Перейти к содержимому

Второе пришествие Иисуса Христа

«Слова вышеприведенного текста были впервые произнесены пророком Амосом, и притом не вчера, а три тысячи лет тому назад. Они были и навеки пребудут словами Божиими, которые были написаны и адресованы Богом к Израилю. Амос был, в данном случае, только Его вестником. Эти слова, пришедшие к нам из глубокой древности, ни в одном п…

околении человечества не были так своевременны и никогда еще не звучали так грозно, как сейчас.Господь долго ждал и все еще продолжает ждать того дня, когда мы глубоко осознаем наше неправильное отношение к Нему; духовно прозреем и всеми фибрами своей души устремимся к Богу; протянем руки наши к живому, воскресшему Спасителю грешников, раскаемся пред Ним; свергнем с себя всякий грех и нечистоту и начнем жить жизнью людей, духовно воскресших – рожденных свыше чад Божиих».

Из книги «Кто же Этот?» П. И. Рогозина

Введение. Второе пришествие Христа, а именно: вознесение Церкви – эта тема актуальна, и от знания ее зависит наше будущее, как в Тысячелетнем Царстве на земле, так и в вечности. Для каждого из нас это будет ключевым моментом. И к нему мы должны серьезно отнестись и основательно подготовиться, чтобы Дух Святой мог вознести нас, поднять в сретенье с Господом. Все труды наши должны быть направлены на то, чтобы не оказаться оставленными и напрасно потратившими усилия и время: «…так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои?» (Пс. 72:13). Для нас это очень важно. Вся наша жизнь должна быть посвящена этому величайшему событию – встрече с Господом на небесах. Это событие приближается к нам с каждым днем, и мы должны быть готовы к нему. Кто знает, сколько времени нам осталось? Об этом и поговорим.

Что нам известно о возвращении Иисуса Христа? Второе пришествие Христа – главное событие последнего времени. Это событие неразрывно связано с завершением Божия плана спасения, кончиной мира, прекращением времени и вечностью. Священное Писание говорит, что была безначальная вечность, которая сменилась первым днем творения, положившим начало ныне текущему времени. Но время временно, оно всегда имеет исходную точку, протяжение и заключительный момент. Даже самому длинному отрезку времени должен наступить неизбежный конец. Священное Писание гласит, что, когда Божий план, ради которого понадобилось время, закончится, времени не станет, и вновь начнется вечность: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10:5-6).

К этому можно добавить, что краеугольным камнем Божественного откровения является Второе пришествие Христа. Все другие действия Божии, упоминаемые в Библии, а именно: Его непорочное зачатие и рождение, искупительная смерть, воскресение из мертвых и вознесение, создание Церкви и проповедь Евангелия – только прелюдия к этому блаженному и, вместе с тем, грозному заключительному событию.

Неудивительно, что ни одной теме не отведено так много места в Божественном откровении, как Второму пришествию Христа. В Новом Завете упоминается об этом событии, прямо и косвенно, не менее 380 раз; тогда как о рождении свыше – 9 раз, о крещении – 20 раз, а о покаянии – 70 раз. Что же касается Ветхого Завета, то в нем больше говорится о Втором пришествии Христа, чем о Его рождении в Вифлееме.

Второе пришествие связывалось с Тысячелетним Царством на земле. Пророки предсказывали пришествие Мессии, который будет Царем и Судьей на всей земле: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23:4); «Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он (престол Давида), и Я дам Ему» (Иез. 21:27); «Глаза твои увидят Царя в красоте Его» (Ис. 33:17).

Великие мыслители всех веков признавали грядущий Суд Божий одним из благотворных факторов в мышлении и поведении человека. Все Священное Писание, упоминая о Втором пришествии Христа, говорит об этом событии, как о неизбежно грядущем.

Христос неоднократно говорил Своим ученикам о Вторичном Своем явлении. На Тайной вечери Он сказал им: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:1-3). Христос молится об этом, говоря: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Иоан. 17:24).

Позже вознесшийся Христос явился Апостолу Иоанну на острове Патмос, открыл ему грядущие мировые события и несколько раз повторил: «Се, гряду скоро!» (Откр. 3:11; 22:7, 12, 20). Проповедуя о Втором пришествии Христа, ученики Его говорили об этом не в форме своих личных предположений и догадок, а в форме Божественной достоверности: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3:19-21).

На протяжении всех веков Церковной истории Второе пришествие Христа было «блаженным упованием» подлинно возрожденных христиан. Вера в вознесшегося Христа и постоянное ожидание Его возвращения вошли в Никейский символ веры, гласящий: «Верую… в восшедшего на небеса и сидящего одесную Бога Отца; и паки (опять) грядущего со славою судить живых и мертвых».

Ожидание верующими грядущего Христа рассматривалось Апостолами правильным духовным состоянием рожденного свыше верующего. Апостол Павел пишет Фессалоникийцам: «…вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:9-10). Тот же Павел пишет к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:11-14).

Апостол Иоанн пишет верующим: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2). Апостол Петр: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петра 1:6-7). Апостол Иаков: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8).

Христос обещал прийти и непременно придет. Посему вникнем более детально в цели Его пришествия: почему и для чего Христос явится?

Христос вернется на землю два раза. Первый раз Он явится за Своей Невестой, Церковью, как написано: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:16-17). В этом восхищении примут участие не все, а только те, кто в свое время пришел ко Христу с покаянием, принял Его своим личным Спасителем и получил дар Духа Святого: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Римл. 8:9).

Возрожденные члены Церкви Христовой будут восхищены именно по этому признаку, и по этому же признаку люди мира сего будут оставлены на земле на период царствования антихриста и Великой скорби. При восхищении наступит внезапная разлука верующих с неверующими, как сказал Христос: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Луки 17:34-36).

Первый Его приход будет сокрыт от людей века сего. Цель первого прихода – избавление Церкви и каждого рожденного свыше от Великой скорби. Ибо Христос дал верующему такое обещание: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).

Второй приход Христа будет явным не только для искупленных, но для всего рода человеческого, потому что Он придет как Судья праведный: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12); «…и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Луки 21:27); «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7).

Апостол Павел использует три слова для описания пришествия Господа. Первое слово parousia (пароусия), которое может означать как присутствие, так и пришествие, прибытие людей высокого ранга. Со времени вознесения Христа дается такое описание, что Он сидит одесную (с правой стороны) Бога на небесах. Он посетит землю вновь Своим личным присутствием (Деян. 1:11) в конце этого века (Матф. 24:3) в силе и славе (Матф. 24:27) для того, чтобы воскресить мертвых во Христе (1 Кор. 15:22-23), взять к Себе Своих людей (Матф. 24:31) и разрушить зло (1 Фес. 5:23; 2 Фес. 2:8).

Пришествие Христа будет также апокалипсисом (apokalypsis) – снятием завесы, или открытием Сына Божия, Царя царст¬вующих и Господа господствующих, Судьи живых и мертвых. Сила и слава, которые сейчас принадлежат Ему по благодати, Его возвышение и небесное положение должны быть открыты миру. Христос уже возвышен Своим воскресением и пребыванием с правой стороны от Бога, получив власть над всеми духовными врагами (Ефес. 1:20-23). Сейчас Он носит имя, которое выше всех имен; Он возвышен Господом (Филип. 2:9). Ныне Он правит как Царь одесную Бога (1 Кор. 15:25). Однако Его правление и Его господство не явственно в мире. Его апокалипсис будет раскрывать миру славу и силу, которые принадлежат Ему (1 Петра. 1:7, 13; 1 Кор. 1:7; 2 Фес. 1:7).

Таким образом, Второе пришествие Христа неотделимо от Его вознесения и небесного присутствия, ибо оно раскроет миру Его, существующее сейчас, господство и будет средством, с помощью которого преклонится пред Ним каждое колено и всякий язык признает Его господство (Филип. 2:10-11).

Третье слово epiphaneia (епифания) – появление, оно указывает на то, что пришествие Христа будет видимым. Хотя этот термин ограничен, в основном, пасторскими посланиями, Апостол Павел говорит Фессалоникийцам, что Христос убьет беззаконника духом уст Своих и истребит его «явлением (epiphaneia) пришествия (parousia) Своего» (2 Фес. 2:8). Пришествие Христа не будет секретом, тайным событием, но прорывом в историю славы Божией.

Неразделимая связь между этими двумя действиями в искупительной работе Христа иллюстрируется двусторонним использованием слова epiphaneia (епифания) для того, чтобы обозначить как воплощение, так и Второе пришествие Христа. Бог уже сломил силу смерти и показал реальность жизни и бессмертие в истории через появление (epiphaneia) нашего Спасителя Христа во плоти (2 Тим. 1:10). Однако это не заключительный термин искупления. Надежда все еще ожидает нас в будущем – в появлении (epiphaneia) славы нашего великого Бога и Спасителя Иисуса Христа (Титу 2:13).

Теология периодов работы Бога разделяет Пришествие Христа на две части: секретное (таинственное) пришествие Христа до периода Великой скорби для Церкви и появление в славе в конце Великой скорби для того, чтобы принести спасение Израилю и установить Тысячелетнее Царство. Эти два пришествия обычно называются восхищением и откровением. В то время как теологи периодов работы Бога сохраняют взгляд двойного пришествия Христа, многие из обычных экзегетических аргументов утрачиваются. И действительно, Волвурд (Walvoord) доходит до того, что признает, что позиция сторонников доктрины пришествия Христа до Великой скорби для Церкви не имеет явного учения в Писании. Это значительное признание. Дело в том, что надежда Церкви не является секретным событием, невидимым для мира. Христианская надежда – это видимое появление славы Бога в пришествии Христа (Титу 2:13), откровение миру Иисуса как Господа, когда Он придет со Своими могущественными Ангелами (2 Фес. 1:7).

Теология пришествия Христа – та же самая, как у Апостола Павла в синоптических книгах. Спасение – это вопрос, который касается не только судьбы индивидуальной души, но включает весь курс человеческой истории и человечества в целом. Пришествие Христа – это решительное событие для всех людей; оно обозначает или спасение или осуждение. Более того, спасение – это не просто личный вопрос, оно касается всего Божия народа и включает трансформацию (изменение) всего физического порядка. Это искупление – полностью работа, действие Бога.

Пришествие Христа – величайшее событие: Бог, Который посетил людей в смиренном историческом Иисусе, посетит их снова в прославленном Христе. Цель искупления ничуть не меньше, чем установление Божия правления во всем мире, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

Когда Христос придет? Первыми, кто начал интересоваться этим интригующим вопросом, были сами Апостолы. Однажды, когда Христос беседовал с ними, сидя на горе Елеонской, они спросили Его: «…скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3). Отвечая им на первую половину вопроса (когда?), Христос сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24:36). Из этих слов мы заключаем, что момент пришествия Христа останется нераскрытой тайной, вплоть до Его появления на голубом своде неба, «с силою и славою великою».

В ответ на просьбу учеников, выраженную во второй половине вопроса (какой признак?), Христос указал им не на один признак, а на целый ряд признаков и примет. Христос указал им на такие духовные явления, социальные перемены и международные события, от которых не могут отмахнуться даже те, кто не верит Писанию и свое неверие основывает на принципе «не увижу – не поверю». Указанные Христом признаки гораздо убедительнее любой даты Его прихода, если бы таковая и была упомянута в Писании. По признакам, указанным в Евангелии, легко может судить о приближающемся приходе Христа даже тот, кто не сведущ в цифрах и датах.

Вспомним указанные Христом признаки и вкратце остановимся на некоторых из них.События, которые должны предшествовать Второму пришествию. Призвание язычников. Несколько мест в Новом Завете указывают, что Евангелие Царства Божия должно проповедоваться до возвращения Христа всем народам мира (Матф. 24:14; Марка 13:10; Римл. 10:15). Это не значит, что с Евангелием должен быть ознакомлен каждый человек в мире. Указанные места требуют, чтобы все народы земли были облаговещены, чтобы Евангелие стало силой, призывающей к принятию решения.

Обращение Израиля. Как в Ветхом, так и в Новом Заветах говорится об обращении народа Израиля (Зах. 12:10; 13:1; Римл. 11:25-29; 2 Кор. 3:15-16). Последнее из указанных мест, как нам кажется, увязывает обращение народа Израиля с концом света. Некоторые теологи, на основании этих мест Писания, делают вывод, что Израиль как нация в конце концов обратится к Господу. Однако такая интерпретация кажется сомнительной. Иисус говорит о детях Своего Царства как об изгнанных (Матф. 8:11-12), говорит о Царстве, которое у них забрали (Матф. 21:43), но Он никогда не говорит об их восстановлении в прежнем качестве. Это вовсе не обязательно должно следовать из Матфея 19:28 и из Луки 21:24, хотя возможно, что в Римл. 11:11-32 говорится об обращении всего народа. Поэтому естественно предположить, что выражение «весь Израиль» в стихе 26 просто означает полное число избранных из всего количества людей, участвовавших в древнем Завете. Из этих мест также следует, что в конце концов большое число Израильтян вернется к Своему Господу.

Приход антихриста. Библия предсказывает явление антихриста, грешника, который противопоставит себя Иисусу Христу, и который будет уничтожен дыханием Господа во время Его прихода (2 Фес. 2:3-10). Библия говорит об антихристах во множественном числе (1 Иоан. 2:18; Матф. 24:24), о духе антихриста (1 Иоан. 4:3) и об антихристе в единственном числе (1 Иоан. 2:22; 2 Иоан. 1:7); он (антихрист) также называется человеком греха (2 Фес. 2:3). Объяснение такому количеству оценок антихриста – в том, что дух антихриста проявлялся уже в дни Апостолов в усилиях тех, кто хотел уничтожить плоды работы Иисуса Христа. Очевидно, что противостояние Христа и антихриста достигнет своей кульминации в явлении какого-то одного индивидуума, который возвысит себя: он явится как «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4).

Знамения и чудеса. В Библии говорится о целом ряде знамений, которые будут предшествовать концу мира и пришествию Христа. Этими знамениями будут: а) войны, засухи, землетрясения, которые станут предзнаменованием перерождения Вселенной; б) великие бедствия, во время которых праведные будут страдать и нести мученический венец ради Христа; в) лжепророки и лжехристы, которые попытаются увести людей с пути праведного (Матф. 24:29-30; Марка 13:24-25; Луки 21:25-26).

Сюда входят такие события, как: международные конфликты, столкновения и потрясения: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царст¬во на царство» (Матф. 24:6); повсеместный голод и губительные эпидемии: «…и будут глады, моры» (Матф. 24:7); народные волнения, восстания, мятежи и смуты… Никогда раньше не было такого множества манифестаций, протестов, бунтов, восстаний и революций в государствах, как ныне. Никогда не наблюдалось такого морального разложения в семьях, в обществе, в школах и университетах, какое происходит сейчас. Никогда раньше не было такой вражды и организованных беспорядков среди людей разных рас, разных классов, политических партий, рабочих союзов и студенчества.

Стихийные бедствия. Христос предсказал, что Его явлению будут предшествовать «большие землетрясения по местам» (Луки 21:11). Бог использует землетрясения для того, чтобы засвидетельствовать о Своем присутствии, чтобы пробудить беспечных, как это было в Филиппах (Деян., гл. 16). Бог прибегает к землетрясениям, чтобы напомнить нам о смерти и вечности и показать, во что могут превратиться в одно мгновение наши хижины и наши чертоги. Землетрясение – одно из многих средств Божия наказания, над которым человечество никогда не будет иметь контроля, не сможет предотвращать их или низводить их действие на нет. Мы должны приготовиться к большим землетрясениям: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Аггея 2:6-7).

Небывалые катаклизмы во Вселенной: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Марка 13:24-25); «И будут знамения в солнце и луне и звездах» (Луки 21:25). Это пророчество Христа знаменательно уже тем, что в нем выражена тесная зависимость лунного света от света солнечного: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего». Спрашивается: кто знал две тысячи лет тому назад о том, что свой свет луна получает от солнца, что она только отражает солнечный свет, будучи сама по себе мрачной и безжизненной планетой? Христос предсказывает, что силы небесные поколеблются. Другими словами: существующие ныне порядок и законы течения небесных тел будут нарушены. Кто внесет в обычный ход планет такое внезапное нарушение гармонии и порядка? Вполне допустимо, что не обойдется без вмешательства безбожного человечества, возглавляемого безбожными политиками и их «жрецами», людьми безбожной науки. Наконец, Сам Господь дал такое обещание: «…еще раз поколеблю не только землю, но и небо». Апостол Иоанн, видевший в видениях кончину мира, пишет: «…и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток» (Откр. 6:12-14). Осуществление этого обетования может начаться без предупреждения, в любую минуту.

Сильные гонения на Церковь Христову – один из признаков, упомянутых Христом: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Матф. 24:9). Гонения на Церковь – явление не новое. Истинная Церковь Христова всегда была в конфликте с окружающим ее миром и сатаной. Христос сказал: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан.15:20); «Да и все, желаю¬щие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Церковь претерпела в самом начале своего развития десять страшных гонений от римских императоров, но она должна будет подвергнуться еще большим преследованиям при завершении своего земного служения.

Небывалые в истории человечества затруднения: «…а на земле уныние народов и недоумение» (Луки 21:25). Раньше человек был занят своими мелкими делами; до него не доходили беспокойства, проблемы и страхи, которые обуревали мысли и чувства государственных правителей. Это было когда-то, но не теперь. В нашу тревожную эпоху каждый человек остро реагирует на социальные проблемы в стране и на изменения в международной ситуации. Потеря взаимного доверия между государствами и вызванный этим крах дипломатии, падение правительств, падение валюты, падение духовных ценностей, морали, нравственности – все это порождает всевозможные затруднения и тупики.Эпоха необычайного материального благополучия и расцвета превращается в эпоху тревоги, обеспокоенности, уныния и недоумения. Говоря об этом, вспоминается пророчество Апостола Павла: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1-4). Но переживаемые нами «времена тяжкие» – это «только начало болезней», только преддверие той «седьмины», которая в Писании носит название Великой скорби: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (Марка 13:19); «…люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Луки 21:26). Таковы скорбные признаки скорого возвращения Христа.

Отступничество Церкви и моральное падение мира: «…и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга… и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф. 24:10 и 12); «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Луки 18:8), потому что сатана направит все свои силы к тому, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24).

Необыкновенный расцвет всестороннего знания. «И умножится ведение» (Дан. 12:4), – сказал пророчески Даниил, характеризуя последние времена. Человек всегда стремился к тому, чтобы знать, ведать, иметь сведения. Сатана обольстил наших прародителей плотским знанием. Бог хотел вести человека путем любви, которая назидает; сатана же подсунул им знание, которое надмевает. И обманул их, сказав: «…в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

Священное Писание различает два вида знания: знание истинное и лжезнание: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3). Ибо так говорит слово Божие: «…если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Пр. 2:3-6).

Что пользы человеку знать все, но не знать самого себя, не знать Бога, не знать Его воли, не знать, в чем смысл его земной жизни, и не ведать, что ожидает его после физической смерти? Что пользы знать, каково расстояние от земли до солнца или луны, и не знать, насколько мы удалены духовно от Бога или насколько ничтожно расстояние, отделяющее от вечности и неизбежного Суда? Что пользы знать, что делается во всех государствах мира, и не знать, что творится в собственной душе? Но человек всегда стремился к знанию материальному, в ущерб знанию духовному. Поэтому Слово Божие говорит: «Безумствует всякий человек в своем знании» (Иер.10:14); Господь «обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью» (Ис. 44:25).

Всемирная проповедь Евангелия Христова. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матф. 24:14). Воскресший Христос повелел Своим ученикам: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка 16:15-16). Но никогда еще за всю историю Церкви не было такого множества великих глашатаев Евангелия, такой духовной свободы, такой широкой возможности проповеди благодатного Спасения Христова – в громадных аудиториях, с помощью микрофонов, громкоговорителей, радио, телевидения, хоров, оркест¬ров и пр., как в наше время. Никогда раньше так широко не распространялось Слово Божие, как сейчас.

Некоторые богословы обращают серьезное внимание на слово «во свидетельство», которым Христос воспользовался в вышеприведенном тексте: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам». Богословы говорят, что Евангелие проповедовалось людям почти две тысячи лет и проповедовалось «во спасение», а теперь, в последнее время, оно проповедуется главным образом «во свидетельство», дабы в День Суда люди, слышавшие Слово спасения и не принявшие его, не имели бы никакого извинения пред Богом.

Порою кажется удивительным, что люди вполне нормальные, разумные, способные слышать Слово Божие, разбираться в нем, понимать повеление Божие «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15), отказываются повиноваться Божию повелению и продолжают строить жизнь свою на песке, а не на камне. Где причина? Причина – в свободной воле человека, который пользуется этой свободой во вред самому себе.

Всеобщее безразличие ко Второму пришествию Христа, кончине мира и Страшному Суду: «…но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:37-39).

И не думали… Потомки Каина быстро размножились и, оставив Бога, так же быстро развратились. Новое поколение рассматривало происходящую перемену народного быта и нравов вполне естественным и желанным явлением. Не вникая в причины вещей, но принимая их так, как есть, многие находили во всем этом некий сдвиг вперед, прогрессивность взглядов и взаимоотношений.

И не думали… Жители допотопного мира утратили способность здраво мыслить, проверять свои чувства или поступки, подвергать анализу следствия и отыскивать причины. Они не думали и не видели, что «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11). Вникая в приведенные стихи Писания, мы убеждаемся в том, что, по законам духовного мира, неверие, растление (или разврат) и злодеяния, как причины и следствия, неразрывно связаны друг с другом. Эту же неразрывную связь мы обнаруживаем и в Псалме Давида: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13:1). Подобное духовное состояние мира свидетельствовало о том, что люди допотопной эпохи созрели для Божия Суда. Бог вынес людям допотопного мира смертный приговор, но это ничуть не изменило их жизненного русла. Все шло своим чередом. Они ели, пили, женились, выходили замуж, до того момента, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Божественный вердикт был приведен в исполнение… вердикт, о котором они и не думали.

Указывая на неожиданность Своего явления, Христос приводит ученикам еще один исторический случай: «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» (Луки 17:28-29). Не думали и не ожидали…

Едва ли нужно проводить аналогию между духовным состоянием двух эпох: допотопной и атомной, настолько они во всех отношениях сходны. Те не думали, а что можно сказать о нас? Думаем ли мы о том, что Христос может придти в любой момент дня и ночи? Готовы ли мы к такой внезапной встрече с Ним? Особенно тот, кто все еще пребывает в неверии, кто не примирился с Богом, не принял Голгофской жертвы Христа, принесенной за его грехи? Думают ли они о том, что, если они не раскаются, не обратятся к Нему, как к Спасителю грешников, они должны будут так или иначе встретиться со Христом, но уже не как с личным Спасителем, а как с грозным Судьей?

Обратимся к учению Библии о восхищении Церкви и подробно рассмотрим эту тему.В Новом Завете о восхищении Церкви говорится в нескольких местах, а именно: 1 Kop. 15:51-52: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»; 1 Фес. 4:15-17: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Эти слова Писания говорят о том, что восхищение Церкви будет сопровождаться воскресением мертвых во Христе, то есть умерших с верою во Христа, и изменением тех детей Господних, которые доживут до этого события. Мертвые во Христе воскреснут нетленными, то есть в новом, нетленном теле, а тела живых христиан изменятся, то есть тоже будут новыми, нетленными, о чем мы читаем в 1 Кор. 15:44: «…сеется (то есть погребается) тело душевное, восстает (то есть воскресает) тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». Новое тело будет сообразно славному телу Его (1 Иоан. 3:2; 1 Кор. 15:49; Филип. 3:21).

Христос говорит нам, что восхищение Церкви будет внезапным, неожиданным: «…тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Матф. 24:40-41). Слово Божие говорит также, что пришествие Христа за Своей Церковью, в отличие от Его пришествия во славе, будет невидимым для мира, как сказано в 1 Фес. 5:2: «…день Господень так придет, как тать ночью».

В Божественном плане спасения восхищение Церкви занимает, безусловно, очень важное место, тем более, что оно связано еще и с так называемым первым воскресением мертвых. Согласно учению Библии, мы имеем следующий порядок воскресения мертвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Kop. 15:22-23). «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение» (Откр. 20:5).

Слово Божие, давая нам краткое учение о восхищении Церкви и первом воскресении мертвых во Христе и говоря о том, что эти два события придут внезапно и неожиданно, призывает нас к постоянному бодрствованию в ожидании этих событий. В 1 Фес. 5:4-6 мы читаем: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». И Христос, говоря о внезапности восхищения Церкви, призывает Своих последователей к бодрствованию: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф. 24:42). О необходимости бодрствования сказано в Притчах о десяти девах (Матф. 25:1-13) и талантах (Матф. 25:13-30).

Важно отметить, что восхищение Церкви коснется всех верующих, а не какой-то их части. Слова Иисуса о том, что в пришествие «один берется, а другой оставляется», касаются не двух категорий верующих, а верующих и неверующих.

Во 2-м Послании к Фессалоникийцам 2:7 говорится о некоей Личности, «удерживающем», Который не дает открыться беззаконию. Ясно, что эта Личность не может быть человеком (она удерживает вот уже две тысячи лет). Видимо, речь идет о Святом Духе, Который должен быть взят перед страшными событиями Великой скорби. Так как Церковь – храм Святого Духа, то становится ясным, что она будет взята с земли вместе со Святым Духом до Великой скорби или, как думают некоторые, в начале ее. Во всяком случае, Великой скорби будут предшествовать непростые для христиан времена, так что стойкость и духовное бодрствование от верующих все равно потребуются (Матф. 24:9-13). Начало пришествия Христа произойдет внезапно (1 Фес. 5:2).

Учение Библии о Втором пришествии Христа во славе. Учение о Втором пришествии Христа относится к основным истинам Писания. Оно как бы венчает дело Христа, начатое Духом Святым в Вифлееме и продолженное на Голгофе в страданиях и смерти Христа за грехи мира, а также – в Его вознесении с вершины горы Елеонской. В Своей большой эсхатологической проповеди, которая содержится в 24-й главе Евангелия от Матфея и в 13-й главе Евангелия от Марка, Христос очень ясно говорит о Своем пришествии в славе. Он говорит об этом и в других случаях. Христос рисует нам следующую картину Своего Второго пришествия: Он придет «на облаках небесных» (Матф. 24:30; Дан. 7:13); Он придет «с силою и славою великою» (Матф. 24:30); Он придет в сопровождении Ангелов (Матф. 16:27; 24:31; 25:31); Его пришествие будет сопровождаться некоторыми явлениями в космосе (Матф. 24:29) и на земле (Луки 21:25).

Христос придет, чтобы совершить Свой последний Суд над живыми и мертвыми (Матф. 16:27; 25:31-46). Верующие во Христа не предстанут пред Судом для осуждения (Иоан. 3:18; 5:24). Наоборот, они сойдут с Ним, чтобы судить мир (1 Кор. 6:2-3; Матф. 19:28; Откр. 20:4). Христос говорит определенно, что о дне Его пришествия никто не будет знать (Матф. 24:36), а поэтому все исчисления времени Его пришествия противоречат Его Божественной воле. Пришествие Христа во славе, в отличие от Его явления за Своей искупленной Церковью, будет видимо для всех (Матф. 24:27).

Природа Его пришествия и цель Его пришествия в воздухе. В связи с учением о пришествии Христа, на ум приходит несколько вопросов. Во-первых, какова природа Его пришествия? Затем мы задаемся вопросом, существуют ли фазы Его пришествия? И если существуют, то каковы они?

В Библии содержится обширное учение относительно Второго пришествия Христа. Иисус сказал, что Он придет лично (Иоан. 14:3), неожиданно (Матф. 24:32-51; 25:1-13; Марка 13:33-37), внезапно (Матф. 24:27), во славе Отца Своего и со святыми Ангелами Своими (Матф. 16:27; 25:31) и с победою (Луки 19:11-27). Мужи, облеченные в белые одежды, свидетельствовали при вознесении Христовом, что Он придет лично, во плоти, видимым образом и внезапно (Деян. 1:10). Апостол Петр свидетельствовал, что Он придет лично (Деян. 3:19-21) и неожиданно (2 Петра 3:8-13). Апостол Павел свидетельствовал, что Он придет лично (Филип. 3:20; 1 Фес. 4:16), внезапно (1 Кор. 15:52), во славе и сопровождении Ангелов (2 Фес. 1:7, 10; Титу 2:13). Послание к Евреям свидетельствует, что Он придет лично (9:28) и скоро (10:37). Апостол Иаков утверждает, что Он придет лично (5:7-8). Апостол Иоанн пишет, что Он придет лично (1 Иоан. 2:28; 3:2) и внезапно (Откр. 22:12). Апостол Иуда говорит о Енохе, чтобы показать, что Он придет публично (ст. 14). Библейские доказательства ясны и достаточны.Некоторые ошибочные толкования. Несмотря на недвусмысленность и достаточные доказательства, существует много ошибочных толкований Второго пришествия. Поэтому необходимо обратить внимание на эти учения прежде, чем мы приступим к дальнейшему исследованию рассматриваемой доктрины. Обратим внимание, кратко и бегло, на пять из них.Сошествие Духа Святого. Некоторые учат, что возвращением Христовым является сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы. Они ссылаются на стих Матф. 16:28: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Подобным образом некоторые толкуют стих Иоанна 16:16: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу», утверждая, что это слово исполнилось, когда сошел Дух Святой. Но обетование в Евангелии от Матфея более ясно указывает на повторное явление Христа после Его воскресения. Иисус обещал, что Он пошлет Утешителя, но ведь Он не послал Самого Себя (Иоан. 14:16; 15:26). Действительно, Он заявил, что сошествие Духа обусловлено Его уходом (Иоан. 16:7). В Деяниях 2:33 Иисус представлен изливающим Дух, сидя одесную Отца. Это случилось в день Пятидесятницы. В Деяниях 3:19-21, уже после Пятидесятницы, Петр призывает Израиль покаяться, чтобы Бог мог послать Христа, «Которого небо должно было принять до времени совершения всего». После Пятидесятницы произнесено было и много других обетований о пришествии Христовом, а потому эти два события не являются взаимосвязанными. Так утверждают некоторые, но и этот взгляд не соответствует Писанию. Иисус говорил об Отце и Сыне, Которые будут обитать в верующем (Иоан. 14:23), однако сразу после этого Он сказал, что придет Утешитель и научит всему (Иоан. 14:26). Дух Святой – это Дух Иисуса (Деян. 16:7), Дух Христов (Римл. 8:9; 1 Петра 1:11), но Христа и Духа Святого не следует смешивать друг с другом.

Разрушение Иерусалима. Некоторые полагают, что пришествие Христа явилось разрушением Иерусалима в 70-м году. Мы можем согласиться с тем, что пророчество о разрушении этого города тесно взаимосвязано с предсказаниями о пришествии Христа в Матф. 24; Марка 13; Луки 21, и это событие можно назвать пришествием Господа в судах, но в то же время нам необходимо согласиться и с предсказаниями о грядущем личном пришествии Спасителя.Наступление смерти. Некоторые относят стих Матф. 24:42: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш придет» и к смерти, и к возвращению Христа.

Действительно верно, что тогда, когда верующий умирает, Господь принимает его душу к Себе, но этого момента нам не следует смешивать с возвращением Христовым.

Обращение мира. Некоторые полагают, что намеком на обращение мира являются слова: «Да приидет Царствие Твое» (Матф. 6:10). Они утверждают, что тогда именно, когда мир примет принципы Христовы, придет и Сам Христос. Однако Писание учит, что в последние дни совершится великое отпадение от веры (Луки 18:8; 2 Фес. 2:3-12; 1 Тим. 4:1); что наступят «времена тяжкие» (2 Тим. 3:1), что люди не будут терпеть звука учения, и что они введут достойные осуждения ереси (2 Тим. 4:3-4; 2 Петра 2:1); что вновь будет преобладать состояние времен Ноя и Лота (Луки 17:26-30). Но все это не похоже на обращение мира в пришествие Христово. Кроме того, Писание представляет пришествие Христово, как нечто внезапное, мгновенное, как молния (Матф. 24:27), как нечто нежданное, как вор (Матф. 24:43; 1 Фес. 5:2). Да и воскресение мертвых совершится во мгновение ока (1 Кор. 15:52).Два этапа пришествия Христова. Всякий, кто впервые сталкивается с истиной о Втором пришествии Христовом, может смутиться от кажущегося противоречия описания его. Он читает, что Христос придет за Своими, что Он придет видимым для мира образом, что Он будет судить людей в общем и что Он будет судить дела верующих. Он читает об особом воскресении спасенных, о брачном пире, о борьбе с антихристом и его силой, о том, что сатана будет связан, об установлении земного Царства и о Суде пред великим Белым престолом. Мы полагаем, что ключ к этому вопросу содержится в двух этапах Его пришествия. Мы знаем, что Он придет на облаках, в воздухе, а потому некоторые события совершатся в воздухе; мы знаем также, что Он придет на землю, а потому некоторые события произойдут на земле. Следовательно, необходимо отличать друг от друга оба эти пришествия.Его пришествие в воздухе. Павел пишет: «…потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16-17). Во 2-м Послании к Фессалоникийцам 2:1 речь идет о нашем собирании к Нему. Эта же идея выражена и у Иоанна 14:3: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». В этом пришествии Христос вообще не явится на землю, а соберет Своих в воздухе. Мертвые во Христе воскреснут, а живые изменятся (1 Кор. 15-51-54). Это пришествие следует отличать от Его Второго пришествия.

Его пришествие на землю. К книге Захарии 14:4 сказано: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима к востоку». В Деяниях 1:11 мужи, облеченные в белые одежды, утверждают, что Иисус «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Покинул гору Елеонскую видимым образом, а потому видимым образом возвратится на гору Елеонскую. В Матф. 19:28 сказано, что Он воссядет на Своем престоле славы, и Его двенадцать учеников сядут на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен Израиля. В Матф. 24:29-31 и Матф. 25:31-46 изложено это пришествие Его на землю. Пророк Захария (12:10-14) представляет дом Давидов, жителей Иерусалима, а также все семьи Израиля, которые будут печалиться, когда воззрят на Того, Которого пронзили. В Откр. 1:7 сказано: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь». Когда Он придет на землю, Он придет вместе со Своими (Иоиля 3:11; 1 Фес. 3:13; Иуды ст. 14). Факт этот предполагает два аспекта в Его пришествии. Один – в котором избранные Его будут восхищены к Нему. Второй – в котором избранные Его придут вместе с Ним.

Рассмотрим более подробно трехфазное пришествие Иисуса Христа с эсхатологической позиции, как это описывают богословы.

Взятие Церкви относится ко Второму пришествию Христа, к первой фазе. Рассмотрим несколько эсхатологических позиций, в которых освящена эта тема: претрибуляционизм (до Великой скорби), премиллениализм (после Великой скорби, до Тысячелетнего Царства Христа) и мидлтрибуляционизм (посреди Великой скорби). В премиллениализме (посттрибуляционизме) первая фаза совпадает со второй фазой пришествия Христа, которая будет после Великой скорби. И третья фаза Второго пришествия состоится после Тысячелетнего Царства, когда Христос откроется как Бог в полноте Своей.

Теории трехфазного пришествия в основном придерживаются претрибуляционисты (Христос придет перед периодом Большой скорби, Откр. 3:10) и мидлтрибуляционисты, которые утверждают, что Христос придет в середине Большой скорби. В первой фазе пришествия Христос придет взять Церковь. Это будет приход тайный для мира, как вор ночью. Вот места Писания, подтверждающие это: Луки 17:34-36; Откр. 3:10; 2 Петра 2:9. Он осуществится перед наступлением правления антихриста, или в половине его правления. Церкви, согласно этой теории, не будет на земле во время Большой скорби (Луки 21:36). В это время осуществится спасение верующих от Божия гнева, который должен вылиться на мир (1 Фес. 1:10; Римл. 5:9). Это будет пришествие за святыми. Встреча с Господом состоится на воздухе в момент восхищения, с воскресшими и измененными христианами (1 Фес. 4:16-17; 1 Кор.15:51-52; Иоан.14:2-3).

И пре-, и мидлтрибуляционисты соглашаются, что восхищение будет. Не соглашаются они между собой только о времени восхищения. Но как бы то ни было, нам важно быть готовыми подняться на небеса, а время покажет, как будет.

Христос вернется в конце мира, чтобы ввести новый век, вечный статус всего сущего, и Он сделает это посредством двух великих актов, а именно: воскрешением мертвых и конечным праведным Судом. Вот места Священного Писания, в подтверждение: Матф. 13:49-50; 16:27; 25:14-30; Луки 9:26; 19:15, 26-27; Иоан. 5:25-29; Деян. 17:31; Римл. 2:3-16; 1 Кор. 4:5; 15:22-23; 2 Кор. 5:10; Филип. 3:20-21; 1 Фес. 4:13-17; 2 Фес. 1:7-10; 2:7-8; 2 Тим. 4:1, 8; 2 Петра 3:10-13; Иуды 1:14-15; Откр. 20:11-15; 22:12.

Второе пришествие Христа будет в конце истории земли. Оно не будет таким, каким было Его Первое пришествие. Спаситель придет вторично не как скромный Учитель правды, но как Царь Вселенной, во славе и величии, в сопровождении великого множества Ангелов, чтобы совершить Суд над человечеством, «чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).Пришествие Иисуса Христа во славе положит конец трагедии веков, вековечному злу и его разрушительным силам на земле. Пришествие Христа – блаженное упование Церкви – явится величественным завершением дела Евангелия.

Почти полное исполнение большинства последовательно раскрывающих историю мира пророчеств, как и само состояние мира, свидетельствует о близости пришествия Христа. Время этого события не открыто, и потому мы призываемся быть всегда готовыми (Титу 2: 13; Иоан. 14:1-3; Деян. 1:9-11; 1 Фес. 4:16-17; 1 Кор. 15:51-54; 2 Фес. 2:8; Матф. 24; Марка 13; Луки 21; ).

Претрибуляционизм, Премиллениализм.

Библейское основание: Дан. 7:9; Иезек., гл. 38; Иер. 30:3-7; 1 Фес. 4:13-17. Претрибуляционизм был принят большинством пятидесятнических и харизматических Церквей.В 1890 году Ниагарская Библейская конференция сделала ударение на возможности восхищения в любой момент.

Мидлтрибуляционизм.

Мидлтрибуляционизм появился в христианстве в 1940 году. Сторонники этой точки зрения не имеют много литературы

Цели Второго пришествия Христа на воздухе. Итак, мы приступаем к рассмотрению первой фазы Его пришествия на землю. И задаемся вопросом: какова же цель Его пришествия на воздухе? На этот вопрос можно предложить несколько ответов.

Взять избранных Своих. Иисус придет, чтобы взять избранных Своих к Себе. Иисус сказал: «…приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:3). Иисус жаждет самого тесного общения с избранными, но мы знаем, что, водворясь в теле, мы устранены от Господа (2 Кор. 5:8). Когда же верующий умирает в Господе, он «выходит из тела», чтобы «водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Но и это также не является идеальным состоянием, потому что это состояние вне тела. Когда же придет Иисус, Он примет к Себе верующих уже в теле. И, начиная с этого времени, верующие «всегда с Господом будут» (1 Фес. 4:17). Но так как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50), то очевидно, что должны произойти какие-то изменения прежде, чем Он возьмет нас к Себе. О них будем рассуждать далее.

1. Предпосылки. «Свои» либо находятся теперь в Его присутствии в духе (2 Кор. 5:8; Филип. 1:23; Евр. 12:23; Откр. 6:9) и в сознательном состоянии (Луки 16:19-31; Откр. 6:9), а тела их находятся во гробе, либо еще «водворены в тела», а потому «устранены от Господа» (2 Кор. 5:6). Но пребывать со Христом в духе – это не окончательная цель искупления. Христос искупил равным образом и тело, как и душу (Римл. 8:23; Ефес. 1:14; 4:30), однажды же Он преобразит и тело, и «оно будет сообразно славному Телу Его» (Филип. 3:21). Эти два события весьма необходимы для того, чтобы Он мог взять нас к Себе: во-первых, мертвые во Христе должны воскреснуть, во-вторых, живые верующие должны измениться. Обратим свое более пристальное внимание на оба эти события: мертвые должны воскреснуть; живущие и верующие во Христа должны измениться.

2. Способ. Внимательное чтение Писания раскрывает перед нами тот факт, что перемещение верующих в присутствие Христово – это еще не все, что сопряжено с перемещением избранных Его к Нему. Главное состоит в том, что Церковь вступит в брачные отношения с Ним. Церковь является Невестой. Она находится в состоянии обручения, или представления (2 Кор. 11:2). В конечном итоге Христос «представит ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:27). Иоанн пишет: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:6-8). Иисус Христос придет, как Жених, чтобы взять Церковь, Свою Невесту. Иоанн Креститель был другом Жениха (Иоан. 3:19-29) и готовил путь для пришествия Христа.

Чтобы судить и награждать. И то и другое сочетается со Вторым пришествием Христа.

1. Суд над верующими. Христос придет, чтобы судить дела верующих и чтобы установить для них награды. Верующий не будет судим за свои грехи (Иоан. 5:24), так как он уже осужден за них в лице Христа на кресте (Ис. 53:5; 2 Кор. 5:21), а потому он уже не будет более привлекаться к ответственности за них в пришествие Христа. Однако в этой жизни он подвергается наказанию за совершенные грехи, чтобы не быть осужденным с миром (1 Кор. 5:5; 11:32; Евр. 12:7; 2 Царств 7:14). Когда же придет Христос, верующий будет судим в отношении того, как он пользовался дарованными ему талантами (Матф. 25:14-30) и минами (Луки 19:11-27), а также теми благоприятными возможностями (Матф. 20:1-16), которые были дарованы ему.

Спасение является даром Божиим (Иоан. 4:10; 10:28; Римл. 6:23). Когда Иаков говорит, что мы спасаемся делами (Иак. 2:24), он имеет в виду веру, которая производит дела (2:22, 26). И Павел указывает, что мы спасены по благодати, но спасены на добрые дела (Еф. 2:8-10). Иначе говоря, Господь предложил народу Своему благоприятную возможность собирать себе сокровище на небесах теперь, когда он спасен (Матф. 6:20), «ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:11). Итак, когда придет Христос, верующий будет судим с учетом этих дел. Павел пишет: «…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Он пишет также: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Римл. 14:10). Эту же мысль он продолжает далее: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римл. 14:12).

2. Награда. Когда Он придет, тогда огонь испытает наши дела – если они из золота, серебра или драгоценных камней, мы получим награду (1 Кор. 3:11-15). Нет сомнений, что многие будут принадлежать к группе спасенных, у которых будет мало наград; у других же будет много наград. Теперь мы приглашаемся к тому, чтобы пребывать во Христе, а потому, когда Он явится, мы не будем постыжены в пришествие Его (1 Иоан. 2:28). Павел пишет: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1 Фес. 2:19).

А. Какова основа для награды? В Писании говорится о нескольких вещах, которые приводят к награде. Как служитель тайн Божиих (1 Кор. 4:1-5), верующий несет ответственность за свое служение. Определенная награда обещана верным (1 Кор. 4:2) за правильное использование благоприятных возможностей, талантов и мин, которые были доверены им (Матф. 20:1-16; 25:14-30; Луки 19:12-27). А те, которым доверено было материальное состояние, удостоятся награды сообразно тому, как они пользовались своим состоянием (Матф. 6:20; Гал. 6:7-8); «…кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).

В определенной степени, каждый христианин несет ответственность за души других и каждый верующий награжден будет сообразно тому, сколько душ он призвал к правде. Ангел сказал Даниилу: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3). Подобным образом говорит и Павел: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1 Фес. 2:19). Как и те, которые живут в этом нуждающемся мире, и мы должны делать добро всем людям – и удостоимся награды (Гал. 6:10).

Награждены будут гостеприимство (Матф. 10:40-42), как и попечение о голодных (Матф. 15:35-40). Даже чаша холодной воды не останется незамеченной в тот день (Матф. 10:42). Сказанное особенно верно в отношении истинной любви, оказанной еврейскому народу.

Наконец, так как христианин страдает в этом злом мире, он удостоится награды за терпение. Если оскорбляют нас, поносят, преследуют, клевещут на нас, награда наша будет чрезвычайно велика на небесах (Матф. 5:11-12; Луки 6:22-23). Если мы с Ним страдаем, то с Ним и царст¬вовать будем (2 Тим. 2:12; Римл. 8:17). Иаков говорит: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).

Б. Когда же состоится это награждение? Награды будут розданы тогда, когда Он придет (Матф. 16:27; Римл. 2:5-10); в связи с этим ошибочно утверждать, что верующие, когда умирают, уходят за своей наградой. Павел заявляет, что он получит свою награду тогда, когда явится Христос, а не в момент своей смерти. Умершие в Господе находятся теперь в Его личном присутствии, но все они ожидают дня признания и воздаяния.

В. Какова природа этой награды? Писание представляет награды в образе венцов. Нам сказано, что это будет нетленная награда (1 Кор. 9:25); нас предупреждают, чтобы мы не потеряли венца своего: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:11). Приобретенные для Господа души будут венцом нашего ликования (1 Фес. 2:19). Кроме того, существует венец правды (2 Тим. 4:8), венец жизни (Иак. 1:12; Откр. 2:10) и венец славы (1 Петра 5:4). Но что бы ни подразумевалось под предлагаемым образом, мы можем быть вполне уверенными, что он представляет славную и вечную часть в присутствии Господа. Как часть награды, обещано также и место со Христом на Его престоле (Луки 19:11-27; 2 Тим. 2:12; Откр. 3:21).

Чтобы взять «удерживающего».Он придет, чтобы взять «удерживающего» откровение человека греха. Павел пишет: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:6-8). В связи с пришествием Христовым, здесь упоминаются две личности: «удерживающий», Который будет взят, и беззаконник, который будет убит духом уст Христовых. Павел говорит, что тайна беззакония уже в действии, она была в действии уже в то время, но существует нечто, «что не допускает» и существует еще «удерживающий теперь», Который препятствует полному развитию беззакония.

В Бытие 6:3 Дух Святой представлен борющимся с порочным человеческим родом во дни Ноя, и сказано, что «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Когда Он перестанет сопротивляться порочности людей, тогда суды Божии прольются на мир. Он является этим «удерживающим» и в конце времени, когда повторятся дни Ноя.

Он ограничивает зло часто через Церковь, потому что, в силу Его присутствия в верующих, они являются солью земли и светом мира (Матф. 5:13-16). Когда Церковь будет восхищена, тогда и соль и свет будут изъяты из мира. На какое-то короткое время после восхищения, пока новые души обратятся к Господу, спасенных не окажется на земле. Тогда, очевидно, Дух Святой откажется от Своего особого служения ограничивать зло, в результате чего стремительно будут развиваться испорченность и тьма; беззаконие умножится, откроется беззаконник.

Дух Святой по-прежнему будет пребывать на земле, как Он пребывал в ветхозаветние времена, но уже не в том особом смысле, в котором он пребывает в нынешнем веке. Сатана вместе со своими помощниками будет обладать огромной властью на земле перед наступлением Последнего Суда. Пришествие Христово устранит удерживающего развитие беззакония.

Вот вкратце описаны цели пришествия Христа.

Заключение. Те события, которые грядут и описаны в этой работе, достаточно серьезны, чтобы отнестись к ним легкомысленно. Мы должны приготовиться к предстоящей встрече. Каждый новый день приближает нас к встрече с Господом. В Писании сказано: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него]?» (Евр. 2:1-3).Мы несем ответственность пред Господом за свою жизнь и дела. И спасены для одной лишь цели: чтобы быть с Ним (Иоан. 17:24). Все наши труды должны быть направлены к достижению этой цели. Иисус приготовил нам Небеса. И вечность мы, как Его искупленный народ и Его Невеста, проведем с Господом. Спасение еще продолжается, двери благодати не закрыты.

(Использованная литература: Библия; «Явление», отрывок из книги Георга Ладда «Теология Нового Завета»; «Кто же Этот?», П. И. Рогозин; «Догматика», А. М. Бычков; Лекция 14 из «Учения Библии о последних событиях» (Эсхатология); «Систематическое богословие», учебник под ред. Иванова; «Эсхатология», Г. К. Тиссен; «Небеса для Церкви», К. Прохоров)

Опубликовано вСтатьи
Поделитесь с друзьями: