На начальную | Размышляя над Словом Божиим | Надеющиеся на Меня не постыдят...   11 июля 2016 г.  

Надеющиеся на Меня не постыдятся

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 41:6)
Александр Пещеров

Евангелие от Луки, глава 18.

Стих 1: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». Что бы ни происходило: тьма ли торжествует, продираешься ли сквозь тернии и шипы, несправедливость ли, предательство ли, искушения ли толкают в капкан, угодил ли в замаскированную яму, валится ли все из рук – что бы ни происходило, молись усиленно и непрестанно и не падай духом, держись Господа, взывай к Нему, умоляй Его о милости, ищи лица Его; помни, что Господь – над всем, Он видит все, все учитывает и все уже спланировал.

Далеко не каждое движение нашей жизни доступно нашему пониманию, но Господь совершает Свою волю. Важно быть в контакте с Ним и не расстраиваться, если что-то не получается или идет не так, как хотелось бы. Мы, рожденные свыше, обладаем уникальной возможностью не унывать, как бы плохо нам ни было. Унывать – это значит не иметь надежды, не верить Господу, не доверять Ему. Если мы – в Господних руках, то нет причин для уныния.

Это удивительное состояние: знать, что наша жизнь – под контролем Господа. Его планы нам неведомы – что-то Он открывает, что-то нет. Он, бывает, предупреждает о чем-либо, а иногда просто проводит через трудности, и что бы ни было, мы не разочаровываемся и не опускаем руки. Неспасенный надеется на себя, и если у него что-то не вышло, он разбит и сокрушен: как жить дальше? Ему не на что опереться, не за что держаться, под ним нет надежной почвы. Мы же уповаем на Господа, поэтому делаем невозможные шаги, которые не укладываются в человеческую логику и расцениваются порой как сумасшествие. У нас есть надежда, у нас есть основание, которого нет у мира, – взаимоотношения с Господом.

Стихи 2-8: «…говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Из этой Притчи мы можем сделать два вывода: общая мысль – необходимо постоянно молиться и не падать духом, затем, в подтверждение этой мысли, – Господь обязательно защитит уповающих на Него. Важно сохранить веру. Сохранишь веру – избежишь уныния, приуныл – значит, теряешь веру. Бог непременно поможет, нам же нужно хранить веру и молиться, хранить веру и молиться во всякой ситуации.

Господь приводит Притчу о неправедном судье, чтобы подчеркнуть, что если даже чужой, к тому же непорядочный человек оказывает помощь настойчивым, тем более любящий Бог выйдет навстречу детям Своим, ответит на молитву их, но будем ли мы продолжать уповать на Господа в трудные минуты жизни? не подорвется ли вера наша, не опустятся ли руки?...

Стихи 18-27: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». Это как предыстория к разговору о том, что делать, чтобы попасть в Царствие Божие: исполнять Слово Божие – то есть жить так, как Господь рекомендует; что очень важно – не вестись обстоятельствами житейскими, но следовать за Господом. Основная мысль вышеприведенной Притчи – правильно расставленные приоритеты. Знатный, состоятельный человек не смог поставить Господа выше своих собственных задач – то есть не по причине богатства не смог он пойти за Иисусом, а по причине неправильно расставленных приоритетов: смыслом его жизни и его гордостью были его собственные достижения. Христос говорит ему: оставь прежние идеалы, освободись от имущества своего – оторвись сердцем от всего этого, тогда сможешь последовать за Мною; приоритет – Мне, Я должен быть во главе твоей жизни; если Я не на троне твоего сердца, у нас с тобой не может быть никаких общих дел, никакого диалога; Я не пришел клянчить взаимоотношений с тобой – Я жизнь Свою отдал ради тебя, и ты отводишь Мне пятый план своей жизни?.. ты не сможешь идти за Мною.

Стих 28: «Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою», – Петр вступает в диалог со Христом, в контексте данной Притчи.

