Перейти к содержимому

Послушание

О послушании говорят много. А что о послушании – в Библии? «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что …

ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Царств 15:22-23), – это Библейская классика, Слово Божие, наиболее цитируемое, когда речь идет о послушании.

Предыстория вышеуказанного фрагмента такова: народ просил у пророка Самуила царя. Самуил помазал в царя Саула, внешний вид которого как нельзя лучше подходил под высокий титул. Но прошло некоторое время, и Саул отступил от повеления Божия, за что и был развенчан как царь (1 Царств 15:1-28). Вот такая грустная история о первом царе Израиля. Хотел Божий помазанник сделать как лучше: там убавил, здесь добавил, рациональность проявил, а в итоге «отверг слово Господа». По человеческим меркам, Саулу не то что памятник соорудили бы, его по всем телеканалам прославили бы за такой экономический подвиг: «Но Саул и народ пощадили… лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить…» (1 Царств 15:9).

Казалось бы, Саул поступил здраво, с усердием перед Господом: «…народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу…» (1 Царств 15:21), за что же пророк Божий так недоволен? Дело в том, что Богу важно было Саулово послушание, а не его предприимчивость, тем более что вслед за непослушанием и лукавство в ход пошло: это не я, это народ (1 Царств 15:24).

Невозможно быть одновременно послушным Богу и кому-то еще. Перед нами всегда выбор: кого слушаться? Если мы не слушаемся Господа, значит, слушаемся кого-то другого, а это уже идолопоклонство, а не просто: хочу – слушаюсь, не хочу – не слушаюсь. Бог сказал Саулу конкретное слово: иди и сделай вот так и вот так, просто и ясно; что подтолкнуло Саула поступить по-своему? Возможно, он просто не знал Бога (1 Царств 15:21, 30 – обратим внимание, что Саул не говорит «Богу моему», но «Богу твоему»).

Итак, Бог высоко ценит послушание. Простой пример из жизни: приятно, когда наш ребенок послушен нам, но если он самовольничает, игнорирует нас, нам больно. Господу тоже не нравится наша самодеятельность. Он – любящий Отец, достойный послушания. Он не желает нам зла, а только добра. Он сделал все, чтобы нам быть Ему послушными: спас нас, искупил, омыл, очистил от грехов, изгладил беззакония наши, дал нам Духа Святого, наделил всем необходимым для счастливой жизни, и мы ну никак не должны огорчать Его своим непослушанием.

Вспомним историю о том, как Авраам исполнил повеление Господне и возложил Исаака на жертвенник (Бытие 22:9-12), и чем это кончилось: «…Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие 22:17-18). Авраамово послушание Господу явилось причиной благословения его самого, его потомства, его народа и всех остальных народов. Господу не нужна была смерть Исаака, Он лишь хотел испытать Авраама, в завете ли он с Ним и каково перед Ним его сердце? Бог всегда вознаграждает послушание. «…умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли», – это есть плод послушания одного человека. Мы, слава Богу, являемся причастниками этого плода, так как написано, что мы – дети Авраамовы по вере: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Галатам 3:7).

Позже то же самое Господь пообещал Исааку (Бытие 26:2-5), и опять – по причине послушания Авраама. Исаак также встал перед выбором: послушаться гласа Господа или нет. Если бы он ушел в Египет, может быть, на этом все для него и закончилось бы. Но в ходе исторических событий сыграло роль сначала послушание Авраама, а затем – послушание Исаака, сына его. Заметим, что не автоматическое, но сознательное послушание приносит благословение.

Глава 27 книги Бытие – целиком о послушании. Исаак, Ревекка, Исав, Иаков – непростая история. С послушанием нужно быть очень осторожными. Слепое послушание может принести тяжелые последствия.

Адам однажды пошел в поводу у своей Евы и тут же получил приговор: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя…» (Бытие 3:17). Земля оказалась проклятой за послушание. В послушании должна быть мудрость.

Другой пример необдуманного послушания. Бог обещал Аврааму, что потомство его будет многочисленно, как песок морской, как звезды небесные, но жена его, желая ускорить ход истории, решила проявить самостоятельность: «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары» (Бытие 16:2). Как будто не было никакого обетования Божия! Впрочем, Авраам хранил твердость в вере, но Сарра была нетерпелива: все-таки возраст поджимает, да и времени прошло с момента обетования много – двадцать пять лет, она и не выдержала. Сарра действовала явно по плоти, и это послушание Авраама было, по большому счету, ни к чему.

Пример послушания из той же истории, когда Сарра «сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его» (Бытие 21:10-11). Но Бог посоветовал Аврааму удовлетворить желание жены и выпроводить Агарь вместе с маленьким Измаилом, пообещав расстроенному отцу благословить и этого сына (Бытие 21:12-13).

Вот еще одно сложное для разума место Священного Писания о послушании: «И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет» (Бытие 37:26-28). Иуда фактически спас Иосифа от смерти. Он, по всей видимости, обладал авторитетом среди братьев, и они вняли его идее. Как видим, послушание бывает разным. Из-за послушания братьев Иосиф остался в живых и по прошествии времени спас все свое родство от голода.

Моисею Бог однажды проговорил: «Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему» (Исход 3:16-18). Старейшины действительно послушались – Бог побудил их послушаться, это Его суверенитет – делать человека ожесточенным или послушным. Давид говорит: «…милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой» (Псалом 143:2). Если царь послушен Богу, то Бог покоряет царю народ, и наоборот: не послушного Богу царя народ не будет слушаться. Такова закономерность.

Послушаться Бога – это через что-то переступить: через страх, через малодушие, через гордость, через суету, через собственное «хочу-не хочу». Послушание Господу не происходит мгновенно: раз! – и ты послушен. «Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ» (Исход 6:9), – что помешало народу послушаться руководителя? Казалось бы, что плохого – стать свободными и войти в землю, где течет молоко и мед? Ой, а вдруг хуже будет? работа-то тяжелая, да, но менять устоявшийся уклад жизни еще страшнее. Есть много препятствий послушанию: Саулу показалось нецелесообразным истребить тучные стада и прочее добро, народ израильский испугался египтян, за четыреста тридцать лет рабство стало привычным состоянием, страх перемен и так далее.

Послушание подразумевает личное знание того, кому его проявляешь; мы имеем полное право не послушаться того, кого не знаем: «Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исход 5:2). Но даже если человек хорошо нам знаком, выбор: слушаться его или нет – все же за нами.

Послушание совершенно не унижает. Можно прочесть историю о том, как Иофор, тесть Моисея, обращает внимание зятя на то, что нерезонно одному разбирать тяжбы и нужды народа: ты-то сидишь, а народ стоит часами, ожидая своей очереди – и себя мучаешь, и людей. Кто-то скажет: «Да кто такой Иофор, по сравнению с Моисеем?» Да, серьезный человек, проживший жизнь, ну и что? А у Моисея – призвание Божие, помазание, чудеса и знамения сопровождают его на каждом шагу. Действительно, с высоты своего положения Моисей имел полное право не внять совету Иофора, но Моисей не счел ниже своего достоинства последовать мудрости старшего по возрасту, умудренного житейским опытом человека: «И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил» (Исход 18:24). Вполне возможно, что за этой ситуацией стоял Бог, испытывая Моисея на послушание, через Иофора.

Итак, за послушанием стоит Бог. Послушание всегда лучше противления. Послушание – это не стыдно. Даже если ты – птица высокого полета, в своих ли глазах или в глазах окружающих, нет ничего страшного в том, если ты прислушаешься к чьему-то совету. Может быть, Бог таким образом испытывает тебя. «И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое» (1 Царств 25:35), – царь проявляет послушание по отношению к простой женщине, оказывает ей честь! Ничего страшного не произошло, корона с головы Давида не упала. Послушание не унижает, напротив – возвышает.

Исход 24:6-7: «Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны», – замечательные начинания: завет заключили, слушаться Бога пообещали. Такая мощная декларация – но ненадолго. Может быть, народ в самоуверенности так сказал или в гордости? Чтобы быть послушным, надо над собою работать, это не просто решение: буду послушным, а решение-выбор. «Будем послушны», – заверил народ и не сдержал слова. Природа человеческая сама по себе непослушна Богу.

Второзаконие 9:18-19: «И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его; ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас [и хотел] погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз». Сам Господь послушал Моисея, и было это не в первый раз! Даже для Господа не является зазорным послушаться. Творец неба и земли снизошел, чтобы внять просьбе Своего творения: Моисей заступился за народ – и Бог не воспротивился желанию человека. Возможно, через эту ситуацию Он хотел показать, что любит Израиля и хочет помиловать его. Если для Господа послушание вполне допустимо, тем более это нормально для нас. Кто мы такие, чтобы Господь слушался нас? Однако написано: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоанна 5:14-15), аллилуия!

Удивительно! Господь слышит молитвы, отвечает на них. Авраам, заступаясь за Лота, просил Бога сохранить Содом, если в нем найдется пятьдесят, затем – сорок пять, тридцать, двадцать, десять праведников (Бытие 18:22-32), и услышал в ответ: «Хорошо». Наш Бог – не каменный, Он живой, с Ним возможен диалог!

Послушание – это серьезное требование Бога. Господь дал такую заповедь: «А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, – и [так] истреби зло от Израиля» (Второзаконие 17:12). Нельзя пренебрегать священником, потому что он от Бога говорит. Не слушаться священника – это значит не слушаться Бога. Священник представляет народ Богу, и Бога – народу, то есть является посредником между Богом и народом, сам будучи в полном послушании Богу.

Откроем 1 Царств 8:7: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Народ просил себе царя, и Бог сказал Самуилу: удовлетвори их требование. Народ отверг Бога как Царя, но все равно Бог сказал: послушай их, они не отстанут, уничтожать их за эту глупость Я не собираюсь; пусть будет у них царь, но объяви им права царя. Интересна позиция Самуила. Он действительно беседовал с Господом. Бог мог сказать ему: «Не иди у них в поводу, хотя их и большинство», как в случае с пророком Михеем: четыреста пророков пророчествуют о победе, а Михей: «Не ходи – погибнешь» (2 Паралипоменон 18:16). По большому счету, для Бога народ важнее одного пророка. Бытует мнение, что пастор – персона в Церкви номер один, а все остальные – так, приложение к нему. Бог же считает наоборот: важна Церковь, собрание людей, народ, а пастор – это всего-навсего Его помощник. Самуил не вцепился во власть: не отдам, мое! но поставил царя, как и просили, передав ему все полномочия. Он послушался голоса Божия.

Авраам тоже послушался голоса Бога, когда Он сказал ему: принеси Исаака в жертву. Когда же отец возложил сына на жертвенник и взял в руку нож, Бог сказал ему: «Стой!» Бог – живой; Он говорит. Важно слышать Его голос на всякую ситуацию. Время Нехуштана давным-давно прошло, но самаряне сделали этого медного змея предметом поклонения – Бог же сказал (4 Царств 18:4). Это уже фундаментализм: однажды Бог проговорил – на все времена и на все случаи жизни. Бог – живой, и Он постоянно говорит; Самуил и другие пророки прислушивались к голосу Божию и следовали ему. Не было у них жажды власти: вот только я, и больше никто.

Еще одно интересное место Писания о послушании: «И послал к нему [Нехао] послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь [иду я,] но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя. Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил на сражение на равнину Мегиддо» (2 Паралипоменон 35:21-22). Некий язычник идет из Египта на войну, утверждая: «Бог торопит меня сделать то-то и то-то», а Иосия не верит: «Как это, тебе Бог проговорил, а мне нет?» Бог может проговорить через кого угодно, даже через животное (Числа 22:28-30), нужно быть внимательным к происходящему вокруг. Послушание – это не всегда: вот, Бог мне сказал. Бог может посылать к нам разных людей, бывает полезно послушать, что они говорят. Давид послушался Нафана и, как следствие, раскаялся в грехах (2 Царств 12:13).

Послушание важнее, чем жертва. Наше послушание Господу говорит о том, что мы признаем Его Отцом, доверяем Ему. Без доверия невозможно послушание. Откроем пророка Иеремию 7:22-26: «…ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо». Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом. С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих». Первое, о чем просил Господь освобожденный из рабства египетского народ, было послушание: «Столп огненный будет вести вас ночью, столп облачный – днем, наблюдайте за ним, идите следом; когда он остановится, останавливайтесь и вы; слушайтесь голоса Моего». Все замешано на послушании. Самое главное для Бога – наше послушание Ему. Он всегда говорит идеальные вещи – как должно быть, без вариантов. А вот как мы исполняем Его пожелания?

Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Чти тех, кто произвел тебя на свет Божий, кто растил тебя, заботился о тебе, страдал и радовался вместе с тобой много лет, будь благодарным и уважительным к родителям – и Бог благословит тебя длительностью жизни. А вот что говорит Библия об участи детей непослушных: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Второзаконие 21:18-21).

Книга пророка Иеремии 35:5-10: «…и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни [жизни] вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками». И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, – мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши, – и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева; а живем в шатрах и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш», – даже не Господней, а человеческой заповеди послушались. Послушание – это очень важно. Сыны Ионадава были благословляемы Господом за послушание: «…не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иеремии 35:19). Бог верен Своему Слову: наше послушание стяжает нам благословение от Него.

Господь ставит в пример народу Своему послушание потомков Ионадава: «И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня. Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, и говорил: «обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им; и будете жить на этой земле, которую Я дал вам и отцам вашим»; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня» (Иеремии 35:12-15).

По поводу послушания царям. Все мы читали: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римлянам 13:1). Да и аминь. Но вот какое слово можно обнаружить у пророка Даниила: «Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои [огню], чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать. Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской» (Даниила 3:95-97). Седрах, Мисах и Авденаго – эти молодые люди имели высокий дух, дух поклонения Богу живому и истинному, в результате чего сам царь похвалил их: «Молодцы, что не послушались моего повеления, но остались верными Богу своему».

Слово царя – не есть истина в последней инстанции; слово человека, даже если он – царь, не является абсолютом. В определенных кругах часто муссируется: всякая власть – от Бога, всякая власть – от Бога, не рассуждать, а слушаться безоговорочно! Но только что мы увидели яркий пример непослушания самому царю! Любая власть имеет границы, и превышение представителем власти полномочий дает нам право поступать «по удостоверению своего ума» (Римлянам 14:5) и по велению своего сердца!

Обратимся к Евангелию от Матфея 18:15: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Но брат имеет свободу заявить: ты для меня не авторитет, что ты меня учишь? А «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Если же не послушает, и если действительно виноват, «то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матфея 18:17). Послушание – это необходимый «атрибут» верующего человека. Если согрешил, будь открыт для обличения, и если обличают, не ожесточайся, лучше поразмышляй: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иакова 1:19-20). Не превращайся в колючего ежика, в неприступную крепость, но проанализируй ситуацию, прислушайся к совету.

Еще одно место Писания о послушании Господу, Деяния 4:18-20: «И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Также и Деяния 5:27-29: «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Заметим, что в первом случае Апостолы отвечали с кротостью, а во втором – смело и утвердительно: «Да отстаньте от нас; неужели вы больше Бога?» Оказывается, и повеление первосвященника можно оспорить. Важно не ошибиться в расстановке приоритетов. И еще: у нас есть Дух Святой, Который наставляет нас на всякую истину. Бог испытывает по-разному. «Мне никто не указ, я водим Духом Святым», – так скажет человек плотской, заносчивый, гордый. Водимый же Духом Божиим послушен или, по крайней мере, имеет склонность к послушанию.

Апостол Петр три раза говорит о послушании в одной главе: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится», «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках», «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Петра 1:1-2,14-15, 22-23). Избранные к послушанию. Мы не просто избраны, но избраны к послушанию. К послушанию Богу, как дети – родителям. К послушанию через Духа Святого, к послушанию истине. Дух Святой подскажет, где истина, а где ложь. Истина делает человека свободным и способным различать добро и зло. Петр говорит: мы возрожденные, у нас новая природа, и мы должны быть послушны – послушны истине, послушны Богу. Послушание – это часть нашей новой природы, то, что мы наследуем не от родителей, но от Бога.

Послание Иакова 3:17: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Мудрость от Бога «послушлива». Такая мудрость не присуща человеческой природе.

Иногда послушание требуется вопреки разуму. В книге Деяния встречается история, исчерпывающе иллюстрирующая эту мысль: «Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла» (Деяния 27:11), – действительно, кто такой Павел, по сравнению с профессиональным моряком? Но именно Павел уверенно заявляет: «…мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деяния 27:21-25).

Апостол Павел очень много пишет о послушании. Послание к Римлянам 1:28: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства», и дается перечень непотребств, среди которых – «непослушны родителям» (1:30). Вывод: непослушание – это непотребство, то есть то, что нельзя употреблять; то, что неприлично; то, что свойственно извращенному уму ветхого человека.

Послание к Римлянам 5:19: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». То есть Адам согрешил, ослушавшись Бога, и этим ввел в грех всех людей. Иисус же был послушен, как написано, даже до смерти крестной, и Его послушание делает праведным того, кто избирает Его Своим Спасителем и Господом. Послушание Христа дает сильный противовес непослушанию.

Очевидно, что как послушание, так и непослушание влекут за собой грандиозные последствия. Послушание – это не абстрактная дисциплина, но послушание Богу, послушание истине. Бог нигде не велит подчиняться диаволу, бесам, беззаконникам. Послушание должно быть разумным. Следует рассуждать, кому и чему быть послушными. Павел конкретно говорит: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Римлянам 6:16-17). Либо мы послушны греху, либо – праведности, других вариантов не существует.

«Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Римлянам 11:30-32), – Апостол Павел напоминает, что евреи обещали слушаться, но нарушили свое обещание, язычники – туда же. Потому и заключил Бог всех в непослушание, чтобы всех помиловать. Здесь усматривается прерогатива Бога, Его планы в истории человечества по отношению к Церкви и Израилю, к язычникам и евреям. Заключая завет с Богом, человек искренне обещал послушание, но нет у него силы исполнить обещанное, потому Бог и дал закон, которому никто не может соответствовать, который всех осудил.

Кто имеет право требовать послушания? Бог, родители: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Коринфянам 4:15). Апостол Павел тоже искал послушания: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Коринфянам 4:16). Он не просил, не приказывал, он умолял; он имел право требовать послушания, потому что сам подражал Христу. Ему важно было знать, послушны ли ему коринфяне: «Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» (2 Коринфянам 2:9).

Послушание – категория духовная: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2 Коринфянам 10:4-6).

Послание к Филиппийцам 2:5-12: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение», – Павел вновь говорит о послушании и приводит в пример Самого Христа. Иисус был послушен Отцу совершенно, абсолютно, во всем. Никто из людей никогда не был так послушен, как Иисус, Который ничего не делал от Себя, но только то, что велел Ему Отец; и говорил только то, что слышал от Отца; и учение, которое передавал людям, было не Его, но Пославшего Его Отца; и творил Он не Свою волю, но волю Отца. Духовная борьба Иисуса в Гефсимании, когда пот Его был, как капли крови, увенчалась Его выбором: «…о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42), – это было апогеем проявления послушания. Бог послал Иисуса для определенной цели, и во власти Христа было послушаться или нет; Он выбрал первое, слава Ему! Благодаря этому, мы живы и у нас есть надежда, есть спасение.

Послание к Колоссянам 3:18-21: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали», – рекомендации в плане дисциплины внутрисемейной. «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (стих 22), – Павел и подневольных людей призывает быть смиренными, хотя рабовладельческий строй очень жесток. Делаешь что-то, делай как для Господа, даже если с тобой поступают несправедливо: «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия» (стих 25). Бог всех нас испытывает на послушание разнообразно.

Каковы причины непослушания? Гордость, неосведомленность, амбиции, малодушие, глупость, невежество, всякого уровня незрелость. Непокорность, своеволие, своенравие – это болезнь, болезнь плоти, проявление плоти: я так хочу, мне так больше нравится. Как блудный сын: отдай мне мое, и пошел, и разбазарил все собранное отцом. Павел говорит: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1 Фессалоникийцам 4:8). Бог устанавливает власть, подтверждает ее; если мы противимся этой власти, то противимся Самому Богу. Непослушание – это проявление нашей ветхой природы.

Непослушание должно быть наказано: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фессалоникийцам 3:14). Непослушание не приветствуется. Должен быть порядок, и порядок этот начинается с головы. Почему у Израиля были тяжелые времена? Потому что были нечестивые цари. А в чем заключалось их нечестие? В непослушании. Движение общества определяется направлением начальства: народ, как послушные овечки, идет туда, куда его ведут. На начальствующих лежит огромная ответственность: чем больше власти, тем больше спрос.

В Послании к Филимону Павел пишет об Онисиме: «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю» (стих 21). Послушание необходимо в жизни Церкви Божией; послушание – это доверие, служение друг другу. Послушание Богу, послушание начальствующим, послушание друг другу – это одна из основополагающих доктрин христианства; без послушания невозможна здоровая духовная жизнь христианской общины.

«Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него]» (Евреям 2:1-3), – Павел говорит о том, что Христос пришел и уже нет нужды в обрезании, в исполнении закона. И если мы не будем послушны тому, что делает сейчас Бог, то останемся без благодати Божией. Ежели в прежние времена непослушание наказывалось, то тем более сейчас – за неприятие Христа.

В Послании к Евреям 5:8-9 написано: «…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». Иисус «навык» – то есть приобрел навык, привычку, способность слушаться, хотя Он и Сын Самого Бога. Что есть в Нем такого, что должно совершиться? Ничего! Он – совершенный. Именно человеческая природа, которая была в Христе, и приобретала, через страдания, навык послушания. И «совершившись», то есть усовершенствовавшись, Он доставил тем, кто послушен Ему, вечное спасение. В восьмом стихе говорится о человеческой природе Христа. Этот стих не будет иметь смысла, если не брать во внимание человеческую природу.

«Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Луки 2:46-51), – Иисусу было тогда двенадцать лет. Самуила отдали в храм, по обету, в самом раннем детстве; он там жил и там начал свое служение. Вполне возможно, что и Иисус должен был остаться в храме, но Он вернулся к родителям «и был в повиновении у них», до определенного времени.

Пришла зрелость, Иисус уже имеет служение от Бога, и вот являются родственники, чтобы, прервав проповедь Иисуса, забрать Его: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Марка 3:21). Неожиданно для всех ответ Иисуса довольно резок, а послушания нет и в помине: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Марка 3:31-35). Время послушания родителям прошло. Теперь все послушание Иисуса было отдано Богу. Вот такой контраст. Всему свое время.

О Самуиле – подобная история: «И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. И спал Самуил до утра, и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию. Но Илий позвал Самуила и сказал: сын мой Самуил! Тот сказал: вот я! И сказал [Илий]: что сказано тебе? не скрой от меня; то и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо из всего того, что сказано тебе. И объявил ему Самуил все и не скрыл от него [ничего]. Тогда сказал [Илий]: Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит. И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Царств 3:11-19). Самуил с малых лет служил в храме, находясь в полном и безоговорочном подчинении начальствующим. С возрастом послушание его стало принадлежать только Богу. Пришло время, и всякое пророчество Самуила Бог приводил в исполнение.

Есть время трепетать перед человеческим авторитетом, пребывать в состоянии послушания буквально тупо и слепо, без рассуждений – это период младенчества. Есть время учиться послушанию, есть время послушания. Но приходит время, когда Бог требует поступков зрелости. Появляется ответственность, и становится нелепо и глупо опираться на послушание механическое или, что еще хуже, лукавить: «Ну, начальство сказало – начальству виднее, начальство и ответит, в случае чего». Что, Давид должен был покорно и смиренно подставляться под копье Саула? А повивальные бабки в Египте что, должны были безропотно и бесстрастно, во исполнение фараонова указа диавольского, убивать новорожденных? Конечно, страшно было идти против царя, а против Бога – еще страшнее. И за их стойкость, за их героическое непослушание грозному и могущественному фараону, за их духовную твердость Бог благословлял их семьи.

Прочтем о Сауле и его сыне Ионафане, который подружился с Давидом и, чтобы узнать наверняка планы отца своего в отношении Давида, отпустил последнего из войска, за что и выслушал от отца приговор своему лучшему другу, да и себе заодно: «Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть» (1 Царств 20:30-31). Ионафан, безусловно, поступил правильно, предупредив Давида и спасши ему жизнь, а Саул и в сына своего копье метнул, не дрогнула рука его. Отец призывал сына к подлому убийству невиновного молодого человека, превысив границу своей власти и меру своих полномочий, и Ионафан позволил себе мужественно не согласиться с мнением царя-отца, за что положено было умереть и ему.

Послушание – прекрасная добродетель, но она не абсолютна, как, например, любовь. Любовь абсолютна, потому что Бог есть любовь. Нельзя быть послушным нечестию, авторитаризму, мракобесию, лжи, лукавству, лицемерию, малодушию, так как за всем этим стоит сатана. Кстати, хороший тест: а кто стоит за тем или иным послушанием? Например, послушание ради послушания: вот просто будь послушен, и все, иди и делай, что говорят – о! это уже чистейшей воды деспотизм. Деспот обычно преследует свои амбиции и пойдет ради них на все буквально! И кто им движет? Самуил, провозгласив Саула царем, сказал народу: «Вот вам царь, и вот вам его права, а я за власть не держусь». Человек же, любящий власть, всеми мыслимыми и немыслимыми путями и любой ценой будет удерживать ее в своих руках. Сразу же вспомнит, что «всякая власть от Бога», и что «елей стекает с головы на бороду, с бороды на края риз», и что «послушание, послушание и еще раз послушание»…

Часто срабатывает принцип авторитета: ты молча следуешь совету, или просьбе, или приказу, полагаясь на авторитет (он говорит, значит, это правильно); смотришь на плоды. Потом включается разум: начинаешь анализировать. Затем приходит опыт, и если совет авторитетной персоны не срабатывает, доверие к ней потихоньку падает. Теперь, даже если этот человек будет говорить что-то путевое, ты уже ничего не будешь принимать от него.

Откровение 18:4: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». Из контекста ясно, что речь идет о церкви, отступившей от Бога, потому и сказано: «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». Есть время, когда нужно послушаться голоса Божия и выйти из неверной Ему церкви. Если видишь в церкви нечестие, знай, что церковь эта отступила от Господа, выходи из нее, не бойся. Если же в Церкви все по Писанию, оставайся и будь в послушании. Христос пришел в храм, а Его не узнали и распяли – какой смысл быть в послушании у духовно слепых священников?! «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее», – пребывая в отступившей от Господа церкви, станешь соучастником беззаконий, творящихся в ней, и будешь виновен перед Богом. «Ах! церковные проблемы – это, в конце концов, не мое дело». Неправда! твое это дело, потому что ты послушен тем, кому внимаешь, и пожнешь вместе с ними от того, что делают они. Поэтому очень важно думать, думать и думать и, с одной стороны, быть послушным, а, с другой, – смотреть, кому ты послушен и чему. Если Бог говорит: «Выйди!», значит, выйди.

Послушание Богу – это доверие Ему. Мы должны быть послушны истине, а не пребывать в слепом подчинении человеку, снимая тем самым с себя всякую ответственность: «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Коринфянам 7:23). Послушание человеку и послушание Богу – это взаимоисключающие понятия. В нас должно отложиться: Господа надо слушаться. Люди много чего говорят. Господа надо слушаться.

Итак, Библия не дает однозначных рекомендаций насчет послушания, но в Библии ясно написано, что в любом случае следует вникать в то, что нам преподносится. «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11), – слушающие Павла и Силу тщательно сверяли с Писанием их слова. Не просто – пришли, посидели, послушали: «Спасибо, была хорошая проповедь, аллилуия!» и домой пошли. Но изучали, исследовали, сверяли, копались – вникали, одним словом.

Интересно высказывание Мартина Лютера, адресованное Эразму Роттердамскому: «Что сказать нам на твои слова, когда ты добавляешь: «Я охотно подчиняю свой разум, независимо от того, понимаю я то, что предписано, или же не понимаю!» Что ты говоришь, Эразм? Что недостаточно подчинить свой разум Писаниям? Что ты подчиняешься еще и установлениям церкви? Что же это не установленное в Писаниях может их установить? Кроме того, где же свобода и возможность судить этих установителей, как учит Павел в Первом Послании к Коринфянам, в главе четырнадцатой: «Прочие пусть рассуждают». Тебе неугодно быть судьей над церковными установлениями, несмотря на то что это предписывает Павел? Что это у тебя за новый вид благочестия и смирения, при которых ты своим примером отнимаешь у нас возможность обсуждать установления людей и подчиняешь нас людям без всякого обсуждения? Где это повелевает нам Божье Писание?» (Мартин Лютер, «Рабство воли», часть 1). Согласно мнению Мартина Лютера, необходимо рассуждать об установлениях Церкви, а не принимать как абсолютную истину слова и заявления церковных служителей. Апостол Павел учит: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Коринфянам 14:29). «…прочие пусть рассуждают», – это определенная свобода. Вот, ты осуждаешь – да не осуждаю я, а рассуждаю. Мы свободны рассуждать. Мы имеем Духа Святого, Который наставляет нас на всякую истину, и само Писание призывает нас рассуждать. Пророк ли придет со словом от Господа – рассуждайте; кто-то что-то скажет, сверяйте со Словом Божиим и рассуждайте. Не глотайте все без разбору, помня, что только Слово Божие есть истина в последней инстанции. Аминь.

Опубликовано вХристианские проповеди
Поделитесь с друзьями: