Перейти к содержимому

В сердце моем сокрыл я Cлово Твое…

Евангелие от Луки, глава 6.

Стихи 1-5: «В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал и…

м в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы». Проявление религиозного мышления: «…зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?» Бог дал закон не для механического его соблюдения: главное, исполнить пункты, правила, постановления – расшибиться, но исполнить, и все, ты будешь правильным, праведным – это то, во что религия превращает закон. Фарисеи упускали самую суть закона, затирая то, для чего закон и давался – чтобы помочь человеку войти во взаимоотношения с Творцом. Иисус напоминает им о том, что Давид, оказавшись в состоянии крайней нужды, нарушил закон.

Закон Божий, о котором мы читаем в Писании, непреложен. Однако, являясь, с одной стороны, неизменным – каменным, железобетонным – он достаточно гибок с другой стороны. Это как вопрос о деторождении: когда напоминаешь, что Бог заинтересован в том, чтобы давать жизнь, в том, чтобы рождались все дети, сразу протест: а если это? а если то? Этих «если» множество. Никто никого не принуждает ни обходить эти «если», ни учитывать их; никто никого не принуждает бездумно следовать написанному Слову вплоть до смерти – так вопрос не стоит. Есть обстоятельства и условия, которые приходится брать во внимание и о которых Бог знает; есть веские причины, по которым происходит как бы прямое нарушение Писания. Иисус, например, исцелив сухорукого в субботу, – с одной стороны, нарушил закон, а с другой – добро сотворил.

Стихи 6-7: «Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него», – Иисус уже удостоился пристального внимания с пристрастием, Он уже в определенной мере известен, книжники и фарисеи ищут повода обвинить Его…

Закон был дан как руководство – чтобы помочь найти путь истины, обрести Бога, стать в правильное положение перед Ним. Закон – помощь для человека. Религия же извратила суть закона, поставила его во главу угла: личность, судьба – это ничто, главное – закон исполнить. Религия превратила прекрасный закон Божий в средство подавления личности – в «погоняло», по-простонародному; это ошибка религиозного движения, религиозных деятелей, которые, возможно, правильно начинали, желая служить Господу, но постепенно превращались в бездушных, сухих обвинителей.

Стихи 8-9: «Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали». Риторический вопрос, и не только риторический, но, в определенном смысле, обостренный: вылечить больного или оставить как есть – пусть себе мучается, страдает. Иисус задал этот вопрос как бы без связи с вышеупомянутым сухоруким, обобщенно. Делать добро или же упремся в закон, и гори все синим пламенем, главное, закон соблюсти – вот что Он имел в виду, поэтому вопрос так поставил – не относительно этого человека, а вообще.

Стихи 10-11: «И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом». Удивительная реакция! В бешенство пришли! Бог действует, Бог показывает Свою славу, а считающие себя причастными к делам Божиим не на шутку сердятся. Это яркое проявление религии.

Бог являет милость, чудо, а вожди религиозные от этого в ярость приходят – не они герои, не через них чудо произошло; что это? зависть? амбиции?.. Они пытаются стройный порядок навести, а кто-то в этот порядок коррективы вносит – врачует в субботу, жизнь кому-то облегчает; они за эту субботу сражаются, а кто-то их идеи не разделяет, несогласие выражает, непослушание… Они уже строят планы – как бы делам Иисусовым восхитительным преграду поставить… Если бы Он согрешил конкретно, Его бы отлучили от синагоги и дело с концом, а тут не знают, что с Ним сделать, а отреагировать как-то надо – все-таки субботу нарушил…

«…что бы им сделать с Иисусом?» – как же совладать с Иисусом? Он прославляет Бога не так, как должно, не в той форме: в субботу дома сидеть надо, в субботу только Писание открывай да читай, вся суббота – Господу.

«…что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?» – фарисеи готовы были в субботу зло сделать, лишь бы в точности исполнить написанное Слово: «Есть дни, когда исцеляться можно, вот и приходите, а сегодня – суббота, никаких исцелений, сегодня Бог отдыхает»…

Книжники и фарисеи пришли в бешенство… То есть они не могли признать своего неправильного положения перед Господом; деятельность Иисуса выводила их из себя, и ради того, чтобы доказать «свою правоту», они совещаются: «Что бы такое сделать, чтобы разрушить дела Иисусовы? Им чудеса совершаются, народ следует за Ним – как бы всему этому положить конец?»

Религия не терпит жизни – жизнь приводит религию в ярость. Жизнь религии не нравится. Не нравится с позиции погон: как погоны сказали, так и должно быть, а то, что Бог совершает, не имеет никакого значения. «Что бы сделать с Иисусом, чтобы прекратить это безобразие – чтобы растоптать, задавить, уничтожить все, что Он творит?» – вот реакция религии на жизнь Божию.

