как Христос разделил унижение человека, то человек через Него может приобщиться к Нему. Только через силу Его воскресения образ Божий, выраженный в совершенном виде во Христе, реализуется в нас, когда мы становимся подобными Ему.

Невозможно до конца понять, как Христос мог совместить в Себе две природы: быть истинным Человеком и истинным Богом – это тайна воплощения. Но именно в этом чудесном соединении заключается выход человечества из погибели, решение загадки его природы. Только Бог мог быть Спасителем, и только через принадлежность Спасителя к человечеству человек мог быть восстановлен в своем положении перед Богом.

Иисус совершил дело Бога. Он пришел в среду людей, спас их, простил их, возвратил их в Божию семью. Он раскрыл природу человека не только в том виде, в каком она является – слабая и нуждающаяся в Боге, но и в том виде, в каком она должна быть у истинного человека. Таким образом, только Христос может устранить пропасть между Богом и человеком и сделать человека таким, каким он должен быть, каким он сотворен Богом. Он возрождает истинную природу человека.

У человека есть начало, но нет конца – душа его бессмертна. Грехопадение не повлияло на вечность человеческого существования в том смысле, что душа человека осталась бессмертной. Однако человек умер духовно, утратив связь с Источником истинной жизни, также он стал физически смертен.

После возрождения человек обретает общение с Богом – воскресает духовно. Бог дарует верующему жизнь вечную (Иоан. 3:14-16), а смерть физическая становится дверью в жизнь вечную, в присутствие Божие. Основанием такой надежды является воскресение Христа: «То, что крест провозгласил, пустая гробница подтвердила – Христос жив, и человек может жить в Нем». Писания Нового Завета открывают нам, что ожидание воскресения есть не просто выражение надежды, но достоверный факт. Таким образом, жизнь вечная для возрожденного человека – вечное пребывание в присутствии Бога, где его ждет вечное наследие (Евр. 9:15), вечная слава (1 Петр. 5:10), вечное вознаграждение (Иоан. 4:36), вечная радость (Ис. 51:11) и многое другое, что часто непонятно для земного менталитета: «… мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Грешник также будет жить вечно, в смысле вечного существования, но его жизнь можно скорее назвать вечной смертью, ибо его ждет вечное осуждение (Марк. 3:29; Евр. 6:2), вечное наказание (Матф. 25:46), вечная погибель (2 Фес. 1:9), вечный огонь (Матф. 25:41).

Подводя итог обзора изменений в природе человека в результате возрождения, можно сказать, что не все проблемы и противоречия исчерпываются актом рождения свыше. Дисгармония и несовершенство все еще присущи возрожденному человеку. Однако после возрождения появляется принципиально новый качественный элемент, без которого жизнь человека оказывается неполноценной. Он приходит к Истине – и поэтому его жизнь наполняется истинным смыслом и становится истинной жизнью. В Боге человек начинает жить согласно своему истинному предназначению. Господь сотворил человека с определенной целью, и после того как человек обретает мир в Боге, эта цель начинает осуществляться. Жизнь верующего, таким образом, уже не может быть бессмысленной и бесцельной – она соответствует своему высшему и истинному смыслу.

В Боге человек обретает целостность, а его жизнь достигает полноты (Иоан. 10:10). Он восстанавливает совершенство и полноту образа Божия, заложенного в его природе. В Господе человек находит счастье, которое еще недавно казалось ему призрачным. Он получает мир, невзирая на то, что еще многие его проблемы не нашли своего разрешения. Обретает святость, хотя его святость – не абсолютная безгрешность, как святость Самого Бога. Возрожденный человек обретает праведность как декларативный акт невиновности в силу заслуг Христа, Который освобождает от наказания за грех, восстанавливает благоволение Божие, избавляет от чувства вины, вменяет праведность Бога. У родившегося свыше человека возрождается истинная Божия любовь, которая была извращена в результате грехопадения. Он обретает веру и уверенность, получает силу преодолеть страх. И все же он еще не полностью утрачивает побуждения старой природы. Его сердце оказывается полем битвы, противостояния старой, плотской природы и новой, духовной.

Он обретает духовный мир, хотя жизнь его не безмятежна, духовную свободу – хотя остается зависимым от физических условий мира. Получает вечную жизнь, но остается смертным; могущество в Боге – но остается уязвимым. Обретает новый разум, хотя не может осмыслить все свои проблемы, продолжая думать не только о небесном, но и о земном. У него возникают новые отношения, новые мотивы, хотя новое не вполне вытесняет старое. Он становится творческой и созидающей личностью, отражающей образ своего Творца.

Надо заметить, что в результате возрождения не происходит волшебного чуда, мгновенного разрешения всех проблем человеческой природы. Возрождение оказывается началом пути в решении этих проблем, а не его завершением. Дисгармония, дисбаланс, присутствующие в природе человека, не исчезают полностью после рождения свыше, но они приобретают иное звучание. Если до возрождения противоречивость человека была бесцельна, лишена всякого смысла, то после возрождения она гармонизируется определенным образом и начинает функционировать созидательно в конкретном направлении. Конечно, такое положение вещей не стабильно и движение может обратиться вспять, но только такая ситуация предоставляет возможность для развития, для разрешения противоречий – другими словами, для жизни. Таким образом, человек, пришедший к Господу и родившийся свыше, не должен успокаиваться на достигнутом. Не должны вызывать отчаяние оставшиеся в его природе недостатки и разочаровывать поражения в духовной борьбе. Наоборот, все трудности, недостатки, противоречия и даже поражения должны служить поводом и основанием для духовного возрастания.

Поговорим о природе человека в вечности. В богословии существует несколько терминов для обозначения будущего спасенных людей, но наиболее общепринятым является слово «небеса». Этот термин нуждается в объяснении, поскольку употребляется в Библии в нескольких значениях. Первое значение космологическое: выражение «земля и небо» в значении вселенной (Быт. 1:1; Матф. 5:18), места расположения небесных светил (Матф. 24:29), воздуха (Матф. 6:26). Второе – это фактически синоним слова «Бог» (Лук. 15:18, 21). Третье значение слова «небеса» – это собственно то значение, в котором мы его и будем употреблять – место обитания Бога (Матф. 6:9; 7:21). Как жилище Божие, небеса являются также местом, где верующие будут пребывать в вечности: «… потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17). Мы знаем, что наш Господь, с Которым мы будем жить в вечности, будет пребывать в присутствии Отца (Иоан. 20:17), и Он уже там находится (Евр. 9:24). Следовательно, пребывать с Господом – это то же самое, что находиться на небесах. Апостол Петр говорит, что верующие рождены свыше «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силой Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петр. 1:4-5). Апостол Павел говорит подобное о «надежде на уготованное вам на небесах» (Кол. 1:5) и о будущем, когда все на небе и на земле будет соединено во Христе (Еф. 1:10).

Обретение нового духовного тела свидетельствует о том, что после воскресения уже не будет места для противостояния плоти и духа и всех исходящих из этого противоречий природы человека. Грех и греховные склонности, влиявшие даже на возрожденного человека, будут полностью удалены от него. Воскресение – это спасение не только души человека, но всей его личности от греха и погибели. Это обретение совершенной чистоты и святости, характеризующей все естество человека, и новой, совершенной среды обитания. Как было уже отмечено, небеса в том значении, в котором мы его рассматривали, – это прежде всего место обитания Бога. Поэтому небеса будут местом необычайной славы, красоты и величия. Во многих ветхозаветних пророчествах представлены величественные картины грядущего века, когда вся природа будет возобновлена (Ис. 65:17; 66:22). В Послании к Римлянам (8:18-25) Павел также выражает эту идею, показывая взаимосвязь природного мира и состояния человека и славное будущее полного возобновления природы в гармонии с воскресшими для славной свободы детьми Божиими. В Откровении небеса показаны как Небесный Иерусалим, Град Божий, сходящий с небес на землю (Откр. 21:1; 22:5). Основание этого города – «новое небо и новая земля» (21:1).

Из текста Писания мы можем сделать некоторые выводы.

1. Небеса будут определенным местом, а не просто внутренним состоянием, что подтверждается тем фактом, что Христос имеет восставшее из мертвых и прославленное тело, и такими же телами будут обладать христиане. Кроме того, Христос говорил о приготовлении места (Иоан. 14:2).

2. Небеса будут прекрасно приспособлены для совершенных людей. Все символы, используемые в книге Откровение, свидетельст¬вуют о совершенстве. Золото и драгоценные камни свидетельст¬вуют о нравственных ценностях, белые одежды – о чистоте, вода – о жизни, столпы в храме предполагают стабильность характера, короны символизируют победу, свет – Божие присутствие, город – идеальное общество: «И не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21:27). Особый интерес для нас представляет внутренний аспект небес. Часто в популярных изложениях небеса описываются как место особых физических удовольствий, как место, где исполняются все желания человека в полной мере. Но это чисто земное представление о небесах. В правильном понимании, небеса – это прежде всего присутствие Бога, а Его присутствие – источник всех последующих благословений.

3. Присутствие Божие означает, что мы будем иметь совершенное знание, ибо будем видеть Бога и знать Его непосредственно. Апостол Павел объясняет это так: «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:9-12). Это означает, что все проблемы человека, связанные с ограниченностью его познаний, будут навсегда разрешены, больше не будет места для невежества и сомнений. Не будет больше надобности преодолевать верой неведение. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13), и это потому, что в вечности надежда исполнится, а миссия веры уже исполнилась. В силу совершенного знания неверие, сомнение будут просто невозможными и во всем будет только преображенная и очищенная от всевозможных наслоений любовь.

4. Небеса характеризуются отсутствием зла вообще и в самой природе человека: «Отрет [Бог] всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Не только последствия греха, но и сам источник греха будет уничтожен (Откр. 20:10).

5. Небеса являются вознаграждением. Принцип степени награды и наказания явно прослеживается в учении Нового Завета. Награда обещана победителям и соответствует различным формам служений и борьбы.

6. Небеса являются реализацией. Это означает, что на небесах все наши способности получат полное выражение и реализацию. Каждый человек получит возможность проявить все свои возможности и положительные особенности, о чем будет свидетельствовать его новое имя (Откр. 2:17). Образ Божий, отраженный в природе человека, проявится во всей своей полноте, противоречивость и антагонизм будут устранены, и праведники смогут соединиться со Христом как единосущные, имеющие общую природу, исходящую от Творца (Иоан. 14:3; Откр. 3:21; 5:12-13; 7:17). Христос представлен как центральная фигура на небесах. Его отношение к нам как Спасителя соединит нас навеки нерушимыми узами единства и любви.

7. Небеса являются бесконечным возрастанием. Павел провозгласил, что мы знаем отчасти, но будем знать, как мы познаны (1 Кор. 13:12). Он молился, чтобы христиане могли «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19). Процесс духовного возрастания никогда не будет прекращен в вечности, ибо направлен на сообразование с образом Божиим, который не имеет границ. Сама природа духа предполагает безграничность. Может показаться, что нравственное совершенство не может быть безграничным. Но совершенство не является чем-то статическим, не является достижением какого-либо конечного и неизменного состояния. Оно включает свободу от греха, святость, праведность. Это преодоление низших состояний, но не достижение верхней границы, не позволяющей дальнейшего движения. Жизнь – это вечное движение, развитие, совершенствование. Она всегда неудовлетворена и стремится к новым высотам и достижениям.

В заключение наших размышлений подведем некоторые итоги. Исследуя образ Божий в человеке, как он представлен в Библии, мы не можем не прийти к выводу, что современный человек – явление ненормальное, по сути, он не является настоящим человеком. По большому счету, мы можем назвать настоящими людьми только Адама и Еву до грехопадения, а также Иисуса Христа. Природа всех остальных людей в той или иной мере испорчена и извращена. Мы должны брать пример с Иисуса Христа как совершенного образа Божия, как единственного Человека, в Котором образ Божий не был запятнан грехом (Евр. 4:15). Его преданность Отцу должна быть примером для нашей жизни. Библейская истина о том, что человек создан по образу и подобию Божию, свидетельствует, что человек не существует сам по себе и не является высшей ценностью. Его существование исходит от Бога и зависит от Него. Поэтому человека следует воспринимать только в соотношении с Высшей ценностью – Богом. Человек – отражение этой Высшей ценности. Тот факт, что человек является образом и подобием Божиим, наполняет его жизнь особой ценностью и достоинством. Он стоит выше всего материального, выше всех творений; он призван владычествовать на земле. Особое положение в мироздании налагает на человека большую ответственность не только за себя, но и за окружающий мир. Образ Божий в человеке является основой понимания его природы. Несмотря на испорченность человека, в нем всегда присутствует положительное основание. Нельзя упускать из внимания исходное положение природы человека, как бы оно ни было изменено.

Человек отражает в своей природе не какое-то отдельное качество Бога, но всю полноту Его образа. Поэтому нужно развивать многогранность отражения божественного естества, чтобы жить полноценной, угодной Богу жизнью.

Так как основание природы человека исходит от Самого Бога, то нынешнюю его греховность и несовершенство нельзя считать абсолютной нормой. Критерием оценки человека должен быть не образ современного человека с его заниженными требованиями к себе, а образ Самого Бога с Его совершенством и величием. Совершенство – истинная норма человека, а не утопия. Человек должен стремиться к идеалу, а не смиряться с недостатками.

Сохраняющееся несовершенство и противоречивость природы возрожденного человека не бессмысленны, ибо создают условия для роста и укрепления качеств, в которых отражается образ Божий. При правильном отношении к ним они дают возможность приближаться к идеалу, заложенному в основании природы человека. Осо¬знание несовершенства не должно вызывать уныния и разочарования, но служить поводом для духовного роста.

Христос как полное откровение образа Божия является совершенным примером. Чтобы понять, как проявляется образ Божий в человеке, надо обратиться ко Христу. Он является образцом, согласно которому следует формировать свою жизнь.

Образ Божий в человеке извращен вследствие грехопадения, поэтому гармония первоначальной его природы нарушена. Человек представляет собой средоточие противоречий. Он нуждается в преобразовании своей природы. Христос является не только идеалом, к которому следует стремиться, но и средством для восстановления и развития образа Божия в человеке. Он – единственный путь спасения и решения проблем человека. Обращение ко Христу, т. е. возрождение, не решает моментально всех проблем человека, многие из них разрешаются только частично и их преодоление требует длительной борьбы. Полное решение всех проблем природы человека произойдет только в вечности, когда человек будет в новом теле. При этом у него сохранится возможность для дальнейшего духовного совершенствования, ибо образ Бога, запечатленный в нем, безграничен.

Сестра Лена, член церкви ХПЕ
(Автор статьи обращалась к следующим книгам: каноническая Библия; Александр Мень, «В поисках пути, истины и жизни»; Евгений Каширский, «Апологетические этюды»; Николай Чернякевич, «Человек как отражение образа Божия»)


11 июня 2009 г.
комментарии (0)