Стихи 29-30: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». В этом фрагменте не имеется в виду бросить семью – напротив, это было бы нарушением Слова Божия, ибо не заботящийся о ближних своих поступает вразрез с Писанием. Здесь как бы контрадикция: кто не отречется от всего своего, тот не может идти за Христом. Христос прибегает к такой категоричности, чтобы полнее передать мысль: тот, для кого существует что-либо более ценное, чем взаимоотношения с Ним, не может стать Его последователем. Опять о приоритетах. Звучат серьезные заявления: оставить дом (а жить где?), родителей (а как же с почитанием?), домочадцев (но это же родные люди!)… Иисус, повторим, вовсе не к тому призывает, чтобы всех бросить, от всего отказаться, но к тому, чтобы правильно расставить приоритеты: Царство Божие – это прежде всего взаимоотношения с Ним, то есть приоритет номер один.

Что бы ни было важного и суперважного в нашей жизни – если это заслоняет Господа, то лучше уж оставить Его и заниматься своими делами; бесполезно обивать порог дома Господня, в служении участвовать, десятины приносить – Богу нужно наше сердце. Он обещает: правильно расставленные приоритеты принесут достойное воздаяние в настоящее время и в вечности, Он обещает почтить доверяющих Ему уже сейчас, Он не отмахивается: потом, потом – Он в этом веке воздает…

В Послании к Евреям 11:13 записано: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Говорится о том, что глубоко верующие не получили обещанного и ожидаемого. Размышляешь над этим, и что же? С одной стороны, утверждается, что если стоим в вере, получим большее и при жизни земной, и в жизни вечной. С другой стороны, те, которые тверды были в вере, ничего не получили – более того, в их жизнь пришли страдания, кого-то постигла смерть. Моисей, к примеру, предпочел терпеть невзгоды с народом Божиим, нежели упиваться высоким положением при дворе фараона; или Апостолы – верили, оставили все, пошли за Учителем… и ничего не получили…

«Ничего не получили», – так рассуждают живущие вещественными началами мира: они видят только земное, по-земному и мыслят, а устремляющие взор свой к небесам и рассуждают по-небесному, духовно: им открыто то, чего материалисты видеть не могут. Павлу, к примеру, открылось вышнее, и это вышнее манило его, Божии обетования привлекали его гораздо более земных благ… Да, чего-то очевидного, что по-людски высокоценно, он на Земле не получил, но, простираясь дальше и выше, он видел небесный Иерусалим, не сравнимый ни с каким земных благополучием…

То, что было открыто Павлу, представлялось ему настолько ценным, что он готов был ради этого все оставить, подобно купцу, ради одной драгоценной жемчужины продавшему все имение свое (Матфея 13:45-46). Павел почитал смерть приобретением, но готов был еще потрудиться на ниве Божией: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Филиппийцам 1:21-24)…

Стихи 31-34: «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного». Не оставил ли Иисус все, вплоть до жизни, для Царствия Божия? Взамен же не получил ничего, кроме унижений и позорной казни. Превознесенный Богом Отцом превыше всякого имени, Он опущен был до уровня разбойника людьми; настоящих преступников не подвергли таким истязаниям, какие выпали на долю Христа; над ними так не издевались, как издевались над Ним – их просто избили и распяли, а Его мучили – физически, морально. Все, что могли сделать по-человечески, чтобы унизить, сделали – воздали Ему почести человеческие…

Иисус, как видим из вышеприведенных стихов, обращается к Своим последователям, Апостолам, а следом, с 35-го по 43-й стихи, дается рассказ о слепом Вартимее – пришел Иисус, и слепой прозрел, и пошел за Ним. Ученики на тот момент многого не понимали – они были духовно слепы, но со временем получили откровение, и для них уже не стоял вопрос умирать за веру или не умирать, ожидать награды или не ожидать. Они получили воздаяние в вере, потому что знали, что им приготовлен город от Господа; их уже не влекло земное благополучие, они устремлены были в небеса.

Божий принцип неизменен: Бог воздает, но существует определенный духовный уровень, происходит переход на ступень духовности более высокую – когда вопрос о воздаянии в этой жизни отпадает. Пророки, к примеру, скитались в нищенских одеяниях, ни кола ни двора не имели, все оставили, за Господом последовали… Они ведь не из неоткуда появились – они родились в семьях, росли, воспитывались, но однажды избрали двигаться за Господом и в результате потеряли все… Они шли за Господом…

Скажем так: есть избранные Господни; не все пророки, не всем открыто духовное, не для всех верх и предел мечтаний – Христос. У тех, которые приближаются к Богу особо (иными словами, грань определенную переходят), отпадает вопрос о воздаянии. Дело, таким образом, даже не в человеке, а во взаимоотношениях с Богом. Кульминация этих взаимоотношений показана Христом: на Его примере можно видеть, что высокая степень духовности предполагает гонения, отвержение.

Воздаяние в этой жизни, все больше приходишь к этой мысли, – для новообращенного, переживающего первую любовь со Христом, для молодого в вере, начинающего, так сказать. Подобно тому как младенец только голос подал, ему сразу соску суют, а потом и покричать дают – пусть легкие развивает…

И вновь обратимся к Посланию к Евреям 11:36-37: «…другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления». Не христиане озлоблены были, а их ненавидели, их подвергали преследованиям, изгнанию…

Послание к Евреям 11:38: «…те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Какое достоинство имеется в виду? Достоинство, которое Бог определяет для высокого использования Им. Весь мир, все остальные то есть, не дотягивали до скитальцев Божиих, ибо им открыта была воля Божия.

Бог говорит ко всем, но далеко не каждый слышит Его, Слово Божие зачастую выше понимания, потому неинтересно и воспринимается как шум навязчивый, как придирка…

К примеру, человеку, считающему себя музыкантом, играющему на духовом инструменте и берущему при этом воздух где попало, говорю как-то раз: «Ты же, когда разговариваешь, не дышишь беспорядочно, точки учитываешь, запятые, паузы выдерживаешь, так и в музыке: дыхание надо брать не в середине слова, так сказать, а там, где стоит точка, где заканчивается фраза». Мой собеседник поморщился, чуть ли не отмахнулся, как от назойливой мухи – простые правила оказались для него непостижимыми; попытался по-другому объяснить, еще проще, все равно не понимает, на лице отражается: ну что ты до меня докопался? Для него, претенциозного дилетанта от музыки, элементарные понятия были высшей математикой, недоступной для неподготовленного мышления. «А что, разве в музыке фразы есть?» – ошарашенно и недовольно спросил он. «Да, – отвечаю, – в музыке даже ноты есть, представляешь?!»

Так и Слово Божие – не всем открывается, далеко не все имеют разумение, истолкование, для многих Писание закрыто – они живут себе, ничего дальше своего носа не видят, не понимают происходящего; это нормально, естественно… Поэтому пророков не любили, не принимали, считали их своего рода экстремистами; поэтому пророки терпели поношение, скорби… Но почему Бог не вставал на их защиту? не карал их преследователей? почему позволял терзать глашатаев Своих, унижать, забивать камнями?

Вот здесь и проявляется разница в духовном возрасте: для тех, которым открылось нечто, несправедливость уже перестает быть проблемой, в них не закипает жажда мести, им дано понимание причин, их уже ничто не разлучит с Господом. Противоположность в этом и заключается: Бог, как правило, ощутимо воздает делающим первые шаги в вере: нате вам, радуйтесь благодати Моей. Возросшим же в духе открылось понимание, поэтому то, что в мире, их уже не особо волнует, они ни славы не ожидают, ни денег, ни положения, ни власти; они познали превосходство взаимоотношений с Иисусом Христом, превосходство продвижения к Нему…

Мы уже говорили, что нигде в Писании нет обещания от Бога всеобщего исцеления. В Царстве Небесном болезней не будет, а на Земле – будут, на Земле дети Божии и болеть будут, и умирать. Бога не столь сильно волнует наше самочувствие, хотя Он и об этом заботится, однако это не является приоритетом Его действий в нашей жизни. Можно получить исцеление и не иметь взаимоотношений с Ним. Для тех, кто мыслит внешними категориями, – внешнее воздаяние является чуть ли не целью веры, буквально мерилом взаимоотношений с Господом.

Бог, безусловно, отвечает на молитвы об исцелении, но наше земное житие столь коротко! Он же готовит нас к вечному жительству на небесах. И чем больше возрастаешь в духе, тем больше открывается превосходство познания Христа.

Послание к Евреям 11:39: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного». И те, которые получили, и те, которым не было воздано, – все пребывали в вере.

Послание к Евреям 11:40: «…потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Бог никого не оставит без воздаяния: кто стоит за Царство Божие, тот обязательно удостоится награды, слава Иисусу!

Вернемся к Евангелию от Луки 18:1: «Должно всегда молиться…» Какого характера бывает молитва?

Первое: молитва прославления. Например, молитва Навуходоносора: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Даниила 4:34).

Второе: молитва исповедания. Например: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9), – признавая грехи свои, мы имеем шанс на прощение.

Третье: молитва-прошение. Например: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тимофею 2:1-3). Возносить молитвы-прошения – Бог ожидает от нас этого.

Четвертое: молитва ходатайства. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иакова 5:14-15), – яркий пример ходатайственной молитвы.

Пятое: молитва благодарения. Например: «…будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Колоссянам 2:7) и «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Колоссянам 4:2). Благодарение – очень важный момент: утром пробудился – благодаришь, днем живешь – благодаришь, вечером спать ложишься – благодаришь. Не только за радости, но и за неудачи, за трудности – за все благодарим Господа, потому что понимаем, что каким-то образом это ко благу. Благодарить необходимо.

Итак, «должно всегда молиться» – то есть: прославлять Господа, исповедать грех (если таковой имеется), просить, ходатайствовать, выражать благодарность «и не унывать» – не только молиться, но и не ослабевать в вере, не терять надежды. Уныние приходит, когда охладевает любовь к Богу – сначала вера пошатывается, молитва не идет, и дальше – по нарастающей: пропадает тяга к чтению Слова, к общению с верующими… Однажды пришлось услышать от служителя: «Мне некогда молиться». Ничего себе, подумал я… Может показаться странным, но в некоторых Церквах организовывается особое молитвенное служение за служителя, а служитель – служит (то есть сам уже не молится, за него другие молятся)…

Да не опускаются руки наши! «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» – Бог не всегда спешит к нам на помощь, зачастую выдерживает, ждет, когда созреет плод, так сказать. Он дает возможность покаяния, реабилитации, дает шанс в чем-то поправиться. Что-то должно произойти: либо чаше опустошиться, либо наполниться и переполниться… Он ожидает, наблюдает: в какую сторону мы двигаемся? Необходимо молиться и не унывать вне зависимости от того, что происходит видимого, ибо мы живем верою, а не видением – то есть не тем живем, что видим, а тем, во что верим.

«…и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матфея 21:22), – даже такое Бог дает обещание; главное, чтобы не было уныния, не опустились руки, не ослабела вера.

Послание Иакова 1:6-7: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа», – не допускать никаких сомнений, не зависеть ни от обстоятельств, ни от видимых вещей, но продолжать веровать, не отступать, держаться за Господа!

Послание к Римлянам 1:17: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». Вера – основание всего в духовном мире. Вера позволяет твердо стоять в убеждениях, не сдаваться, получать ответы от Господа, иметь взаимоотношения с Ним; через веру мы получаем спасение, верою отстаиваем Божии обетования. Вера жизненно необходима: будет вера – будет духовная жизнь, ибо «праведный верою жив будет». Да не опускаются руки наши, да не опускаются руки наши…

В этом же Послании читаем: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (3:28). Здесь же, 5:1-3, написано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение…» Верою в Сына Божия, в содеянное Им, верою в Кровь, пролитую за грехи мира, верою в эту великую Жертву мы примирились с Богом, обрели спасение по благодати.

Второе Послание к Коринфянам 5:7: «…ибо мы ходим верою, а не видением», –знаменательный стих, поэтому конкретно говорится: должно молиться и не унывать, не терять веру, молиться с верой, иначе молитва не воспринимается Богом, потому что без веры Ему не угодишь. Бог не навязывает эту драгоценность: на, возьми, ну, пожалуйста, возьми. Есть общая вера, которой достаточно, чтобы открылось спасение. Главное потом начинается: если пребываешь в духовной атмосфере, в отношениях с Богом, в Слове, если ищешь лица Его, нуждаешься в Нем, стучишься к Нему, тебе, жаждущему, дана будет вода жизни даром.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6), – Слово Божие неслучайно дает этот намек: найдет ли Иисус веру в сердцах? не опустятся ли руки наши? не охватит ли уныние душу нашу? не разуверимся ли мы в Нем? не отвратимся ли от Него под давлением внешних и внутренних обстоятельств?

Поэтому Первое Послание к Тимофею 4:1 гласит: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским». Не все устоят, кто-то придет в страх или в обольщение – никто от этого не застрахован: ни новообращенный, ни укоренившийся верующий… Видим зачастую странное: поступки никак не вяжутся с высоким званием христианина, не соединяются с характером Христа – то есть свидетельствуют об отступлении; внешне все хорошо, а дела говорят другое…

Какого характера бывает вера?

Первое: спасающая. Послание к Римлянам 10:9-10: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Второе: вера бывает преходящая. Евангелие от Луки 8:13: «…а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают». То есть вот прямо сейчас все хорошо – и вера есть, но пришло разочарование – какой там Бог? какая вера? дела решать надо.

Третье. Вера может быть интеллектуальной, на уровне разума. Послание Иакова 2:19: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». Бесы, оказывается, тоже верят в Бога и даже дрожат от ужаса перед Ним. Недостаточно знания, что хорошо, а что плохо; недостаточно знания, что Бог есть – это все умственное, головное, вера должна опуститься в самое сердце и исходить должна из сердца.

Четвертое: бывает мертвая вера – то есть вера, которая никак не проявляется, не приносит плодов. Можно веровать, можно много знать о духовном, можно даже исповедовать веру, но не жить по ней. Послание Иакова 2:17: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» и 2:20: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»

Итак, должно непрестанно молиться и не терять веру ни при каких обстоятельствах, то есть проявлять твердость в молитве, твердость в служении Господу. Не столь существенна окружающая обстановка, и даже обстановка на мировой арене, только взаимоотношения с Господом – в этом важно проявлять постоянство. Не имеет значения, что происходит внешне, главное – продолжать молиться, продолжать стоять в проломе, продолжать оставаться верным Господу – продолжать, продолжать, продолжать идти за Ним.

Подводя некоторые итоги нашим рассуждениям, возвратимся к первому стиху рассматриваемой главы: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». То есть необходимы настойчивость и упорство в достижении намеченной цели; нам дан прекрасный пример этого: неотступная в просьбе вдова, получившая в конце концов ответ на свою нужду. Судья нечестивый, и тот помог человеку; неужели справедливый Бог не поможет детям Своим, не защитит тех, кого спас, кого привлек в семью Свою, кто взывает к Нему денно и нощно?

Иногда выглядит так, будто ничего не происходит – или не пришло время, или Бог дает благодать для покаяния, или ждет, когда переполнится чаша гнева, или должно произойти духовное возрастание. Бог, бывает, не торопится защищать Своих, но ни в коем случае не забывает их. Его руки не опускаются, Он не соглашается в бессилии: эх, ничего сделать невозможно. Нет! Он обязательно, обязательно ответит, но мы сохраним ли веру, молитвенное состояние сердца, вопль к Господу?...


11 июля 2016 г.
комментарии (0)