Перейти к содержимому

Больше всего хранимого храни сердце твое

Слава Господу! Мир вам и благодать от Господа да умножаются обильно! Мы приходим в дом Божий и чего-то ожидаем, правда? Мы не приходим сюда от нечего делать: у нас есть определенные ожидания, намерения, предположения того, чего мы хотели бы получить от встречи с Богом.

Если рассуждать, так сказать, глобально, то самое большое …

желание каждого верующего – это оказаться в Царствии Божием, не так ли? Это то, к чему мы движемся, к чему Господь нас ведет.

Хотелось бы поговорить о Царствии Божием и о том, что зависит от нас, чтобы войти в Царствие Божие.

Откроем Послание к Римлянам 14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Писание дает четкое определение Царствия Божия: праведность, мир и радость во Святом Духе.

В Евангелии от Луки 17:20-21 мы обнаружим интересный момент из жизни Иисуса: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть»…

Давайте коротко помолимся. Господь! Мы благодарим Тебя за то, что Ты – живой, что Ты слышишь нас, и мы небезразличны Тебе. Ты послал Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы искупить нас от греха, и теперь, Боже, ведешь нас Духом Святым в Царствие Твое. Господи, открывай нам волю Твою, показывай пути Твои, направляй наши стези в обители Твои. Да прославится Твое имя, да будет Слово Твое касаться нашей внутренности, да будет Слово Твое совершать работу, ради которой послано. Во имя Иисуса Христа молимся. Аминь.

Вернемся к Евангелию от Луки, к 17-й главе. Иисус, входя в одно из селений, встречает десятерых прокаженных и исцеляет их, причем, только один возвращается к Нему, чтобы сказать спасибо. Те девятеро получили исцеление, а этот – нечто более важное. Те исцелились, и были довольны, и успокоились, и побежали дальше грешить. А этот получил прощение грехов, обретя тем самым доступ к Царствию Божию. Что интересно: этот единственный благодарный оказался не иудеем, не евреем, то есть не из народа, предназначенного Богом для спасения, а из иноплеменных…

Итак, подходят к Иисусу фарисеи и спрашивают: «А когда придет Царствие Божие?» Этот вопрос был задан ими умышленно. Мы знаем, что учение Иисуса Христа шло вразрез с учением фарисеев и книжников, которые заблудились в поиске Бога, ища Его искренне…

Один служитель необдуманно сказал, что быть книжником и фарисеем легко, а вот настоящим верующим – трудно. Глубоко ошибается этот человек. Далеко не просто быть книжником: знать, сколько знаков в каждой строчке Библии, сколько строчек в каждой главе, сколько глав в каждой книге Библии и так далее. Кто-то из нас в курсе таких тонкостей? Или, может быть, кто-то из нас знает наизусть Псалом 118? А книжники и фарисеи заучивали наизусть целые главы и даже книги Священного Писания! Скорее всего, не ошибусь, если скажу, что многим из нас далеко до любого книжника. Непросто стать книжником.

Книжники – это не отщепенцы общества, не бездельники, не болтуны, но люди, которые искренне заботились о сохранении Слова Божия, благодаря чему оно дошло и до нас, слава Богу! Именно по причине того, что они скрупулезно подсчитывали и выверяли буквы, слоги, слова, строчки и так далее, они смогли донести до нас Ветхий Завет без изменений. Бог доверил этим грамотным и образованным людям Свое Слово! Он использовал их способности.

Гораздо легче быть невежественным и несведущим в Слове и, в отрыве от Писания, безапелляционно заявлять: «А мне Бог сказал». И, когда надо, все сваливать на Духа Святого, а когда надо, сваливать все на сатану. А что? Очень удобно! Уметь же аргументировать то, что Господь сказал, искать и находить подтверждение в Библии – для этого время нужно и знания.

Когда человек отрывается от Писания и выдает свое за Божие, он недалек от ереси. Ему уже ничего не надо изучать, не обязательно читать Библию, сверять со Словом Божиим то, что взбрело в голову. Просто утверждай, что это – от Господа: «О-о-о, я чувствую, мне Господь говорит». Для людей, не знающих воли Божией, это будет как заклинание от «святого» человека. Вот таким быть – просто, а книжником… извините.

Итак, к Иисусу подошли фарисеи и спрашивают о Царствии Божием. Они много слышали об Иисусе, были в курсе, что о Нем говорят в народе: Илия пришел, один из пророков явился, Иоанн Креститель воскрес, Сын Божий, Мессия ожидаемый. Фарисеи четко знали, Кто такой Мессия, жаждали Его, по Писанию. Фарисеи видели, что Иисус исцеляет, воскрешает, чудеса творит, что подтверждало их знания о Мессии. Они понимали, что этот человек не простой, а пришедший от Господа, но не могли поверить, что Он – Мессия. Знаете, почему? Они читали, что Спаситель должен родиться в Вифлееме, а про Иисуса слышали, что Он из Назарета пришел. У них это не соединялось в голове. Их знания о Мессии не соответствовали их знаниям об Иисусе, поэтому они не могли Его принять. Они хорошо знали Писание, в этом их не провести было: Мессия должен родиться в Вифлееме. А Иисус пришел из Назарета, Он – галилеянин, это – точно не Мессия, читайте Писание – и вы убедитесь. Это было их аргументом. Они не могли себе даже представить, что родился Иисус в Вифлееме. Когда Его мать была беременна, она для переписи пришла в Вифлеем – там, в Вифлееме, согласно пророчествам, Он и родился! От фарисеев и книжников это было укрыто, а остальному они не хотели верить, потому что уже что-то нарушено было в их понимании.

И вот они смотрят на Иисуса как на лжемессию и всячески, совершенно от души стараются остановить народ, чтобы не верили в Него, чтобы не шли за Ним: Он – явно не Мессия, потому что не из Вифлеема. Да, Его сопровождают чудеса; да, Его сопровождают знамения; да, что-то происходит, чего мы не можем объяснить, но Он – точно не Мессия, потому что это не совпадает с Писанием. Они боролись за чистоту учения. Они были не такими уж плохими людьми, какими их часто изображают, но искренне верующими, желающими исполнять волю Божию. Просто оказались в заблуждении, в своих усилиях ушли в тупиковую ветвь, потеряли истину.

Итак, фарисеи задают Иисусу вопрос о Царствии Божием – не столько, чтобы услышать от Него ответ, но чтобы уличить Его перед народом, показать Его несостоятельность, доказать, что произошло недоразумение: если Он – Мессия, значит, должен знать, когда придет Царство Божие, Он и пришел для того, чтобы установить Царство Божие, значит, и знать должен, когда оно придет. А с другой стороны, написано, что никому не дано знать ни дня, ни часа. Что бы Иисус ни ответил, все будет неправильно! Если Он назовет дату, логично констатировать: «Он – точно не от Бога, потому что никому не дано знать дату». Если скажет: «Не знаю», тогда уместно задать вопрос: «Какой же Ты Мессия?»

…Сегодня приходится встречаться с подобными «заготовками»: людям, несведущим в духовных вопросах, можно рассказывать про верующих все что угодно, сочинять про них страшные истории и при этом искренне считать, что это – «борьба с сектантами», хотя это скорее борьба с правдой Божией…

Итак, Иисусу приготовили «вопрос на засыпку», чтобы опозорить публично, чтобы отвратить от Него народ, чтобы повести народ за собою: «Вот она, правда: это – лжепророк, лжемессия, обманщик, не идите за Ним, будьте осторожны, Он вас далеко заведет». Слава Иисусу! Действительно, Он нас далеко заведет, так далеко, куда невозможно дойти без Него, – в Царствие Небесное! Выслушав заданный вопрос, Иисус, имея не человеческую мудрость, а Божественную, то есть будучи совершенным человеком, отвечает им так, чтобы они не смогли «поймать» Его на слове, при этом даже не пытаясь схитрить или увильнуть, видя, что эти люди просто не понимают того, о чем говорят…

Что такое царство? Это общество с единым руководством, где есть верховный руководитель, управляющий этим обществом и чьи указания являются законом для всех членов данного общества. Целые институты следят за соблюдением этих указаний. Царство Небесное – это общество, во главе которого стоит Бог, которое имеет границы, в котором Слово Господа является законом для всех Его подданных. Если я – подданный Господа, в моем лексиконе не должно быть слова «нет» по отношению к Его заповедям. Если Он – мой Господь, Он может распоряжаться мною, как считает нужным, а я не имею права сказать Ему «нет». Если подданные говорят «нет», значит, они не подданные. Мы задумывались когда-нибудь над этим? Если мы говорим Господу «нет», значит, Он не наш Господь. В этом смысле, каждое Его Слово – для нас закон. Он дал Слово Свое, закон Свой, к нашему руководству…

Фарисеи задают Иисусу вопрос: «Когда придет Царствие Божие?», имея совершенно искаженное представление об этом. Они представляли пришествие Мессии таким образом, что Он изгонит римлян – возможно, посредством сражения, воссядет на престоле Давидовом и будет править, и Царству Его не будет конца; их восприятие основывалось на плотском уровне: да, да! мы хотим, чтобы Господь воссел на престоле; да! мы мечтаем, чтобы Он правил нами и не имел никаких ограничений в нашей жизни; да! мы хотим быть в полном подчинении Ему… Иисус растолковывает им, что установление Царствия Божия вовсе не значит, что Христос будет кого-то свергать с кресла или престола, захватывать власть… Это происходит совершенно в другом измерении, о котором несведущие люди даже не представляют…

Итак, Иисус говорит о Царствии Божием: это не пища и питие – не вещественные начала мира, но нечто, что находится внутри нас. Царство Божие – это наше внутреннее состояние. В этом смысле, для Царства Божия нет границ; в этом смысле, мы являемся гражданами Небесного государства, его представителями на Земле. Мы руководствуемся Небесным законом. С нами легко разговаривать: просто посмотри, чем мы руководствуемся, и будешь знать, как мы поступим в той или иной ситуации. Но миру не хватает мудрости, чтобы беспристрастно посмотреть на нашу жизнь. Мир хочет ломать, гнуть, подминать под себя и именно поэтому проигрывает. Сколько тысячелетий великие вожди пытались уничтожить Церковь, так и не смогли. Да, кто-то погибнет, кого-то посадят, кого-то обвинят, кого-то озлословят – это происходило, происходит и будет происходить, но Писание говорит, что врата ада не одолеют Церкви Божией. Мир не имеет оружия против Церкви Божией. Мы являемся гражданами непобедимого государства. Это должно не только подбадривать нас, но вызывать ликование в наших сердцах, аллилуия! Слава Иисусу!

Двигаемся дальше: «Царство Божие – не пища и питие, и оно не приходит приметным образом, и не скажут: «вот, оно там», или «вот, оно здесь», потому что Царство Божие внутрь вас есть». Царство Божие – это нечто, находящееся в нашем сердце. Царство Божие – это состояние нашего сердца. Царство Божие – это наши взаимоотношения с Богом. Насколько я подчинен и послушен Богу, настолько я – в Царстве Божием. Насколько Он является моим Господом, настолько я являюсь Его подданным. Невозможно измерить линейкой: «Вот этот брат – на 80% в Царстве Божием, а вот эта сестра – только на 30%». Нет такой линейки, чтобы определить, наступило в человеке Царство Божие или нет. Бог не дал нам возможности оценивать, насколько кто – в Царстве Божием.

Одна из распространенных ошибок новообращенных – судить по дарам: «О, он так молится Духом Святым! Небесный язык так и льется из него; это дар Духа Святого так действует. Какой духовный брат!» Или: «Через него идет слово знания, через него идет пророческое слово, значит, это точно духовный человек».

Мы уважаем духовных людей и зачастую измеряем духовность человека по дарам, которые через него действуют, правда? Я тоже так думал. Когда я был молодым верующим, пришел однажды ко мне домой служитель, такой духовный-предуховный, и «увидел» что-то темное в углу комнаты и котел, наполовину светлый наполовину темный, и «приложил толкование» к «видению». А потом спрашивает: «А в тебе какие дары действуют?» «А какие дары во мне действуют? – Пожал я плечами. – Ну, прихожу в собрание, молюсь, славлю Господа, слушаю проповедь, но дары так явно не действуют». «Эх, какой же ты верующий?!» Это меня так разбило, братья и сестры, так разбило; пришло разочарование… А что я могу сделать, чтобы дары действовали во мне? У меня даже представления об этом нет. Пошел я к пастору и говорю: «Пастор, вот, брат сказал так и так, и что мне теперь делать-то?» Он выслушал меня, а потом спрашивает: «Слушай, а что Писание говорит?» «А что оно говорит?» «По плодам их узнаете их. Не написано: по дарам их узнаете их, а написано: по плодам». Я получил ответ и сразу успокоился, слава Богу! Делюсь этим, чтобы вы не ошиблись и не разбились. Заботьтесь о плоде, пребывающем в вас; заботьтесь о том, чтобы Дух Святой действовал в вас и через вас. А дары, если Господу угодно, проявятся в жизни того, кого Он для этого изберет. С нечистым Бог не пойдет, поэтому мы должны заботиться о чистоте, о святости, об открытости и ревновать, ревновать о дарах. И обязательно что-то будет происходить, хотя это не цель.

Дар – это нечто, от меня не зависящее; дар может придти в какой-то момент и уйти, и я не смогу его удержать. Дар – это нечто, что делает Господь по Своей воле; дает тому, кому хочет; настолько, насколько хочет; тогда, когда хочет. Он избрал Себе инструмент – Церковь – для явления Своих даров. Конечно, Он может взять в конкретное служение: есть, к примеру, пророческое служение, есть пророки (это, кстати, – разные служения, мы можем найти в Писании эту разницу). Но существует нечто, что зависит лично от меня, от моего хождения перед Богом.

«Итак по плодам их узнаете их» (Матфея 7:20), а не по тому, как Господь через них действует, это не их заслуга, и слава – Господу, а не им. А мы зачастую пытаемся перевести на человека. Но кое-что зависит и от нас – плоды жизни: характер, поступки, слова – то, что складывается от взаимоотношений с Господом. Именно по этому можно судить о нашей духовности. Не по дарам, а по плодам. Плод – это наша жизнь, плод – это наше постоянство. Через наше хождение с Господом происходит духовная работа в нашем сердце.

Итак, Иисус говорит о Царстве Божием, что это – не что-то видимое, наружно находящееся, и о нем нельзя сказать, наступило оно или не наступило. Мы просто пребываем с Господом, беседуем с Ним. Проходит время, и мы вдруг замечаем: «О, я совсем другой стал, и слова лишние отпали, и мысли ненужные оставили, со мной точно что-то произошло». Это – плод пребывающий; это – духовный рост, духовное созревание, которое происходит неприметным образом внутри нас.

Вернемся к Посланию к Римлянам 14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Царство Божие – это когда я знаю правду. Что значит знать правду, пребывать в правде? Из чего складывается правда, праведность? Из того, что я совершаю правильные поступки, живу правильно, забочусь о чистоте своего сердца и не пойду туда, где могу оскверниться, не сделаю того, что может меня осквернить, но устремлюсь к освященности. Освященность – это отделенность. Освящение – это отделение.

Передача сосудов Господу называлась освящением. Сосуды омывали, очищали – проводилось целое служение, чтобы приготовить сосуды к употреблению Господом. И после освящения, то есть отделения, ничто мирское не должно было к ним прикасаться. Валтасар, взяв из сокровищницы сосуды Господни, освященные и отделенные для Господа, наполнил их вином и стал пить сам и угощать людей, то есть употребил их не по назначению, попользовался, в надмении своем, Господним. В ту же ночь царство его было отнято у него, а он был убит, потому что переступил границу дозволенного, посягнув на то, что принадлежало Господу, возвысившись в своем представлении о себе на уровень Бога (книга Даниила, глава 5).

Царство Божие – это праведность, то есть знание правды. Что такое правда, истина? Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Иисус есть оправдание наше, Он есть святость наша, Он есть наша правда.

Послание к Ефесянам 6:14, просвещая нас о всеоружии Божием, одним из доспехов называет истину, которою призывает опоясаться. Опоясание – это нечто, что укрепляет. Например, штангист, чтобы поднять тяжелый вес, препоясан специальным поясом. Опоясание укрепляет. Более того, опоясание дисциплинирует, держит в порядке, ограждает от расслабленности, расхлябанности, концентрирует внимание. Иисус призывает опоясаться истиной, Сам препоясывает нас, Сам становится нашим опоясанием. Он есть сила наша, Он держит нас в Своей руке, не позволяет сворачивать ни налево, ни направо. Как только мы приходим к Нему, как только покаялись, Он принимает нас в Свои объятия, препоясывает, укрепляет, держит около Своего сердца. Знать истину, быть оправданным Иисусом Христом – это есть вход в Царствие Божие!

Царство Божие – это знание Христа. Он – моя жизнь и моя правда. Когда я знаю правду, своего Спасителя, когда живу с Ним, в сердце приходит мир. Царство Божие – это знание Христа, Царство Божие – это мир в сердце. Мир в сердце – это обязательное условие, без мира в сердце не услышать голоса Божия; без мира в сердце, в волнениях, переживаниях, невозможно услышать Духа Святого.

Мир Божий является условием, чтобы пришел Дух Господень. Дух Святой, кроме того, придет туда, где очищено, поэтому нам нужен Иисус. Мы получаем очищение Кровью Его и оправдание – через смерть Его, Он препоясывает нас и дарует мир, то есть готовит сосуд для работы Духа Святого; затем мы становимся в состоянии иметь водительство духовное и слышать голос Духа Святого.

Итак, Царство Божие – не пища и питие, но праведность (знание Иисуса Христа) и мир. Иисус сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоанна 14:27). Мы часто руководствуемся внешними обстоятельствами и внутренними переживаниями. Мир же от Бога не зависит ни от того, ни от другого. Мир, который дает Господь, напоминает о том, что наша судьба – в Его руке, что Он поддерживает нас во всех ситуациях, через которые мы проходим. Мы можем доверять Ему, зная, «что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28). Если Господь проводит нас через что-то, значит, Он хочет произвести в нашей жизни определенную работу: возможно, дать мудрости, опытности, возможно, поднимает на новые высоты. Он ведет нас в Царство; наше положение отличается от положения людей мира, кардинально отличается.

«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Зная Христа, имея мир от Него, водительство духовное, мы испытываем радость общения с Духом Святым. Мы молимся: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми нами да пребудет». Мы жаждем, чтобы Дух Святой действовал в нашей жизни. Дух Святой ведет нас в Царствие Небесное. Дух Святой приводит нас в такое положение, когда Иисус является Господом нашей жизни, Дух Святой приводит нас к уразумению Писаний. Слава Иисусу!

Что мы, со своей стороны, можем делать, чтобы пребывать в Царствии Божием? Господь, по Своей милости, хочет видеть нас соработниками Своими. Он, в Своей мудрости, не сказал: «Я Сам знаю, что делать; вы сидите и молчите, не мешайте, Я Сам все сделаю». Многие бы хотели так «устроиться». От неверующих приходится слышать: «Ну, почему Бог допустил грех? Зачем Он посадил дерево познания добра и зла в раю, специально что ли? Если бы Он тогда остановил Адама и Еву, мы бы все были сейчас в раю». Все возложить на Бога – это очень удобно, а мы – ни при чем. Человек обычно старается перенести ответственность на кого-то. Простой пример: спросите у ребенка, разбившего вазу, кто разбил вазу? всегда кто-то, но не он; кто съел варенье? кот Васька, наверное… Это – обыкновенная человеческая природа: во всем винить внешнее воздействие. Мы – хорошие, а все вокруг настроено против нас, поэтому… Это – уловка сатаны. Но Бог хочет отделить все нечистое, преданное мерзости и лжи. И сегодня происходит разделение на спасенных и неспасенных, на овец и козлов.

Чего же ожидает от нас Господь? Притчи 4:20-23: «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Господь говорит о том, чтобы мы заботились о своем сердце, Он огромное значение придает нашему сердцу – и это не случайно, потому что наше сердце – это центр нашей жизни: каково сердце, такова и жизнь. Если сердце наполнено радостью и светом, вся жизнь будет сплошной радостью и светом. И наоборот, если сердце кипит злобой, недоверием, обидой, весь мир будет серый, черный и с неприятным запахом. Из сердца – источники жизни.

Бог говорит, что жизнь наша сокрыта в нашем сердце. Примеров можно привести много. Двое людей: миллионер и нищий. Поменяем их местами: миллионера посадим у дороги (без копейки в кармане), а нищему дадим миллион. Догадайтесь, что произойдет через какой-то промежуток времени? Точно: миллионер вновь приобретет миллион, найдя способ заработать; а нищий, растранжирив подаренный миллион, вернется на обочину. Он – нищий не потому, что что-то случилось в его жизни, а потому, что он так устроен – у него сердце нищего. Миллионер же знает, как зарабатывать, экономить и куда вкладывать деньги – у него сердце миллионера. Вот и весь секрет!

Один из принципов научного коммунизма: бытие определяет сознание. То есть как ты живешь, так и мыслишь. А у Господа – наоборот: сознание определяет бытие, сердце определяет жизнь.

Известный проповедник Берт Кленденнен рассказывал, что американские коммунисты провели эксперимент на тему: поменяй бытие – и поменяется сознание. Жителей трущоб, где процветали разруха, насилие, наркомания, проституция, нищета, непотребства, безработица, переселили в новый район, с домами, оборудованными водопроводом, газом и канализацией. Знаете, что произошло через какое-то время? Этот благоустроенный район превратился в трущобы, точно такие же, из которых эти люди были переселены. Потому что не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие. Сознание говорит: «Выкрути кран, пойди продай и напейся, продай шкаф и купи наркотики… или укради у соседа, если свой уже продал». То, что принесено было на новое место в сердцах, произвело соответственную жизнь.

Мысли человека, стремящегося уехать в дальнюю страну: «О, там жизнь другая, другие условия… там хорошо…» Уезжают, допустим, из Узбекистана в Америку и, приехав в чужие края, знаете, что там делают? Устраивают маленький Узбекистан, родное. Собираются «свои, земляки» и то, чем жили на родине, воспроизводят там. Кто-то рассказывал: приехали в Америку и, еще не разобравшись в местных законах, на радостях решили отметить благополучный переезд. Купили живого барашка, привязали к дереву, хозяин сидит во дворе, нож точит. Вдруг, раз! приезжает полиция, и счастливца наказывают. «За что?! Вы не имеете права, это свободная страна!» «Ты что, собрался барашка зарезать?» «Да, я хотел из него шашлык сделать». «Это – издевательство над животным! Если тебе нужно мясо, пойди в магазин и купи; если ты хочешь мясо именно этого барашка, отведи его в специальное место, заплати, его под анестезией умертвят, сольют кровь, освежуют и отдадут тебе: вот мясо, забирайте»… Человек, уезжая куда-то, естественным образом переносит на новое место все, что в его сердце…

Немного отвлечемся от темы. Что является величайшей ценностью на Земле? Правильно: жизнь. Кто является величайшей ценностью для государства, для общества? Правильно: человек. Не природные ресурсы: наше государство богатое, так как обладает залежами золота, урана… Богатое государство – это государство, богатое людьми! Потому что именно люди производят богатство. Если исходить из наличия полезных ископаемых, какое государство должно быть самым богатым в мире? Африка! Африканская земля просто начинена драгоценными и полудрагоценными камнями и золотом. Копай себе да собирай. Местные жители так и делают: накапывают камней и металл и изготавливают из них «дешевые» безделушки на радость туристам, а сами продолжают жить в нищете. И Япония: практически нет никаких ископаемых, все нужно покупать, и тем не менее японцы живут по-другому, и страна – одна из богатейших. То есть вопрос не в наличии ресурсов, а в людях. Самое бесценное богатство страны – это народ. Писание так и говорит: «Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю» (Притчи 14:28).

В Притчах 4:20-23 дается четкий совет, как поступать, чтобы пребывать в Царствии Небесном, в общении с Господом: «Сын мой! Словам моим внимай», – то есть будь очень внимателен ко всему, что говорит Отец. Если мы дорожим Божиим откровением, Бог будет открываться более и более. Если же мы невнимательны к Слову Бога и откровениям от Него, Бог перестанет говорить к нам. Если мы не размышляем над Божиим откровением, не храним его в сердце своем, сатана похитит его. Один раз похитит, второй, пятый, в конце концов Бог скажет: «А зачем ему давать, если у него не задерживается? Он невнимателен к Моим Словам». И Писание закрывается, и в духовной жизни ничего не происходит.

«…к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его». Дело в том, что наши глаза – это окна нашей души, верно? Если человек солгал, он обычно отводит глаза в сторону, инстинктивно, чтобы не увидели его неправду. Наши глаза – это окна нашей души: то, на что мы смотрим, что видим вокруг себя, отпечатком ложится на сердце. Через глаза можно заглянуть в сердце, а через уши – нельзя, хотя то, что мы слышим, так же просачивается в сердце. Разговоры, картины – все это откладывается в сердце. Происходит накопление информации. Затем то, чем наполнено сердце, производит реакцию на житейские обстоятельства: пришла ситуация – и реакция возникает согласно тому, что накоплено в сердце.

Итак, центром нашей жизни является наше сердце: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Бог говорит: храни сердце свое от всего неправильного, наполни его Словом Моим – слушай, читай, размышляй, заучивай наизусть, складывай и накапливай Слово Мое в сердце своем, «потому что это – жизнь для того, кто нашел его, – читаем мы, – и здравие для всего тела его». Слово Божие заработает в нашей жизни, станет нашей естественной природой; мы начнем поступать соответственно тому, как поступал Христос, потому что Слово Его стало для нас хлебом, днем и ночью, в радости и печали.

Возьмем себе за правило заучивать, как минимум, один стишок в день – это будет благотворно для нас! Это произведет очищение нашего сердца… Как наполнить стакан с водой молоком, не выливая воды? Очень простой способ: нужно лить и лить в этот стакан молоко. Концентрация молока будет увеличиваться до тех пор, пока совсем не останется воды.

Наши сердца заполнены «богатством» мира. Телевизор, компьютер – величайшие изобретения человека, буквально заворожившие его. Приходя домой, мы включаем вожделенную аппаратуру, не успев даже переодеться. В некоторых домах – по нескольку телевизоров, и каждый включен. Пульт переключения дает возможность «бегать» по каналам: посмотрел немного здесь, переключился туда, глянул быстро там, поскакал дальше, ни на чем не задерживаясь и толком ни одну передачу не просматривая. Ни уму, ни сердцу, как говорится. Только время потерял, уже и спать пора, какая молитва?! А что складывается внутри нас? Весь вечер пропитываемся сериалами или боевиками, а потом встаем на колени помолиться перед Господом… И? Фильм на экране давным-давно закончился, а в нас – продолжает жить: мы подставили ему свое сердце. Потребуется много молока, чтобы очиститься! Много потребуется молока, чтобы воды не осталось!

Все, что мы видим, что слышим, прямиком попадает в наше сердце и формирует нашу жизнь. Поэтому Бог говорит: заботься, заботься, чтобы добрая почва заполняла твое сердце!

Проведем аналогию с фортепиано. Для того, чтобы извлечь звук, нажимают на клавишу, а внутри инструмента есть молоточки, которые бьют по струнам от нажатия на клавиши. Имеются также и глушащие звук элементы, которые присоединены к правой педали. Когда нажимаешь на эту педаль, элементы освобождаются и звук струны не глушится: нажал на педаль – и струна продолжает звучать, пока педаль не отпустишь. При отпущенной педали, в момент нажатия на клавишу, глушащий элемент отодвигается, отпустил клавишу, он раз! и глушит колебания струны. Если провести эксперимент – открыть крышку, нажать на правую педаль, чтобы отпустить глушащий элемент, взять всего одну ноту и посмотреть, куда ударил молоточек, – зазвучит одна нота, затем пальцем заглушить звучащие струны, на которые было оказано воздействие, то мы обнаружим интересное: многие другие струны, по которым не стучал молоточек, будут звучать. Их ничто не касалось, но они звучат. Это – простой закон физики: струны, кратные длине звучащей струны, вступают в резонанс. Родственные струны отвечают на колебание этой одной струны, хотя по ним никто не ударял, но они – в резонансе, и колебания передаются и им.

Точно так же и с нами происходит: когда мы читаем Слово Божие, то жизнь в нас, которая от Господа, реагирует, как эти звучащие родственные струны. Мы читаем Слово Божие, а сердце поет; мы читаем Слово Божие, а сердце откликается – это жизнь, которая в нас, говорит с жизнью Слова. И вдруг озарение приходит: «Вот, оказывается, что! Вот, оказывается, как!»… «Бездна бездну призывает голосом водопадов…» (Псалом 41:8). Водопад – это откровение, звук, родственная часть, симфония, которая зазвучала…

Представим себе, что внутри нас нет ничего родственного духовному. Мы читаем Слово Божие, а в голове – драки, убийства, кровопролитие, сексуальные сцены; читаем Слово Божие, а оно молчит, не говорит с нами, не находит отклика в нашем сердце. Мы не позаботились о чистоте сердца; мы позволили чему-то постороннему заполнить нас, и теперь оно, постороннее, звучит в нас.

Как грех приходит? «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иакова 1:14-15). Все начинается с простого желания, затем, если не бодрствовать, желание перерастает в похоть, похоть же обольщает, ослепляет, и мы идем, как вол на убой, идем и ничего с этим не можем поделать, идем и грешим. Почему пьяница не может остановиться? Он понимает, что поступает нехорошо, он ненавидит себя, но совладать с собою просто не в состоянии. Так же и наркоман: он продает маму родную за дозу и ненавидит себя, но все равно продает, потому что доза нужна.

Грех не приходит на пустое место – сначала идет длительная подготовка. Это только в кино: шел, споткнулся, упал, очнулся – гипс… Грех же долго готовится, созревает в сердце, подходит к моменту зачатия и вот рождается. Бог говорит, предупреждает, что-то открывает, но если человек настойчив в своем желании, Бог отходит в сторону – и человек грешит. То, что в сердце, сработает однажды непременно.

Сатана забрасывает в наши головы разные мысли, предлагает непотребства, нас окружает море нечистоты и лжи с заманчивыми этикетками, и что-то из этого списка может завладеть нашим сердцем, если не бодрствовать. Нас посещают различные мысли, но задерживается только та, которая находит отклик в нашем сердце. Мысль, не нашедшая ничего родственного, как пришла, так и уйдет… Поставьте передо мною самый лучший коньяк – это не заставит меня выпить, а кто-то не устоит – у него в сердце есть основа.

Каково сердце, такова и жизнь. Не случайно Анании был задан вопрос: «Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому?..» (Деяния 5:3). Бог возлагает вину за соделанный грех на Ананию: почему ты не поставил преграду нечестию? ты виновен даже не в том, что согрешил, а в том, что позволил кому-то что-то сделать со своим сердцем, не сберег его.

Недавно я беседовал с верующим человеком, он говорит: «А телевизор? Это же окно в мир, неужели Вы не смотрите?» Скажу честно: у меня нет времени смотреть телевизор, более того – мне жалко тратить драгоценное время на то, что навязывает телевизор. Скажите, кто готовит передачи на телевидении? Мир. В чьих руках средства массовой информации? В руках тех, кто желает управлять мыслями людей. Значит, кто-то пытается воздействовать на мое сердце. Извините! Выбор – за мной.

Если засевать поле несколькими видами семян, то не урожай вырастет, а мусор. Если же поле засевается одним родом семени, урожай будет чистым, качественным. Бог на нас возлагает ответственность за наше сердце. То, чем засевается наше сердце, обязательно даст всходы. Поэтому не относитесь легкомысленно к тому, какие передачи смотрите Вы и Ваши дети; не относитесь легкомысленно к тому, что они слушают, на что смотрят, с кем дружат. Заботьтесь о том, чтобы чистое словесное молоко наполняло жизнь Вашу и Ваших детей, чтобы формировалась добрая почва, чтобы прокладывался путь к славе Божией, к Царствию Божию.

Помолимся. Господи! Мы благодарим Тебя за Слово Твое. Пусть Слово Твое овладевает нашей внутренностью, откладывается в наших сердцах и наполняет их до избытка, до тех пор, пока не потечет из уст наших. И пусть это будет знаком того, что Ты – в нас, потому что от избытка сердца говорят уста. Благослови, Господь, наполняться Твоим Словом, жить им, руководствоваться. Во имя Иисуса Христа молимся. Аминь.

Опубликовано вХристианские проповеди
Поделитесь с друзьями: