Перейти к содержимому

Зависть

Вот как словарь Даля толкует значение слова «завидовать»: досадовать на чужую удачу, на чужое счастье, болеть чужим здоровьем, жалеть о том, что у самого нет того, что есть у другого.

Как иллюстрация – пословица: «Берут завидки на чужие пожитки».

По Ожегову, зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом …

другого.

Обоими словарями четко объясняется значение слова «зависть».

Перечитаем некоторые места Священного Писания о зависти, чтобы досконально разобраться, откуда взялась зависть, где она гнездится и как от нее избавиться?

Зависть – древнее чувство. Первый, кто позавидовал, – это небезызвестный сатана: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Исаии 14:12-15).

Зависть возникла с грехопадением. Грех несет с собой и зависть. С самого момента грехопадения человек заражен завистью, от диавола. Грех, с ним зависть, гордость – это наследие диавола так и переходит от поколения к поколению, со времен Ветхого Завета и до наших дней.

В самой первой книге Библии мы читаем историю Каина и Авеля: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие 4:1-8). Вот яркий пример зависти, в результате которой произошло пролитие человеческой крови. Более того, первое убийство было совершено из зависти! В быту говорят: я тебе по-хорошему завидую… Вот последствия зависти: пошел и убил своего единственного родного брата – просто позавидовал, по-хорошему или по-плохому, как определить?

Каин был старшим братом, Авель – младшим. Каин первым проявил рвение перед Богом, принес жертву Ему, от плодов земли, Авель – вторым. Каиново приношение не принято, а Авелево – принято. В сердце Каина появляется огорчение, следом – зависть, лицо поникло…

Можно много рассуждать на тему: почему Бог принял жертву Авеля и не принял жертву Каина? Авель принес овечку – это прообраз Христа, Агнца Божия: спасение – через жертву, должна пролиться кровь. Авель наверняка не сам придумал принести в дар Богу ягненка. За этим приношением стоит символ смерти Иисуса Христа. Бог хотел, чтобы люди знали и верили, что за них будет заплачено, и цена искупления очень высока: прольется чья-то кровь. А от плодов земли – это то, что неугодно Господу в качестве жертвы (Бог проклял землю, жертва от проклятого не может удовлетворить Его). Каин, конечно, много трудился, выращивая урожай, труд земледельца не легче, чем труд пастуха, а, может, и потяжелее будет. И вот он приносит плоды своего труда Господу, а Ему это неприятно. Вместо того чтобы покаяться перед Богом и изменить свое мировоззрение (Каин наверняка знал, как «правильно» приносить жертву, почему ему в голову пришло принести жертву от плодов земли?), Каин усугубляет свое положение, совершая тяжкое преступление. Он позавидовал и, как следствие, стал убийцей: вот тебе за то, что ты сделал лучше меня! Решив задачу таким странным и страшным образом, Каин навлек проклятие не только на себя, но и на все свое потомство: его потомство жило только до потопа…

Бог дает Израилю закон – Десять заповедей (Исход 20:1-17), в число которых входит и заповедь о зависти, гласящая: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). То есть суть десятой заповеди: не завидуй! не желай чужого! не имей сердца завистливого, глаз завидущих! не замышляй зла против ближнего своего!

Тема зависти, увы, актуальна. Бог видит в зависти особую опасность, именно поэтому Он включил «запрет» на нее в закон. Вообще закон дан для грешников – в законе отражается то, чем человек грешит. Почему наибольшая заповедь в законе «…возлюби Господа Бога твоего…»? Потому что человек больше всего на свете ненавидит Бога. Если бы была наибольшей другая заповедь, это означало бы, что человек больше всего грешит против этой заповеди. Но человек более всего грешит против двух заповедей: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Марка 12:30-31). Закон призван обличать во грехе. Закон, как зеркало, отражает то, чем мы грешим. По закону можно проверять свое сердце. Бог дал закон, чтобы мы ясно представляли себе, кто мы. Бог показывает нам самих себя…

Мы продолжаем, исследуя происхождение зависти, идти по древности. Бытие 30:1: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю», – тоже о зависти. О глубокой зависти, всерьез – до смерти. Для того времени было позором не иметь детей, а тут еще и сестра родная в женах у твоего мужа, и детишек ему рожает одного за другим. Да и нелюбимая к тому же, а детишек вот рожает, а любимая – бездетна. «Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Бытие 30:2). Затем – история со служанкой… Рахиль помогает Богу с Даном, как Сарра – с Измаилом. Все это – по плоти. Но Бог все-таки дает Рахили сыновей: Иосифа, Вениамина…

Можно вспомнить еще одну историю о зависти: «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним» (Деяния 7:9). Патриархи, начальники колен Израилевых – даже они были подвержены зависти. Чуть брата родного, горячо любимого отцом, не убили – опять же по причине зависти!

А Моисею-то что было завидовать? Такую тяжесть нес на себе, такое ответственное служение. «И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?» (Числа 11:11-12), – стонал Моисей, нянькаясь с капризным народом, который вручил ему Бог. Три миллиона из рабства вывел, с невероятными чудесами и знамениями, а они каждый день ропщут: то воды им дай, то еды.

«И позавидовали в стане Моисею [и] Аарону, святому Господню. Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых» (Псалом 105:16-18). Позавидовали Моисею, позавидовали власти, которую он имел…

В Притчах царя Соломона, мудрейшего на свете человека, по крайней мере, пять раз упоминается о зависти: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притчи 14:30). Кротость и зависть противопоставляются в Писании: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иакова 3:13). Мудрая кротость и горькая зависть. Гордый человек завидует – кроткий же, напротив, радуется успеху другого. Не завидует, а радуется. Писание учит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Римлянам 12:15)! Не горюйте: «О-о-о, он новую машину купил… Везет же людям…» Как в народной притче: «Микола, у тебя свинья околела, дать тебе другую? При условии, что соседу я дам двух. – Нет, пусть лучше у соседа две свиньи околеют».

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» – лакмусовая бумажка для сердца на предмет любви к ближнему. Радуемся ли мы его успеху? Часто, увы, бывает наоборот: ближний плачет – мы радуемся, ближний радуется – нам тошно. Где любовь – там радость успехам ближнего: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Коринфянам 13:4). Зависть – это отсутствие любви. Человек завидующий и человек любящий – антонимы, то есть совершенно противоположные по смыслу понятия.

Важно осознать, что зависть появляется от гордости, то есть зависть свойственна гордым. Сатана стал завидовать, возгордившись. Если бы он был кротким и смиренным, он остался бы на том месте, которое Бог предназначил ему: «…так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иезекииля 28:12-17). Херувим осеняющий, прекраснейший Ангел Божий. Место, которое Бог ему предназначил, было самым лучшим для него. Но появилась гордость, пришла зависть, захотелось взмыть еще выше.

Возвратимся к Притчам: «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (Притчи 23:6-8). Ничем не пользуйся от человека завистливого – встанет оно тебе поперек горла, тошно будет, потому что наешься лицемерия, отравишься им.

«Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна» (Притчи 23:17-18). Не завидуй грешникам. Да, многие из них хорошо живут, «крутясь», производя «различные движения», бодро шагая по головам и активно работая локтями… «О, какой шикарный дом! А машина-то какая, батюшки мои!» Не завидуй этому. Тот, кто вкладывает в богатство земное, а не в Бога богатеет, в итоге потерпит полное фиаско, потому как богатство, накопленное на земле, на небеса не заберется. Человек, захваченный и ослепленный жаждой обогащаться, не в состоянии увидеть духовную, вечную жизнь, которая – за пределами смерти физической, и старается «оторваться» здесь, на земле, на «полную катушку». Это вопрос веры.

«Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет» (Притчи 24:19-20). Не завидуй нечестивым, чего бы они ни имели, каких бы вершин ни достигли, как бы ни была велика их слава. Не завидуй им, потому что все это временно. Ты имеешь несравненно больше, несравненно лучше, несравненно ценнее – то, что Бог даровал! Эта же мысль выражена в Псалме 36:1-3: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину». Не завидуй беззаконникам, какие бы грандиозные на вид дела они ни вершили. Уповай на Господа, делай добро, держись истины.

«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притчи 28:22). Опять – о взаимосвязи зависти и богатства. Но богатство не спасает от ада!

Чему обычно завидуют? В основном, материальным благам. У соседа дела идут в гору, он трудится много, развивает свое дело, зарабатывает кучу денег, может позволить себе то, может позволить себе се… Вот он уже на винд-серфинге, на яхте, на самолете… Эх, и мне бы так… Сатана навевает такие настроения, чтобы рай построить на земле. В некоторых религиях понятие о рае очень приземленное, так что, если очень постараться, можно запросто построить рай на земле (согласно их представлениям), при финансовом достатке, разумеется. В этом смысле, состоятельные обитатели земного шара как в раю живут.

Итак, завидуют чаще всего материальным вещам. Существует мнение, что зависть – это двигатель материально-технического прогресса: спрос рождает предложение, а запросы плоти человеческой безразмерны, бесконечны. Компания тем временем разрабатывает и разрабатывает новые модели и делает на этом деньги. Зависть постоянно толкает «вперед»: гонка вооружения, битва за космос…

Что еще вызывает зависть? «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!» (Екклесиаста 4:4), – хорошо подметил Екклесиаст. Завидуют не только материальным вещам, завидуют успеху, завидуют делам. Однако Писание говорит, что «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию» (2 Петра 1:3). Завидуя же, мы как бы говорим, что Бог нам этого не дал.

Апостол Павел в Послании к Ефесянам молится за Церковь: «…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Ефесянам 1:17-19). Павел просит Бога открыть верующим духовное зрение – чтобы пришло откровение, как Асафу, вошедшему в храм и увидевшему, на каких скользких путях стоят ноги беззаконных (Псалом 72 содержит классический пример зависти). Павел просит Бога показать нам то, что мы имеем.

Зависть – это уловка диавола, на которую попались еще наши прародители, Адам с Евой: Бог что-то от вас утаил, чего-то Он вам не додал до полного совершенства… да-да, вы станете как боги… И решили Адам с Евой в сонм богов податься. Иными словами, зависть у человека – в крови, это обыкновенная попытка самоутвердиться, когда не знаешь себе цены. Когда у человека есть внутреннее откровение о том, что он – чадо Божие, что Бог ему все уже дал, что он имеет всякую полноту во Христе, являясь сонаследником Христа, он не завидует. Он удовлетворен. Ему нет нужды завидовать. Он наследует вечную жизнь. Его Отец – Господь Всемогущий!

Павел никому не завидовал: однажды он был восхищен до третьего неба и увидел то, ради чего впоследствии от всего отказался и все почел за сор. И карьера у него была, и деньги, и образование, и власть. Но, переживши встречу с Богом, он открыл для себя нечто такое, что все нажитое прежней жизнью померкло. Павел научился жить и в нищете и в богатстве, его не интересовало земное благополучие, однажды он увидел вечное – и временное его уже не трогало: «…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филиппийцам 1:23).

В Евангелии от Матфея приводится история, в которой обличается зависть (20:1-15). Стих 15 – как резюме, в этом смысле: «…разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» Чему завидовать? Все по динарию получили. В духовном ракурсе: спасение, прощение грехов, жизнь вечная – то есть самое главное принадлежит всем. Если сверх того есть какие-то дары, это не повод гордиться или завидовать. Самое главное, базовое, самое ценное, что Господь дает всем принимающим Его, – наши имена написаны на небесах. Этому будем радоваться!

Зависть унижает. Завидуя, человек свидетельствует о своей неполноценности. Ему, бедному, чего-то не хватает. У него, бедного, чего-то нет такого, что есть у тебя. Завидует тот, кто ощущает себя несостоятельным, обделенным, ущербным. Полноценный внутренне человек не завидует, а только радуется за всех!

Как бороться с завистью? Вот какой совет дает, в связи с этим, Апостол Петр: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петра 2:1-3). Зависть нужно отложить, просто отложить. Не бороться с ней, а отложить. Это в наших силах, в нашей власти.

Далее Петр говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Стряхните с себя всю эту грязь: зависть, склоки, сплетни, коварство, лицемерие. Вы все-таки народ Божий, царственное священство, род избранный, вы вкусили благость Господню – не теряйте своего достоинства, не опускайтесь до мирского.

Достоинство – это наша реальная цена. Это то, как Бог нас видит. Он знает нашу цену. Он отдал Сына Своего за каждого из нас. Каждый бесценен в глазах Бога. Бог видит, насколько наше сердце расширено для Него. У нас есть определенные дары, возможности. Он знает цену нашему достоинству и нам открывает это.

Достоинство и гордость – понятия совершенно различные. Гордость – это завышенная самооценка. Есть достоинство, а гордость превышает эту грань. Человек, иными словами, представляет себя таким, каким он не является. Вот яркий тому пример из Писания: «Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Матфея 26:35). Такое заявление свидетельствует о том, что человек высокого о себе мнения. Но чем увенчались эти смелые слова? «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух» (Матфея 26:74). Гордость – это пустое: гордый человек на самом деле не таков, каковым себя изображает.

Зависть – свойство гордого человека. Зависть вряд ли подтолкнет подражать Христу. Зависть понуждает опускаться до уровня морали мира сего. Завидуя, подражаешь миру. Зависть практически толкает в мир. Зависть – фатальна, трагична по своей сути, по результатам. В Царстве Божием нет места для зависти.

В Церкви каждый член расположен так, как Бог усмотрел. Каждый занимает то место, которое Бог предназначил именно ему. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Коринфянам 12:21), – завидовать служению ближнего ненормально. Мы не можем обходиться друг без друга. Мы взаимосвязаны, мы – Тело Христово. В Царстве Божием для каждого приготовлено особое место. Бог знает какое. Что завидовать кому-то? Для одного Бог одно приготовил, для другого – другое. «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною» (Иоанна 21:20-22). Для каждого из нас Бог приготовил самое лучшее, а не так, что для кого-то – трон, а для кого-то – хлипкий стульчик. Для каждого трон приготовил. Каждый – именно на своем месте в Его Церкви, как изумруд, в самом гнездышке. Если рассматривать себя не в отдельности друг от друга, но как единое целое – Церковь Божия, тогда не будет зависти, но радость друг за друга. Когда все нацелены на исполнение одной важной задачи, тогда каждый стремится к ее решению. Как экипаж: каждый – на своем месте. Когда мы – единое целое и имеем общую цель, нам нечему и некому завидовать. Общая цель объединяет. Никто ни перед кем не выделывается. Единая команда – это общее преимущество, общий плюс.

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» (Иакова 3:14), – Апостол Иаков также упоминает о зависти, – «…ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иакова 3:16). Завидовать опасно – это разрушает: Каин убил Авеля из зависти; сатана позавидовал Богу и упал с неба, несмотря на свое высочайшее положение; патриархи из зависти брата родного продали и так далее. Зависть всегда горькая – не белая и не черная, горькая!

Зависти, как правило, сопутствует предательство. Первосвященники предали Христа из зависти. Даже Пилат, язычник, это сообразил: «…ибо знал, что предали Его из зависти» (Матфея 27:18). Чему завидовали? Праведный, Святой, облеченный властью свыше, наделенный Божественною силою исцелять больных, творить чудеса, мертвых воскрешать, имеющий небывалый авторитет, громкую славу: «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Иоанна 12:19), а мы тогда для чего тут сидим, в храме?

«Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти» (Деяния 5:17), – это о зависти к действующим христианам (Деяния 5:12-18). И в темницу-то заключили их по зависти. У религии нет того, что есть у Церкви: нет силы Божией, нет помазания Духа Святого, нет любви, нет власти над сердцем человека – вот она и завидует. Юридический авторитет, политическая власть – это не работает на духовном уровне: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его…» (Деяния 5:38-39).

В этой же книге описывается еще одна ситуация (Деяния 13:44-50), замешанная на зависти: «Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (стих 45). Вот уже и Павлу сопротивляются – из зависти.

Обращаясь к коринфянам, Апостол Павел конкретно называет зависть проявлением плоти: «…Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1 Коринфянам 3:3).

Обращаясь к галатам, Павел снова включает зависть в список дел плоти, тут же подводя резюме по поводу входа в Царствие Божие: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Галатам 5:19-21).

Первое Послание Павла к Тимофею (6:3-5), упоминая зависть, связывает ее с гордостью и намекает при этом на поврежденность ума: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины…», – то есть зависть гнездится в гордом сердце, при содействии извращенного ума.

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Римлянам 1:28-31), – и снова упоминается зависть, и опять как следствие недалекого, превратного ума. Зависть в данном случае Павел включает в список непотребств – то есть нечистого, извращенного.

«Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Римлянам 13:12-13), – здесь зависть причислена к разряду дел тьмы и бесчинству.

Итак, зависть – это дело плоти, проявление ветхой нашей природы. Как же победить зависть? Только духом: «…ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Римлянам 8:13). Не впутываться в бессмысленное соперничество: у кого больше, лучше, дороже. Не идти в поводу у плоти, плоть всегда будет кому-то или чему-то завидовать. Написано: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоанна 2:16). Гордость житейская и производит зависть. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Галатам 5:25-26), – подводит Павел определенный итог. Писание учит, что во Христе мы имеем все: «…и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Колоссянам 2:10).

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Титу 3:3-7), – вот панацея от зависти: «благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога», аллилуия! Аминь.

Опубликовано вХристианские проповеди
Поделитесь с друзьями: