Перейти к содержимому

Может ли женщина-христианка носить украшения и пользоваться косметикой?

I.Введение

Целью данной работы является доказать, что Библия не запрещает использование женщинами-христианками косметики и украшений, но в то же время подчеркивает важность и необходимость скромности как образа жизни христианина, проявляющейся во всех ее сферах.

Каким образом должна выражаться наша принадлежность христианской вере в повседневной жизни? В чем заключается смысл слов Иисуса Христа: «Вы — свет мира»? Что подразумевается, когда в церкви христиан призывают «отделиться от этого мира», каким образом и до какой степени мы должны отделяться от общества? На примере многих деноминаций и движений мы видим, что «отделившись» и создав свою субкультуру с определенным укладом жизни, они не только перестали достигать Евангелием грешников, но и замкнулись на соблюдении своих традиций, форм и преданий. Конечно, мир, в котором мы живем сегодня, не отличается высокой моралью. И несомненно, что мода и мирская система ценностей и «приличий» проникает в церковь, что обязывает ее предпринимать меры для соблюдения святости и благопристойности в служении и в жизни прихожан.

Наряду с другими этическими вопросами, касающимися как внешнего вида, так и поведения, вопрос украшений в течение многих лет остается полем битвы. С одной стороны выстроился целый ряд легалистов (законников), с другой стороны — ряд либералов (свободномыслящих). И те и другие цитируют Писание, приводя веские аргументы. Но нет необходимости делиться на два лагеря. В этой работе я постараюсь показать, что: 1) стремление быть красивой и женственной во все времена было естественным для любой женщины в любой культуре; 2) Писание не запрещает использование косметики и украшений, но 3) Писание призывает к скромности во всех сферах жизни и подчеркивает важность приоритетов и мотивов.

II.Библейская заповедь или церковное установление?

A.Обзор взглядов

С первых веков христианства вопрос внешнего вида (почему-то именно женщин) являлся предметом проповедей, трактатов и целых сводов законов и постановлений. Вникнув в историческо-культурный контекст первой церкви, становится ясным, почему женщинам Коринфа, Ефеса и Рима нужны были наставления и увещания в вопросах внешнего вида. Хотя нельзя сказать, что первые христианки совсем не пользовались косметикой или украшениями. Известно, что в церкви была установлена очередность принятия водного крещения в связи с тем, что женщинам требовалось много времени для того, чтобы снять с себя украшения и переодеться .

В своих наставлениях Отцы Церкви — Августин, Клемент Александрийский, Тертуллиан и другие — часто призывали христианок к скромности, подчеркивая, что гораздо лучше тратить свое состояние на нужды живых людей, чем на безжизненные украшения. То есть, они призывали их к скромности, как к простоте образа жизни.

В Средневековье католической церковью были приняты конкретные законы, регулирующие одежду и украшения. Это было связано с появлением новых классов в обществе, и их целью не было поддержание Библейских стандартов скромности, а стремление сохранить разграничения классов.

Реформаторы отказались от этих законов, побуждая совесть людей следовать Библейским стандартам скромности и простоты. Они верили, что экстравагантность в одежде и украшениях неизбежно ведет к гордости и тщеславию . Учение Кальвина по этому поводу вообще приняли как гражданский закон во многих городах Швейцарии. Анабаптисты пошли дальше реформ, предпринятых Кальвином, Лютером и Цвингли, их приверженность Библейским идеалам скромности сохранилась до сегодняшнего дня среди их последователей, в частности, Менонитов. Однако вскоре после Реформации в Германии возникло новое движение — Пиетизм, которое было реакцией на безжизненный Лютеранский догматизм.

Итак, сама череда пробуждений и реформ внутри всех этих движений свидетельствует о том, что предпринятые меры не оказались «панацеей» и не смогли уберечь общины от проникновения греха или превращения их в жесткую легалистическую систему. В современных христианских церквах мы видим двоякое отношение к этому вопросу. С одной стороны, некоторые придерживаются строгих норм и конкретных инструкций по длине, форме, цвету одежды, стилю прически и т.д., при этом делая ударение не на принцип (скромность), а на соблюдение конкретного применения этого принципа, установленного 50 лет назад. С другой стороны, церкви с новыми формами служения проповедуют христианскую свободу и акцентируют духовное служение, уделяя минимум внимания или игнорируя Библейский принцип скромности (например, теория процветания).

B. Оценка некоторых мнений

Очень многие авторы ссылаются на отрывки из Ветхого Завета, в которых Богчерез пророков осуждает женщин, украшающих себя (Ис. 3:16-26, 4 Цар. 9:30, Иез. 23, Иер. 4:30) . Просмотрев эти стихи и учтя их контекст, невозможно согласиться с тем, чтоГосподь осуждает сам факт использования косметики или украшений. Речь идет о том,для чего упомянутые женщины делали это — их мотивы и поступки были нечестивыми(прелюбодеяние). Более того, Господь аллегорически говорил о своем народе, о земле, обИзраиле, который делал все внешние обряды и служения, в сердце своем отвернувшись отГоспода (Иез. 16). С таким же успехом можно процитировать Ис.1:11-13 «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!»

Хотя сами эти священнодействия были заповеданы Господом, когда это превратилось в обряд, Господу было противно их лицемерие, но никто не объявил жертвоприношения или воскурения запрещенными. Им нужно было изменить мотивы их сердца, а не внешние формы служения.

Ис. 3:16-19 открыто осуждает тщеславие, гордость и высокомерие дочерей Израильских, но запрет носить цепочки не оградит от искушения и порока. Мне кажется, важнее смотреть вглубь и устранить корень проблемы, а не возможные проявления или симптомы, ведь неустраненный корень может дать новые ростки в другом проявлении.

Итак, на протяжении всей истории церкви предпринимались попытки создать определенный кодекс внешнего вида. Сегодня многие церкви имеют подобные установления и правила внешнего вида и поведения для своих членов. Являясь членом определенной поместной церкви, христианин должен считаться с этими установлениями и подчиняться им. Но в то же время мы должны ясно понимать и видеть разницу между Библейским принципом и церковной формой, которая постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к современному обществу и его нуждам.

III. Косметика и украшения в современном мире и в истории

A. Косметика

1.Определение

Термин «косметика» включает в себя все туалетные принадлежности и предметы, предназначенные для ухода за лицом и телом и помогающие пользователю очищать свое тело и делать его более привлекательным и благовидным. К разряду косметических средств относятся: моющие средства — мыло, шампуни, бальзамы, пены для ванн, гели для душа; средства по уходу за кожей: крема, маски, лосьоны, тоники; краска для волос, лаки и средства по уходу за ногтями и косметика для лица: крем, пудра, тушь для ресниц, губная помада, румяна; и парфюмерия: духи, дезодоранты, благовония.

Тем, кто запрещает пользоваться косметикой следует учесть, что без нее сегодня не обходится практически никто. Возможно, они возразят, что речь идет о косметике, украшающей женщину. Но ведь мы делаем многие «позволительные» вещи — стрижемся, бреемся, подстригаем ногти, и делаем многое другое — с целью выглядеть аккуратно, прилично и привлекательно. Кто, в таком случае, правомочен устанавливать список того, какой косметикой пользоваться «можно» и какой «нельзя»?

2.Косметика в истории различных народов

Использование косметики уходит своими корнями в древность. Доказательства этому были найдены в Египетских гробницах, датированных 3500 г. до н.э., когда уже использовалась краска для глаз и ароматные благовония. Природная парфюмерия высоко ценилась и поэтому ассоциировалась со священническими функциями. Растительные масла использовались для принятия ванн, возможно, это было связано с сухим Средиземноморским климатом. Такая практика была широко распространена в древней Греции.

К 1-му веку н.э. Египетские, Римские, Греческие, и культуры Среднего Востока изобрели и внедрили такие косметические средства, как пудра для отбеливания лица, сурьму — краску для век, ресниц и бровей, румяна для щек и щетки для чистки зубов, ароматные масла для ванн. Для изготовления всего этого использовались природные ресурсы: миндалевое или оливковое масло, для парфюмерии — цветы и специи.

Подобного рода косметика использовалась на протяжении веков, развиваясь и преобразовываясь в то, чем мы пользуемся сегодня. Косметика для лица, краска для волос, парфюмерия и духи были широко распространены в западной Европе с 13-го века. Менее развитые цивилизации также известны своим косметическим искусством: в географически отдаленных культурах, как Африканские племена или индейцы Северной Америки, раскраска лица ассоциировалась как с магией, так и с войной. Африканский континент особенно развил искусство причесок, Восток — парфюмерное искусство.

B.Украшения

Говоря о красоте и украшении, возможно, нужно вернуться в Едемский Сад, к моменту сотворения мира. Наш Творец создал все прекрасным! Но задумывались ли мы когда-нибудь, для чего Он создал цветы? Даже если мы найдем практичное объяснение, то непостижимое многообразие, непередаваемая красота и очарование флоры и фауны все равно будут свидетельствовать о том, что наш Господь является автором Красоты.

Украшения — это предметы одежды или аксессуары, используемые в декоративных целях. Их применение старо как история человечества. В основном, к украшениям относятся предметы из золота и серебра, а также драгоценные или полудрагоценные камни. В эпоху палеолита уже использовались в качестве украшений органические материалы, такие как кости, зубы и клыки. С древних времен украшения считались показателем состоятельности и зажиточности. Также драгоценные камни являлись своего рода валютой и использовались в торговле. Их преподносили в дар по особому случаю. Также в Писании мы часто видим, что украшения являлись признаком благосостояния, радости и счастливой жизни (Иез. 16:12, Ис. 61:3); что желание украшать себя естественно для женщин (Иер. 2:32), более того, Господь желает, чтобы народ Его был Его украшением (Иер. 13:11).

C.Косметика и украшения в библейские времена

Еврейские женщины всегда отращивали длинные волосы, которые они часто заплетали в несколько косичек или просто оставляли висеть. Иногда они закручивали волосы вокруг головы и украшали их монетами и драгоценными камнями.Еврейские женщины любили драгоценные камни и украшения. Замужние женщины украшали себя своим приданным, которое они в виде монеток носили на чепце — это являлось признаком зажиточности семьи. Им также нравилось носить браслеты на руках и на лодыжках. Иногда они носили головное украшение из золотых цепочек, закрепленных у висков и свисающих под подбородком. Временами было модно носить украшенное драгоценностями кольцо в носу. Богатые мужчины и женщины носили кольца на руках, а иногда и на ногах. Часто носили серьги в виде больших колец из золота или серебра. Иногда к носу прикрепляли запонку с драгоценным камнем. Мы имеем представление об их украшениях из списка того, что Израильтяне пожертвовали на строительство скинии в Исх. 35:22.

Евреи любили украшения, много драгоценных камней шло на отделку одежд. Они знали и использовали в качестве украшений золото, серебро и такие драгоценные камни, как изумруды (называемые в Библии смарагдами (Откр. 21:19), сапфиры, яспис (яшма) и аметисты. Жемчуг, который находили в раковинах, выловленных в Красном море, также очень ценился.

Еврейские женщины использовали косметику, которую делали сами. Черной пудрой, смешанной с маслом, они красили ресницы. Губной помадой служила красная паста, которой натирали губы. Ногти на руках и ногах окрашивали хной. Благовониями пользовались только богатые женщины Палестины, которые могли себе это позволить. Известно, что в Иерусалиме существовала целая гильдия парфюмеров, которая строго хранила тайны своего ремесла .

Читая Ветхий Завет, трудно не заметить пышность, экстравагантность и красоту скинии, храма и одежд священников. Бог через Моисея дал подробнейшие указания по поводу того, как делать каждый из многочисленных предметов скинии и одежды. Одежда священника состояла из украшенного вышивкой хитона, поверх которого надевался ефод или голубой хитон, вышитый чистым золотом. По его краю золотой нитью были вышиты гранаты, между которыми висели золотые колокольчики. Поверх ефода одевали стяжной хитон, а поверх него нагрудную пластину, украшенную двенадцатью большими драгоценными камнями. Конечно, многие видят прообразы и находят духовный смысл в каждом колокольчике, но в то же время мы не можем не заметить, что это были красивые дорогие одежды и украшения. Цель и мотивы — отдельная тема, которая будет рассматриваться ниже.

IV. Анализ ключевых отрывков

Два ключевых отрывка, которые будут рассмотрены ниже, являются основным источником, на который ссылаются многие Отцы Церкви и современные проповедники. Поразительная схожесть этих отрывков позволяет некоторым предполагать, что они являются частью тогдашнего кодекса поведения и одеяния женщин.

Еще один немаловажный момент — что имели ввиду Апостолы, говоря о скромности в одежде и украшениях — скромность-приличие или скромность-простоту? Некоторые комментаторы предполагают «сексуальную» подоплеку, т.е. женщины наряжались с целью выглядеть соблазнительно и это, естественно, было помехой и неприличием в церкви. Другие же считают, что перечисленные атрибуты (одежда, золото, жемчуг) являлись описанием состоятельности и богатства женщин в той культуре, и таким образом Апостолы призывали их не выделяться своим внешним видом и не оскорблять бедных и малоимущих членов церкви. Возможно, они имели ввиду и то и другое, но я более склонна считать увещания Павла и Петра направленными против излишней экстравагантности, показухи и тщеславия.

A. 1 Тим. 2:9-10

1 Тим.2:9-10 «: чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».

«Приличное одеяние» подразумевает такую одежду, которая не стыдна или не неприлична в глазах Бога, самого носящего, и других людей .

«Плетение волос» считалось произведением искусства и было очень популярным среди Римских и Греческих дам. Заплетенные волосы возвышались на несколько сантиметров над головой и часто были переплетены золотыми цепочками и нитками жемчуга. Сегодняшним эквивалентом будет являться изысканная, дорогостоящая и экстравагантная прическа. Также Апостол Павел говорит о дорогостоящей одежде и драгоценностях, подчеркивая, что христианка не должна тратить состояние на украшение своего тела.

B. 1 Пет. 3:3-4

1 Пет. 3:3-4 «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Практически эти два отрывка несут в себе параллельную информацию. Однако, возникает вопрос о том, противопоставляет ли Петр одно другому в грамматической конструкции «не,: но…», исключая таким образом первое, либо он говорит о приоритетности и превосходстве одного над другим. Др. Аллан Браун считает, что «одно из более очевидных заявлений этих стихов заключается в том, что ношение золотых или украшающих ценностей, таких как жемчуг, с целью украшения, запрещено Писанием» . Действительно, данная конструкция часто предполагает исключение, но не всегда. Вт. 8:3 » не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» совсем не исключает принятие физической пищи, но указывает на что-то высшее и более важное. Другие богословы также не видят в этих отрывках запрета, но обращают внимание на позитивный характер увещания. Питер Дэвидс считает, что Петр преследовал две цели: устранение классовых различий между членами церкви (богатые-бедные) и призвать христианок к более высоким стандартам морали (приличная одежда) . Мне кажется, что и Павел и Петр ясно показали, что женщина-христианка должна стремиться к красоте духа и характера, тратя свое время и финансы на добрые дела. Ее целью должна быть работа над собой, над своим характером и желание угодить Богу. Однако, это совсем не исключает возможность следить за собой и выглядеть привлекательно.

V. «Правильная» внешность и правильные мотивы

Мы не имеем права просто отмахнуться от этого вопроса, сославшись на то, что внешний вид — вопрос личного предпочтения. Необходимо помнить, что одежда и внешний вид — наиболее сильные показатели не только нашего социально-экономического статуса, но и наших моральных ценностей. Мы — то, что мы носим, и наша внешность является немаловажным критерием христианского характера. Смиренный христианин желает угодить Христу во всех сферах жизни.

Однако, здесь важно учитывать то, что понятия о скромности, приличии и украшениях могут быть диаметрально противоположными в разных народах и культурах. Если европейский миссионер приедет в африканское племя, где девушкам за каждый год жизни надевают на шею обруч, и начнет проповедовать необходимость отказа от украшений (а в его понимании обручи, браслеты и кольца — украшения), то эти женщины просто умрут. На основании этого и многих других примеров мы должны проповедовать и предлагать Библейский принцип скромности, имея ввиду то, что его практическое применение может выражаться по разному.

Многие цитируют 1 Цар. 16:7 «:Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» для того, чтобы оправдать свой внешний вид. Но этот отрывок не поддерживает ни тех, кто проповедует вседозволенность во внешнем виде, ни тех, кто выступает за запреты и ограничения. Ведь Господь говорит, что Он смотрит на сердце — на цели, мотивы и обстоятельства, побуждающие нас к каким-либо поступкам. Фарисей выглядели очень правильно и благочинно и совершали правильные обряды, однако, Иисус строго обличал их за лицемерие и несовместимость уклада жизни (Мф. 23:33). Их проблема была не в соблюдении правил, а в грубом попирании цели этих правил или принципов. То же можно сказать и о тех, кто позволяет себе полную свободу, не считаясь с совестью и мнением других людей. Если в сердце человека есть желание своим внешним видом показать превосходство над другими, завоевать расположение или признание, то Господь осуждает их не за новый галстук, машину или губную помаду, а за тщеславие и гордость.

VI. Возможные возражения

Но разве скромность не является одной из необходимых христианских добродетелей? Разве не соответствует учение о скромности духу Писания? Несомненно, да. Но говоря о пренебрежении принципами библейской скромности, мы должны быть объективными и последовательными. Ведь скромность, как добродетель, включает в себя намного больше, чем просто внешний вид. Мы должны быть последовательными в христианской жизни. Проповедуя скромность нужно затрагивать все сферы жизни — профессиональные амбиции, питание, отдых и хобби, и многие другие вещи, не столь необходимые, но привносящие в нашу жизнь удобство и комфорт.

Возможно возразить, что даже если Слово Божие не запрещает женщинам украшать себя косметикой или украшениями, оно призывает не делать этого, предлагая лучшую альтернативу. Но вопрос предпочтения и приоритетности — дело совести каждого отдельного христианина. Если мы требуем больше, чем требует Бог, мы никогда не должны утверждать, что неповиновение таким требованиям равносильно нарушению Слова Божьего — это приверженность букве закона, установленного нами.

VII. Заключение

Задумаемся, почему же вопрос внешнего вида во все времена волновал великих проповедников, Реформаторов и почему он и сегодня является полем битвы? Исторически достоверно, что духовные пробуждения или упадки церкви часто отражались во внешнем виде христиан — либо в виде излишней напыщенности, откровенности и экстравагантности, либо в виде жестких реформ и правил. Некоторые даже заявляют, что «история одеяний и украшений во многом иллюстрирует борьбу человечества между гордостью, похотью и жадностью с одной стороны, и смирением, скромностью и щедростью с другой .

Мне кажется, что решающим здесь является вопрос очередности — является ли внешняя реформа результатом внутренней перемены или же устанавливаются рамки и правила с целью создать «правильный» вид? Во втором случае возникает опасность лицемерия и часто наблюдается манипуляция Писанием, которое ни в Ветхом ни в Новом Завете не запрещает украшения.

Мы должны помнить, что Писание призывает к скромности во всех сферах нашей жизни — от поведения, имущества до внешнего вида, — и что это принцип, применение которого может принимать различные формы в зависимости от времени, культуры и ситуации.

Один проповедник сказал, что косметикой должны пользоваться именно христианки, а не мирские женщины, потому что христианки просто делают свою внешность соответствующей красоте их духа, а мирские женщины тщетно пытаются отобразить то, чего нет на самом деле.

Библиография

Аллан Браун, КАК БИБЛИЯ УЧИТ О СКРОМНОСТИ И УКРАШЕНИЯХ, Дружба и Благая Весть, Москва, 1998 Энн Фарнком, ОДЕЖДА. ЧТО ОДЕВАЛИ ЛЮДИ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА, Библия для всех, С-Петербург, 1993 David W. Bercot, Editor, A DICTIONARY OF EARLY CHRISTIAN BELIEFS, Hendrickson Publishing, Peabody, Massachusetts, 1988. Daniel C. Arichea, A HANDBOOK ON THE PAUL’S LETTERS TO TIMOTHY AND TITUS, United Bible Societies, USA, 1995. Peter H. Davids, THE NICNT, Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan, 1990 Samuele Bacchiocchi, Ph.D., BIBLICAL PRINCIPLES OF DRESS AND ADORNMENT, Endtime Issues, No 61, 9 Jan. 2001, http://www.biblicalperspectives.com Simon J. Kistemaker, NEW TESTAMENT COMMENTARY — JAMES, EPISTLES OF JOHN, PETER AND JUDE, Baker Books, Grand Rapids, Michigan, 1995 THE NEW ENCYCLOPEDIA BRITANNICA, V. 5, William Benton Publishers, USA, 1977.

Опубликовано вХристианская этика часть 1
Поделитесь с друзьями: