На начальную | Статьи | Поклонение в духе и истине   14 октября 2010 г.  

Поклонение в духе и истине

«Наши сердца созданы для Тебя, о, Господь, и они не успокоятся дотоле, доколе не успокоятся в Тебе» (Св. Августин)
Гайк Айрапетов

Кто я и откуда пришел? Куда иду и зачем родился? На эти вопросы хотел бы найти ответ каждый живущий на земле. Но слишком часто жизнь, проведенная в поиске счастья и удовлетворения, заканчивается поражением, безнадежностью или чувством отчаяния. И даже когда бывает достигнут финансовый либо другой жизненный успех, едкое чувство внутренней пустоты продолжает терзать сердца огромного количества людей. Почему? Можно ли глубже понять смысл жизни? Да, ответ на этот вопрос есть, и он находится в вечной и бессмертной книге, которая доказала свою истинность бесчисленным количеством сбывшихся на протяжении веков пророчеств. Возвращаясь к истоку, мы находим истинное предназначение нашей жизни.

Красной нитью через все Писание проходит воля Бога Творца для Своего творения. Все, сотворенное Богом: солнце и луна, небо и звезды, день и ночь, снег и дождь, горы и холмы – имеет свое предназначение. Даже птицы и всякая душа живая, в которой есть дыхание жизни, не появились просто так, по воле случая. Каково же их предназначение? Ключ находится в последнем стихе самой большой книги Библии Псалтири: «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Пс. 150:6). Псалом 150 повелевает всем сотворенным существам хвалить имя Господа, «ибо Он повелел, и сотворилось» (Пс. 148:5). Мы видим, что с самого начала времени творение уже начало исполнять то, для чего оно было сотворено.

«Кто положил меру ей (земле), если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иова 38:5-7). Даже во время самого главного события в истории сотворения земли было пение и восклицание хвалы! Все утренние звезды пели.

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4:23). Здесь не говорится о том, что Бог поднимает для поклонения отдельных людей. Призыв к поклонению распространяется далеко за рамки наших собраний, где мы поем песни как Церковь. Он расширяется до глубины сердца и жизни. Этот призыв начинается за закрытой дверью молитвенной комнаты каждого верующего (Матф. 6:6).

Слову поклонение в греческом языке соответствует слово проскунео, что значит склониться и поцеловать руку в почтении и смирении. Это слово подразумевает внутреннее отношение и внешнее действие. Оно выражает близость и любовь. Слово поклонение также означает воздаяние славы и чести кому-либо или чему-либо.

Что же такое поклоняться в духе и истине? Рассмотрим вторую часть. Как это – поклоняться в истине?

Самарянка, встретившая Иисуса, упоминает: «Отцы наши по¬клонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно по-клоняться, находится в Иерусалиме» (Иоан. 4:20). «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Иоан. 4:21-22).

В 21-ом стихе Иисус говорит, что поклонение будет происходить не только в определенном месте, как это было по закону, а везде, но только в духе и истине. В 22-ом стихе Он утверждает, что поклонение связано со знанием и пониманием. Что занимает в нашей жизни первое место, тому мы и поклоняемся. Мы отдаем предпочтение тому, что любим и уважаем. Иисус сказал, что Самаряне не знают, как поклоняться. Почему? Потому что Самаряне отвергли завет и закон, в котором ходили Иудеи. Они воздавали почести идолам, которым поклонялись на горах. Они не знали и не вполне понимали то, чему поклонялись.

Человеческая любовь углубляется и возрастает вместе со знанием и пониманием. Трудно представить, что между людьми, которые никогда не встречаются и не общаются, может возрастать любовь. Такая «любовь» была бы основана на воображении, на представлении о том, каков «объект любви». Воображение может нарисовать нам истинную картину, а может и не нарисовать.

Бог хочет общаться с нами и быть на первом месте. Он хочет, чтобы мы знали Его любовь во всей ее широте, долготе, высоте и глубине, чтобы мы могли исполниться и переполниться Его присутствием (Еф. 3:18-19)! Когда мы знаем о Его любви и переживаем ее, тогда наша любовь к Нему возрастает! Итак, для того, чтобы поклоняться Ему в истине, мы должны понимать, каков Он.

Самый лучший способ познать, каков Бог, чтобы поклоняться Ему в истине, – это изучать Его Слово. Нам следует молиться о духе премудрости и откровения, чтобы познать Бога не только разумом, но и сердцем, т. е. принять Живое Слово, которое открывается каждому особо и, попадая в сердце, изменяет его. Когда мы получаем истинное откровение о том, Кто такой Иисус, Его образ запечатлевается в нашей душе навсегда, и со временем мы преображаемся в Него (2 Кор. 3:18). Это – цель нашего пребывания на земле, это приходит к нам не через традиции или человеческий закон, но посредством откровения через Слово Божие, живое и действенное. Слово показывает нам, Кто Он в действительности и как Он действует в тех, кто был рожден от Духа Святого, явившего тайну, не известную и не понимаемую ранее. Что говорит Библия о Боге и Его взаимоотношениях с нами? Истина Слова Божия заключается в том, что Бог Сам положил начало нашей близости с Ним. В книге Исаии 43:21 говорится, что мы были созданы для Него. В Послании Иакова 4:8 говорится: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». В Псалме 149:4 сказано, что «благоволит Господь к народу Своему». В Песне Песней 2:14 рассказывается о том, что Жених любит слушать голос Своей Невесты. В книге Малахии 3:16 говорится, что «пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (страх Господень часто равнозначен поклонению Господу). В Послании к Евреям 11:6 сказано, что Бог «ищущим Его воздает».

Истина состоит в том, что Бог ревнует о взаимоотношениях с нами и заплатил в Иисусе высочайшую цену для установления этих взаимоотношений. Чем глубже мы сможем познать Его сущность, чем яснее осознаем, Кто Он, тем в большей свободе будем поклоняться Ему: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоан. 4:19).

У некоторых детей Божиих сложилось неправильное представление об их Небесном Отце. Они думают, что Бог очень строгий и жестокий, потому что таковыми были их земные отцы. Нужно исцелить эту область души, для того, чтобы быть в состоянии принять любовь Бога – совершенного Отца. Очень важно простить плотских отцов за всякое зло, сделанное нам, для того чтобы наши взаимоотношения с Богом были правильными. Бог может мгновенно исцелить нас от ран прошлого. Он хочет, чтобы мы называли Его Авва, то есть Папа! Исцеляющая сила Божия способна стереть прошлое и обновить человека.

Для того чтобы поклоняться Господу в истине, мы должны не только понимать, Кто Он, но также знать истину о том, кто мы. Это не имеет никакого отношения к тому, что мы чувствуем или как о себе думаем, важно лишь то, что говорит о нас Его Слово. В первую очередь мы должны осознать, что приходим к Богу не на основании своей праведности, но через то, что Он совершил на кресте. Принимая пролитую Иисусом кровь как плату за наши грехи, мы можем с дерзновением приходить к престолу благодати (Евр. 4:16).

Диавол хочет, чтобы мы думали, будто нужно помолиться 10 раз ритуальной молитвой, поставить свечку и умолять Бога о прощении, и тогда, может быть, Он приклонит Свое ухо, услышит и благословит нас. Это ложь. Диавол постарается убедить нас в том, что в нашей жизни есть грех, за который Бог не хочет слышать или отвечать на нашу молитву. Диавол хочет, чтобы у нас было чувство вины за грехи прошлого, которые уже прощены. Он атакует нас сомнениями в том, что у нас есть возможность с дерзновением приходить к Богу и власть, которую мы можете употребить против самого диавола, потому что мы – искупленное кровью Иисуса Христа дитя Божие.

Библия говорит, что мы приняли Духа сыновства, т.е. Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Римл. 8:15). Было бы странно, если бы отец, придя домой после долгого трудового дня и ожидая, что его дети подбегут к нему и встретят его объятиями, вдруг обнаруживает, что дети стоят в углу, прячут глаза и говорят: «Папочка, мы недостойны. Мы непослушные». А если бы он подозвал их, они убежали бы прочь. Это ненормальный и неестественный поступок истинных сына и дочери. Точно так же это неестественно для детей Божиих. Для ребенка естественно прибежать к отцу и поделиться, если он виновен в каком-нибудь проступке. Нормальный папа показал бы, что он принимает ребенка, но не принимает его недопустимого поведения. Наш Небесный Отец ожидает, что мы прибежим к Нему, и Он возьмет нас на руки и, если мы запачкались, очистит! Мы должны не избегать Его, когда падаем, а бежать к Нему. Давид был назван «мужем по сердцу Божию» (Деян. 13:22). В его жизни были падения, но Давид понимал, что такое сыновство. Согрешив, он падал ниц и искал прощения. Он молил о том, чтобы Дух Святой не был отнят от него (Пс. 50:13).

Библия говорит, что, если мы согрешили и «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). Бог смотрит на наше сердце. Если оно устремлено к Нему, то, даже согрешая, «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Иоан. 2:1). Иисус говорил фарисеям, которые поклонялись тому, чего не познали, что они чтят Бога устами, но сердца их далеки от Него (Матф. 15:8). Они поклонялись тщетно, потому что учили учениям, заповедям человеческим (Матф. 15:9).

Фарисеи заботились только о внешних действиях, но не о мотивах сердца. Истинное поклонение начинается с правильного состояния сердца – состояния любви и поиска Бога. Фарисеи имели религиозный вид, но не достигали Бога. Это происходило на протяжении всей истории и продолжается сегодня. Когда люди теряют контакт с Богом и не возрастают в познании Его, тогда пустые формы и внешние религиозные обряды занимают место живых взаимоотношений с Ним. Вот что значит иметь вид благочестия, силы же Его отречься (2 Тим. 3:5).

Бог хочет, чтобы мы не только чтили Его устами, но взаимоотношения с Ним основывали на любви, исходящей из нашего сердца. Всякое истинное поклонение начинается из сердца: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс. 18:15).

В Библии также сказано: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно» (Пс. 23:3-4).

Если то, что мы говорим или о чем поем, соответствует тому, что в нашем сердце, поклонение будет истинным. Истинное поклонение выражается и в наших поступках. Оно пропитывает все области нашей жизни. Господу не важно, как высоко мы прыгаем или как громко восклицаем. Только когда наша восторженная хвала выражает истинное состояние сердца, поклонение будет принято Богом. Мы не можем сказать, что поклоняемся в истине, если осуждаем брата или сестру во Христе. Слова уст, в таком случае, неприемлемы с Божией точки зрения, поэтому Он не примет нашу хвалу и поклонение. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). Поклоняющиеся в истине готовы не только слышать, но и соблюдать Слово Божие во всех областях жизни. Поклонение – это образ жизни, а не только пение, никак не связанное с жизнью поющего!

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13).

Итак, для того, чтобы поклоняться в истине, нужно, согласно Слову, знать Бога, Которому мы поклоняемся, знать, кто мы в Нем, и сердце наше должно быть праведно пред Ним.

Поклонение в истине дополняется поклонением в духе. Если нет того или другого, нельзя быть истинным поклонником. Знание Слова, не оживленное Святым Духом, производит законничество, а движение Духа без знания Слова производит фанатизм. Но знание Слова и движение Духа вместе производят чудеснейшее переживание из всех, существующих на земле. Единственный способ поклоняться Святому Богу, Который есть дух, – поклоняться духом (Иоан. 4:24).

Когда мы рождаемся свыше, наш дух возрождается во Христе. До того, как мы приняли Иисуса как своего Спасителя, наш дух (самая глубокая часть нашего естества) был безжизненным. Это состояние и было причиной пустоты, которую мы ощущали внутри себя. Дух – это и есть настоящее «я» человека. Каждый из нас был сотворен, чтобы общаться с Богом духом к Духу. До того, как Адам пал, он полноценно общался с Богом. Когда мы вступаем в Божию семью через рождение свыше, Божий Дух приходит к нам, чтобы жить внутри нас. Благодаря постоянному общению с Ним, мы получаем силу, чтобы жить сверхъестественной жизнью!

Наше тело, в сущности, стало храмом, в котором обитает Святой Дух. Чем больше мы позволяем Божию Духу управлять каждой областью нашей жизни, тем больше мы открываемся для того, чтобы глубже переживать Его присутствие, и чтобы Его жизнь переполняла нас! Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан. 10:10).

Мы должны все делать «в духе»: ходить в духе, жить в духе, двигаться в духе, молиться, петь и поклоняться в духе! Поклонение в духе – это ключ к высвобождению помазания и пребыванию в близком общении с Богом.

В Библии описаны три вида Божия присутствия. Первый – Его вездесущность. Это значит, что Он одновременно присутствует везде. В книге Притч 15:3 говорится о том, что Бог есть на всяком месте. Нет ничего, чем Он не управляет. Второй вид – Его постоянное присутст¬вие внутри нас с момента спасения. В 1-м Послании к Коринфянам 3:16 говорится: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Его присутствие, пребывающее с нами, свидетельствует нам, что мы спасены. Третий вид Божия присутствия – это Его явленное присутствие, которое мы ощущаем органами чувств.

Так как в Евангелии от Иоанна 14:17 сказано, что Дух истины пребывает с нами постоянно, Он не только являет нам истину, но дает возможность ощутить Божие присутствие! Мы видим такие примеры как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Вот пример из Ветхого Завета: когда народ Божий в единстве славил Господа в храме Соломона, Слава Божия сошла с такой силой, что священники не могли стоять (2 Пар. 5:13-14)!

В Новом Завете описано, что, когда Павел и Сила воспевали Бога в полночь в темнице (Деян. 16:25), присутствие Божие проявилось как землетрясение и поколебало темницу до самого ее основания, и у всех ослабели узы! В книге Деяния 2:17-18 говорится, что в последние дни Бог изольет Свой Дух на всякую плоть, поэтому, когда Он являл Свое присутствие ученикам, они говорили на языках, пророчест¬вовали, проповедовали Слово Божие с дерзновением, совершали чудеса и знамения, были водимы Духом и были исполнены радости (Деян. 2:4; 4:31; 5:12, 14, 16; 6:8; 10:46; 13:52; 14:3; 19:11, 12)!

В Псалме 99:2-4 сказано, чтобы мы приходили в Его присутствие с восклицанием и славословием (в английском переводе – с пением и благодарением). Войти в присутствие Господа несложно. Пение – это один из способов войти в состояние покоя, тишины сердца. В книге Песня Песней описано, что Жених ждет того момента, когда услышит голос Своей Невесты. Если мы – часть Невесты Христовой, Он хочет слышать наш голос!

Пение – это дверь в Его присутствие. «Порогом» для этой двери служит благодарение. Один из первых признаков отступничест¬ва от Бога – неблагодарность. Это произошло с детьми Израиля, когда они перестали вспоминать и благодарить Господа за Его дела, и в конце концов совсем забыли чудеса, совершенные для них, и обратились к идолам.

Мы не хотим, чтобы так было с нами, поэтому будем всегда помнить Его чудеса, постоянно благодарить Его и служить Ему с хвалою в сердце. Если мы будем постоянно призывать Его в нашу жизнь, мы действительно ощутим его присутствие! Он хочет, чтобы мы не только знали о Нем, познали разные грани Его естества, но и посредством Его Духа переживали Божию любовь и силу каждый день! В Евангелии от Иоанна 16:7 Иисус сказал своим ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».

Близки ли мы с Духом Святым? Если нет, то мы не пользуемся преимуществами дитя Божия, потому что именно для близкого общения с верующими Бог послал к нам Духа Святого! Мы созданы, чтобы жить в Его присутствии и наслаждаться Им!

Рассмотрим процесс входа в Божие присутствие по аналогии с тремя частями ветхозаветней скинии – места, отведенного для поклонения. В ветхозаветней скинии были внешний двор, святилище и Святое святых. Точно так же мы состоим из трех частей: тела, души и духа. Во внешнем дворе находились жертвенник для всесожжений и умывальник. На медном жертвеннике священники приносили животных в жертву, называемую жертвой всесожжения. Это была жертва посвящения Богу. Возле умывальника они омывались перед тем, как войти во святилище. Жертвенник – это прообраз Иисуса, принесенного в жертву за наши грехи. Он также символизирует то, что мы должны представить наши тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Римл. 12:1). Умывальник – это прообраз нашего освящения Кровью Христа и Его Словом. В Псалме 23:3-4 сказано, что для того, чтобы взойти на гору Господню и стоять на святом месте Его, у нас должны быть неповинные руки и чистое сердце. Итак, во «внешнем дворе» мы принимаем сознательное решение посвятить жизнь Богу, чтобы отдать ее в живую жертву, угодную Ему. Мы принимаем решение входить «во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою» (Пс. 99:4).

Во святилище находились стол для хлебов предложения, золотой подсвечник и жертвенник для воскурения. Священники ели хлебы предложения, символизирующие для нас Иисуса, «Хлеб Жизни», который обитает во святилище, «среди славословий Израиля» (Пс. 21:4). Есть момент в прославлении, когда мы начинаем особенно ощущать Его присутствие. Оно придает большую силу хвале. Мы чувствуем духовную подпитку, когда благодарим и провозглашаем Его величие! Дух Святой является нам как «Хлеб Жизни», когда хвала Ему исходит из чистого сердца.

Золотой подсвечник являлся единственным источником света во святилище, так как естественный свет туда не проникал. Подобно этому Христос, Свет, посредством Духа Святого просвещает нас по¬знанием того, Кто Он есть. Это познание основано не на выводах разума, но на переживании Его благости и любви. В Библии сказано: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9).

Таким образом открываются глаза нашего духовного видения. До того, как Асаф, автор 72-го Псалма, вошел в Божие присутствие, он воспринимал все своими естественными чувствами. Бывает трудно понять, почему нечестивые люди преуспевают, а праведные терпят поношение. Но когда Асаф вошел во святилище, ему открылось многое, и он уразумел конец пути нечестивого: «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс. 72:16-17).

Жертвенник воскурений находился у самого входа во Святое святых. Воскурение всегда возносилось перед тем, как туда входил священник. Это символизирует Христа, нашего Первосвященника, и является прообразом молитв, хвалы и поклонения, восходящих к престолу, возносящихся, как фимиам, в Его присутствие (Откр. 5:8).

Во Святом святых находился только ковчег завета, на седалище или крышку которого кропилась кровь. Это было местом, где Божие присутствие являлось священникам, когда Бог, находясь там в Своей славе, принимал жертву. Святое святых – это прообраз нашего пребывания в Божием поклонении, в общении с Ним духом к Духу. Это место, где мы ощущаем Его любовь, святость и величие, это то место, где мы переходим от «естественного» к «сверхъестественному», где преобразуется наш дух. В результате мы освобождаемся от земного мышления и начинаем думать так, как думает Бог.

Это потрясающее состояние – мы начинаем видеть «духовными глазами». Наши «духовные глаза» смотрят с высоты Божия присутствия, и это дает нам возможность видеть все в небесном свете, в котором невидимое становится видимым. Если разумом трудно поверить в спасение членов нашей семьи, то в Божием присутствии, где обитает Его слава, мы начинаем видеть их спасенными, и не только их, но и соседей, коллег, город, область и даже страну. Наши «духовные глаза» открываются в Его присутствии. Он говорит к нам многократно, в нашем духе, и мы начинаем слышать. Иногда мы переживаем то, что чувствует Дух Святой, и эти чувства текут через нас. Радость, мир, удовлетворение и уверенность – это те чувства, которые Он влагает в нас, и они не зависят от внешних обстоятельств. Когда мы общаемся с Духом Божиим в поклонении, Он наполняет наши чувства!

Завеса, отделявшая святилище от Святого святых, разорвалась надвое, когда Иисус умер, и путь во Святое святых открылся. Эта завеса является прообразом Его тела, которое было «разрываемо» (или ломимо) ради того, чтобы открыть путь к престолу Отца. Теперь путь к Его присутствию свободен, и мы можем приходить к Нему с уверенностью, что Он нас примет.

В Библии говорится о покрывале, покрывающем все народы, лежащем на всех племенах, которое Бог вскоре уничтожит (Ис. 25:7). Это то, что мы называем завесой нашей плоти. Для того, чтобы приходить в Божие присутствие, нужно умертвить плоть и устремляться к Его присутствию. Это требует ежедневной дисциплины и ревностного поиска Бога в нашей жизни. Мы начинаем во внешнем дворе, делая первый шаг по направлению к Богу.

Поклонение Богу духом – это земное переживание, приносящее наибольшее удовлетворение и изменяющее. Это не религиозный обряд, но близкое познание Бога. Это общение – основа всего остального служения Богу. Вспомним Марию и Марфу, описанных в Евангелии от Луки 10:39-42. Марфа служила, заботясь об угощении, а Мария сидела у ног Иисуса, в Его присутствии.Поклонение и служение – это сестры, но Иисус сказал: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лук. 10:42).

Итак, основание наших взаимоотношений с Богом и всего нашего служения Богу – это поклонение Богу в духе и истине.

Тело Христово действительно получает новое понимание и откровение о хвале и поклонении во всем их многообразии в эти последние дни перед великим брачным пиром Жениха с Его вечной Невестой! Очевидно, что по всему миру происходит очищение Невесты – Вселенской Церкви – через восстановление хвалы и поклонения. Когда мы собираемся вместе как истинные поклонники, единодушно превознося Господа, Он все больше и больше открывает силу единства. Последняя молитва Иисуса будет исполнена! Предназначение нашей жизни и осуществление нашего призвания на этой земле начинается призывом к каждому человеку: стань поклонником Божиим!

Примем же решение стать поклонником Бога во всем. Приблизимся к своему Творцу. И мы увидим, как это «перельется» во все, что мы делаем! Мы начнем ходить в большей победе и радости, чем могли когда-либо себе представить! Принесем в Дом Господень жертву хвалы – и мы увидим, как Бог начнет действовать, изменяя нас от славы в славу! Будем причастны к великой армии поклонников, которую Бог поднимает в последние дни.

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

(При подготовке статьи автор опирался на материалы Библии (синодальный перевод) и книги Кима Валдера «Призван к поклонению»)


14 октября 2010 г.
комментарии (3)