Стихи 12-19: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех». Людей влечет к жизни, к источнику жизни…

Стихи 20-21: «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». Звучит Нагорная проповедь.

Стихи 22-23: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их». Иными словами, когда религия будет заявлять свои права, навешивать ярлыки, противостоять, не кручиньтесь, но радуйтесь, потому что так всегда поступали с проявлением Бога живого, так всегда поступали со служителями Божиими, которые несут Слово – так всегда поступали с проявлением жизни, стараясь искоренить ее. Религия не может по-другому…

Религия – это земное «представительство» сатаны; по сути, это сатана, завладевший Церковью Божией: на каком-то этапе Церковь отвратилась от Господа, уклонилась от простоты во Христе, ушла в сторону, а дальше орудует лукавый, под маской Бога – и потому там, где должна царить правда, царит ложь, там, где должна пребывать истина, пребывает извращение.

«…и пронесут имя ваше, как бесчестное», – это участь всякого пророка: быть непринятым, отлученным от общества, отвергнутым и поставленным вне закона: ату его, ибо он не наш… А если поругать не за что, то просто туману духовного напустят, выдержки из Писания процитируют – так, непонятно к чему, наугад бросаемые, как сатана подбрасывает мысли – какая-нибудь да зацепится, да сработает, если есть нечистота… Человек несовершенен – в каждом можно найти что-то негативное. И когда жонглируют такими словами, как: покайся, времени мало тебе осталось, чуть-чуть совсем, можно столько «наковырять» в себе – и прогнуться, в результате, под чувством вины. Это чистой воды манипуляция сатаны. Бог же обличает конкретно.

Стихи 24-26: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их». Противопоставление: радоваться надо, когда у людей не в милости – и что-то не так, если все хорошо, просто замечательно, если на белом коне и сплошной почет окружает, так жили лжепророки, так жили те, кто служит князю мира сего, сатане, так чествует сатана служителей своих.

Стихи 27-28: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». Нет смысла кому-то что-то доказывать, защищаться даже. Ненавидящие нас, проклинающие и обижающие – это те, кто блуждает во тьме, кто лишен жизни Божией – это служители сатаны, по-другому говоря. Проявление Божия присутствия приводит их в ярость. Они не понимают этого; им кажется, что они тем самым Богу служат – вот это как раз и есть искусная ложь сатаны: ввести в заблуждение, в обольщение.

Поэтому Христос и говорит: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», – не призывая, однако, быть оголтелыми мазохистами, получающими невыразимое удовольствие от всякого рода притеснений, но призывая к пониманию того, что злопыхатели наши, устремленные вообще-то служить Господу, оказались тем не менее обманутыми лукавым. Бог и за них отдал Сына Своего, Христос и за них понес мученическую смерть, закон и ради них дан – чтобы возвратить их в лоно Божие. Бог говорит: «Я люблю их, хотя они делают зло; любите и вы их – если Моя жизнь в вас пребывает, она будет проявляться именно таким образом», ибо «любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Иоанна 4:7).

Итак, не следует брать пример с гонителей своих, учиться от них воздавать злом за зло, за лучшее – просто отойти в сторону. Даже приветствоваться с ними не обязательно и говорить им, что они такие хорошие – да нет, они грешники; они ужасные вещи делают, они обманывают, именем Христовым прикрываясь. Конечно, митинговать, выходить с транспарантами перед Церковью – это неправильно, да и спорить бесполезно, но правда остается правдой: это человеконенавистники, человекоубийцы. Нет нужды подставляться. Необходимо двигаться дальше, продолжать служить Господу – вот самое целесообразное.

Стих 29: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Периодически накатывает мысль: а правильно ли я поступил, выйдя из религиозной организации? Ведь Писание говорит: нужно терпеть, нужно любить, любовь все переносит, всему верит и так далее, благословлять надо, прощать. Думаю об этом иногда, размышляю, и, как ни крути, прихожу к тому, что ситуация складывалась уже не на жизнь, а буквально на смерть: по-человечески, становилось невозможным и совершенно бессмысленным оставаться там, где тебя не просто не принимают, а конкретно уничтожают, разрушая все, что тобой делается… Вряд ли Бог принуждает находиться там, где ты неугоден, где от тебя хотят избавиться. А так оно и было… В конце концов – инсульт; не успел оправиться – травля продолжается, в результате чего через восемь с половиной месяцев после первого удара – второй: инфаркт! Не успокаиваются, продолжают третировать, даже не ждут, чтобы после второго удара пришел в себя, окреп – целенаправленно добивают… Зато как удобно сказать: его Бог наказал… Себе предали во измождение плоти… Тяжело, неприятно и грустно вспоминать… Все-таки нет, уход из религиозной организации не был ошибкой, а тех, кто систематически высасывал здоровье и вел к физической смерти, прикрываясь Богом, братьями назвать язык не поворачивается…

Стих 30: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Рассудительность, здравомыслие – хорошие помощники в любой ситуации…

Стих 31: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», – в этом для нас урок, резюме: хотим, чтобы с нами поступали по справедливости и разумно – по справедливости и разумно сами поступать должны.

Стихи 32-35: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Бог учит смотреть Его глазами и любить, как любит Он. Неважно, добро нам делают или зло. Он говорит: нет заслуги в том, когда с нами – по-доброму, и поэтому мы – по-доброму, по принципу: ты – мне, я – тебе. Заслуга в том, когда с нами нехорошо поступают, а мы не бросаемся в ответ с кулаками, мы понимаем, что человек этот заблудший, погибающий, идущий в ад; он не ведает, что творит, он думает, что служит Господу… Поэтому Христос говорит: «Посмотри на него Моим взглядом: Я умер за него, Я воскрес для его оправдания, Я забочусь о том, чтобы он был спасен. Он тебя обижает, несправедливо с тобой поступает, однако не воздавай злом за зло, но побеждай зло любовью – пусть Моя жизнь превалирует в ваших взаимоотношениях».

И, как итог всего вышерассмотренного, стих 36: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», – словно бы подводится черта, дается резюме: не делайте зарубки в памяти: однажды я рассчитаюсь с тобой, припомню тебе все, что ты сделал… Будем милосердными… Даже если с нами жестоко обошлись – это не повод отвечать тем же, становиться подобными обидчикам своим.

Во всяком случае, Бог призывает к милосердию. Иными словами, Он не ставит крест на сеющих зло, Он терпеливо ожидает, когда глаза их откроются; Он не за то, чтобы: ты вот столько сделал зла – точно по весу тебе и отпустят…

Если человек кается перед Господом: «Прости, я все понял и не хочу быть частью сатанинской системы, но хочу служить Тебе», никогда Бог не вспомянет о его былых прегрешениях. Это то, чего мир не может понять: «Как это так? он – убийца, он стольких людей погубил, и что, Бог его простит?» Да, простит! Простит, если он покается.

А как с религиозниками, которые столько душ покалечили, столько судеб изломали? Бог и им простит? Если покаются – простит, в этом – Его милосердие.

Итак, Иисус призывает: «…будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Стихи 37-38: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Закон сеяния и жатвы: сейте добро и будет вам воздаяние; живите благочестиво, по Слову Божию, и Господь обязательно защитит, ответит, явит славу Свою. Как мы относимся к окружающим, так Бог отнесется и к нам; насколько мы воспринимаем Его пожелания, настолько и Он будет милостив к нам. Потому что у нас есть взаимоотношения с Ним и задолженности перед Ним. Кто-то имеет задолженности перед нами – вот как мы поступаем с должниками нашими, так и Бог поведет Себя по отношению к нам.

Стихи 39-42: «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Не спеши судить – смотри больше за собою, не спеши обличать – в себе сначала разберись. Когда поднатореешь в том, чтобы блюсти себя, тогда не столько будешь видеть чьи-то несовершенства, сколько сможешь понимать, как помочь с этими несовершенствами справиться, и обличение уступит место состраданию, все будет видеться по-другому; не жесткостью, не самооправданием, а желанием помочь будешь руководствоваться – это высокий духовный уровень! А подчеркивать чью-то проблему – это чаще всего самому находиться в этой проблеме, поэтому и говорится о бревне и сучке. Как правило, яростный обличитель сам борется с тем, в чем обличает; ненавидит это в себе, а в других – еще больше, и таким образом как бы оправдывается перед самим собой.

Реши свою проблему, и тогда сможешь помочь другому с его бедой. Вопрос не в обличении, а во вспомоществовании, в том, чтобы помочь выйти из положения. Если у тебя есть духовный и житейский опыт, если есть сострадание, ты сможешь помочь.

Стих 43: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый», – это как вывод. «По плодам их узнаете их», – что приносит наша жизнь: созидание или разрушение? созидание в деле Божием или разрушение дела Божия? По этому Бог судит. Неважно, что человек говорит о себе, важно, какой плод он приносит: строит или крушит, поднимает или подавляет, взращивает или только использует.

Опубликовано вРазмышляя над Словом Божиим
Поделитесь с друзьями: