Перейти к содержимому

Водное крещение – библейское значение

Водное крещение является физическим актом, выражающим духовную истину. Принимая водное крещение, мы участвуем с Христом в факте Его смерти и воскресения. Крестясь в воде, человек публично свидетельствует о посвящении себя служению Богу.

Для желающих принять водное крещение Бог предусмотрел определенные требования. Так…

их требований четыре, и они очень существенны.

Первое требование. Желающему креститься Бог повелевает покаяться: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Покаяние – это основа, фундамент взаимоотношений с Богом.

Покаяние – это не просто слезное исповедание грехов. Покаяться означает переменить мысли, отвернуться от греха. Во многом жизнь человека зависит от его мыслей. Поэтому обращение к Богу начинается с перемены образа мыслей, так как перемена образа мыслей ведет к перемене образа жизни. Итак, покаяние – это внутренняя перемена, в результате которой человек переходит из состояния бунтарства перед Словом Бога в состояние смирения и полного повиновения.

Покаяние начинается от Бога. Он Сам ищет путь к сердцу человека, давая время и возможность покаяться и обратиться к Нему: «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2). Есть только одна сила, способная переменить мысли грешника и сделать их чистыми и праведными перед Богом. Это сила святого Слова Божия.

Второе требование – веровать: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка16:16). Вера естественно следует за покаянием. Вера является особенностью, качеством новой жизни во Христе, которую мы получаем от Бога. Вера – это свойство жизни возрожденного человека. Вера означает жить по Слову Божию: «Праведный верою жив будет» (Евр. 10:38).

Бог есть Дух, и все, что связано с Ним, духовно. Поэтому Сам Бог и мир, окружающий Его, недоступны нашим органам чувств. Вера же, как категория духовная, способна видеть то, что невозможно прочувствовать. Вера – это выбор руководства: Словом Божиим или временными переживаниями.

Вера приходит через общение с Богом посредством Его Слова. Сколько в человеке Слова Божия, столько в нем и веры. Писание говорит, что Бог каждому уделил меру веры, то есть каждый из нас имеет столько веры, сколько ему необходимо для того, чтобы исполнить Божие предназначение: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римл.12:3). Бог дает нам инструкцию взращивания веры: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И. Нав. 1:8).

Нашу веру формируют также и наши собственные слова. Слова имеют духовную силу – могут поднять, могут убить: «Смерть и жизнь – во власти языка» (Пр. 18:22). Вера человека может быть вдохновлена словами веры, по Слову Божию; вера может быть разрушена словами неверия, сомнения и страха, которые противны Слову Божию. Свою речь необходимо контролировать и сверять по Писанию.

Следует также заботиться о своем окружении, «чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фесс. 3:2). Только здоровое общение способствует укреплению веры: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Третье требование – иметь добрую совесть. Бог конкретно говорит, что Его дети должны иметь добрую совесть: «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:18-19).

Крещение – это не просто окунуться в воду, но обещать Богу добрую совесть: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). Без доброй совести наша вера не будет иметь твердости, без доброй совести наша молитва будет тяжкой ношей, без доброй совести нет дерзновения, нет решительности, нет уверенности.

Добрая совесть – совесть чувствительная, способная отличить добро от зла. Если мы не заботимся о своей совести, однажды она перестанет говорить к нам, и, как следствие, грех уже не будет нас беспокоить и появится препятствие во взаимоотношениях с Богом. Добрая совесть не просто влияет на наше хождение пред Богом, но и побуждает нас к честным и правильным поступкам.

В основе обещания Богу доброй совести, при крещении, лежит смиренное признание своих грехов, исповедание веры в смерть и воскресение Христа ради искупления наших грехов – в этом суть библейского значения крещения.

И последнее условие, которое Бог предъявляет перед крещением: посвятить свою жизнь Богу. Таким образом, крещение – это посвящение в ученики Иисуса Христа, это акт согласия со стороны учеников посвятить себя Учителю.

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12:1-2). Однозначно, Бог желает нашего посвящения Ему. Он имеет все права на нашу жизнь: Он – наш Создатель, Он сотворил нас. Он – наш Искупитель, Он заплатил за нас Своею Кровью. Однако же Бог дал нам право выбора: кому принадлежать и кому служить. Но когда мы в полной мере ощущаем милость и благость Господа нашего, тогда сердце наполняется таким желанием служить Ему, что это естественным образом приводит нас к посвящению.

Посвящение – это принадлежность, невзирая на обстоятельства. Что бы ни происходило с нами, что бы мы ни переживали, посвящение дает нам уверенность, что в любой ситуации Бог позаботится о нас: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).

Итак, крещение в воде – это очень серьезный шаг. Нужно все взвесить, чтобы решиться взять на себя такую ответственность. Желающий креститься должен вполне осознать суть Евангельской вести, покаяться в грехах, исповедать свою веру в то, что Иисус есть Сын Божий, пообещать Богу добрую совесть и посвятить Ему свою жизнь.

Младенец не может осознать серьезности этого шага: он не может покаяться, не может обещать Богу добрую совесть, не может посвятить свою жизнь Богу. Поэтому он не может и креститься. Водное крещение принимает только взрослый человек, причем делает это осмысленно.

Все в мире подчинено определенным принципам. Одним из таких принципов является двойственная природа всех доступных нашему восприятию вещей. Любая вещь или предмет имеет как внешние признаки, так и внутреннее содержание, которое и является сутью этого предмета. Водное крещение также имеет внутренний, духовный смысл. Внешнее погружение в воду – только видимая сторона этого явления. Крещение – это сознательное свидетельство перед материальным и духовным миром о радикальном изменении отношений человека с Богом. Падший грешник, принадлежащий миру зла, спасен благодатью пролитой Крови Иисуса Христа и заявляет о своем решении жить с Богом.

Крещение – это Божие повеление. Обычно перед смертью человек делает завещание своим наследникам. Наш Господь Иисус Христос перед вознесением дал Своим ученикам Великое Поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19).

Сознательно уклоняющийся от принятия водного крещения верующий человек не имеет твердого основания для спасения, поскольку уклоняется от заповеди Господней. Безусловно, спасает не сам обряд, а невидимое действие в духовном мире, происходящее тогда, когда человек подтверждает видимым образом свою веру. Заключая завет с Господом посредством водного крещения, мы подтверждаем свое послушание Богу. Иногда бывает, что в силу уважительных причин человек не может принять крещение. Но это – исключение из правила.

Уклонение от крещения препятствует участию в одном из таинств Божиих – в Вечере Господней. Таинства направлены на то, чтобы провести видимое различие между теми, кто принадлежит Церкви, и остальным миром.

Крещение – это акт посвящения. Крещение указывает на особые отношения со Христом. Сам Господь принял крещение, чтобы исполнить всякую правду (Матф. 3:13). Акт крещения подобен акту обручения. Обручальные кольца являются признаком того, что человек состоит в браке. Однако сущность брака не в наличии колец, а во взаимных обязательствах и соединении двух судеб в одну. Подобно брачным кольцам, свидетельствующим о семейных отношениях между людьми, крещение свидетельствует о нашей принадлежности Иисусу Христу. Завет крещения подтверждает наше единство с Ним.

Крещение – не только внешний знак, удостоверяющий подлинность заключенного с Богом завета. Подразумевается духовное приобщение к Телу Христа, Его Церкви: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26-27). Завет крещения подразумевает также непреходящее, вечное общение с Иисусом Христом: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения» (Римл. 6:5).

«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5:14). Присоединение к Господу происходит следующим образом. Церковь является земным Телом Христа. Когда люди обретают спасение, их выход из мира и крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа подтверждается их вхождением в Тело Христово – Его Церковь. Понимая это, мы сможем ясно увидеть, что присоединиться к Телу Господа и присоединиться к Господу – одно и то же. Следовательно, обретение спасения присоединяет христиан к Его Телу, или к Его Церкви. Принимая крещение, мы входим в Божию семью.

После покаяния и примирения с Господом, Он усыновляет нас: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12) и облекает нас силою свыше: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

В Послании к Римлянам 6:3 подчеркивается еще одна грань крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Погружением в воду, в процессе крещения, мы констатируем факт нашей смерти, которая произошла в момент смерти Христа, и духовно соединяемся с Ним. Грех теряет свою власть над нашей жизнью, потому что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (Иоан. 5:18). В крещении особенно ясно просматривается истина, что победоносная жизнь для Господа неразрывно связана со смертью ветхой человеческой природы.

Крещение является видимым знаком покаяния, очищения, смерти и воскресения и свидетельством нашего соединения с Господом. Это – внешнее выражение внутреннего опыта. Нам необходимо принять крещение, чтобы отождествиться с воскресшим Иисусом: «…и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6).

Крещение в смерть Христа находит свое выражение в водном крещении, но ни в коем случае не равняется ему. Принимая верою факт Его заместительной смерти (Римл. 6:3), мы принимаем верою и Его воскресение, чтобы «ходить в обновленной жизни» (Римл. 6:4). Таким образом, понимая истинную сущность крещения, принимая сознательное решение умереть для себя и для мира, мы даем возможность Господу проявить Свою жизнь через нас.

В Послании к Римлянам 2:28-29 Павел пишет, что не внешние знаки имеют значение для Бога, но главное для Него – положение сердца: «Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога». Водное крещение помогает нам осознать, что мы находимся в отношениях завета с Господом, то есть мы отделены для Бога, имеем обрезание сердца. Это обрезание невидимо для человека, но мы смотрим глазами веры. Через Писание мы можем понимать и осознавать реальность духовного обрезания, переживая водное крещение. Апостол Павел связывает обрезание с совлечением греховного тела плоти. Наше греховное тело не является доминирующей силой в нашей жизни. Оно совлечено, отложено со всеми его страстями и похотями. Мы теперь можем заставлять наше тело делать то, что угодно нашему Господу, вместо того чтобы подчиняться его похотям.

Водное крещение является погребением ветхой жизни. Мы отождествились со Христом, поэтому то, что произошло с Ним, относится и к нам: Он умер и мы, Он был погребен и мы, Он воскрес и мы воскресли к новой жизни. Бог знает, что своими силами мы не сможем бороться с грехом. Победа над грехом уже есть. Мы только должны поверить, что Иисус все сделал для нас. Мы должны занять позицию Слова Божия по отношению ко греху: считать себя мертвыми для греха. Крещение есть публичное исповедание нашей веры в то, что мы мертвы для греха.

«Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Римл. 6:10-13). Мы предоставляем себя Богу как оживших из мертвых. Это – начало нашего служения: предоставить себя Богу.

Господь сотворил человека существом общественным, нуждающимся в общении с себе подобными. Как в большой семье, в Теле Христа все зависят друг от друга. И когда мы крестимся, мы выражаем согласие стать частью Тела и разделять его нужды и дела. Принадлежность к Телу Христа – это не только привилегия, но и ответственность, которая заключается в том, чтобы вести святой образ жизни, служить Богу и друг другу тем даром, который Он дал нам. И, как минимум, каждый из нас может молиться за Церковь, за дело Божие, таким образом участвуя в распространении Царства Божия до края земли.

Опубликовано вРазмышляя над Словом Божиим
Поделитесь с друзьями: