Перейти к содержимому

Жертва

Жертва – одна из основополагающих тем Библии. Рассмотрим, в связи с этим, некоторые места Священного Писания, от Бытия до Послания к Евреям, вникая в смысл представленных в них ситуаций.

Первый раз, хотя и косвенно, о жертве упоминается в Бытии 3:21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаны…

е и одел их». Адам с Евой согрешили, и Бог изгнал их из рая; они были наги, и Бог одел их. Для того чтобы изготовить одежду из кожи, нужно было убить животных – то есть предположительно было совершено жертвоприношение, за грех Адама и Евы.

История о Каине и Авеле также повествует о жертвоприношении и о том, что на этой почве у Каина даже ревность разыгралась: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Бытие 4:3-5). Наверное, это Адам с Евой научили своих сыновей жертвовать, или каким-то образом они от Бога об этом узнали, но явно, что акт жертвоприношения был не их изобретением. Причем, на тот момент уже было понятие «правильной» жертвы и «неправильной». Принесенное Каином Богом принято не было, Авель же знал, как в этом смысле угодить Всевышнему. В Послании к Евреям написано: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин…» (11:4), – значит, Каин, по неверию своему, принес жертву худшую.

Итак, понятие о жертве, о жертвоприношении появилось издревле.

Жертва – лейтмотив Ветхого Завета. Все, связанное с Богом, в ветхозаветние времена основано было на жертвоприношении. Без жертвоприношения немыслимо было поклонение Богу.

Интересно отметить, что Ной, ступив на землю после потопа, первым делом соорудил жертвенник Господу: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Бытие 8:18-20). Какова была его цель? Умилостивить Господа, также выразить благодарность, что сохранил от гибели. Каждое животное было у Ноя на счету – всего только по семь пар, но он не пожалел их для Бога, взял от каждого чистого животного и принес в жертву. Ученые утверждают, что если особей одного вида менее ста, то эти животные – на грани вымирания. Для Ноя это не было проблемой. Его задачей было угодить Господу. «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:21-22), – таковы последствия жертвоприношения праведного Ноя; через жертвоприношение Ной проявил веру, смирился перед Богом, поклонился Ему, почтил Его – и Бог увидел это.

Каждый раз, когда Бог говорил или являлся человеку, строили жертвенник и совершали жертвоприношение, как, в частности, было с Авраамом: «И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Бытие 12:7-8).

Вспомним, как Господь вступил в завет с Авраамом: «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Бытие 15:17-18), – то есть завет основан был на жертве. Предваряет акт заключения завета Господне повеление Аврааму взять животных, рассечь их и положить одну часть против другой – так поступали тогда, когда заключали договор; смысл этого был таков: если я нарушу договор, пусть меня так же рассекут, как этих животных. Авраам принес животных в жертву, и Бог прошел между ними, подтвердив тем самым заключение завета, на основании жертвы.

Странное действие потребовал однажды Бог от Авраама: принеси Мне в жертву сына своего (Бытие 22:1-13). Безусловно, речь шла не о человеческом жертвоприношении; Богу не нужно было, чтобы Авраам убивал Исаака. С чем же связано такое жуткое повеление? В определенный период жизнь Авраама вошла в более или менее ровное русло и потекла мирно, благоденствие пришло, покой наступил. Что-то такое стало проявляться в поведении Авраама, что Бог, должно быть, встревожился за его духовное состояние. Видимо, Исаак становился идолом для отца: получив обещанного сына, Авраам стал забывать Бога. Необходима была шокотерапия, хорошая встряска, которые привели бы к размышлению, к молитве, к возвращению к Богу. Бог, желая вывести Авраама из состояния расслабления, остывания, испытывал его: насколько сильно его сердце привязано к Исааку, долгожданному сыну; кто для него важнее: сын или Сам Господь? Это, кстати, прообраз для нас: отец отдает сына в жертву, но Бог удерживает его от такого жертвоприношения, усмотрев взамен барашка; Сам же Бог отдал за нас Своего Сына, как бы давая нам прочувствовать цену такой жертвы; и Его никто не мог остановить – что Он определил, то и сделал.

Посылая Моисея вывести народ израильский из Египта, Бог напутствовал его: «И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему» (Исход 3:18). Обязательно ли было уходить в пустыню, чтобы принести жертву? Мы уже видели в случае с Каином и Авелем, что не всякую жертву Бог принимает, но при определенных условиях; в данном случае условием был выход из Египта.

«…они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами» (Исход 5:8-9), – вот отношение к жертвоприношению людей, не знающих Бога. Моисей объясняет фараону, что жертвоприношение Израиля в глазах египтян – мерзость, за это могут побить камнями. Возможно, это был просто повод уговорить фараона удовлетворить требование, чтобы там, в пустыне, ничто не отвлекало, но была полная посвященность Господу, нацеленность на встречу с Ним, сконцентрированность на священнодействии. Скорее всего, фараон понимал, что Израиль уходит из-под его власти, но так или иначе был вынужден отпустить народ.

В конце концов, израильтяне совершили Пасху, заповеданную Господом: «…пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил…» (Исход 12:27), – надо было заколоть ягненка, его кровью помазать косяки и перекладину дверей, и только тогда губитель проходил мимо, то есть без пролития крови жертва была недействительна.

Выйдя из Египта, израильтяне увидели у других народов их богов и позаимствовали их ритуалы, так что даже детей своих стали в жертву Молоху приносить. Бог требует приношение жертв, потому что они напоминают человеку о его грехах против Него, но человек ухитряется приносить жертвы не только и не столько Богу, и вообще не Богу, а идолам. Сатана усердствует над тем, чтобы как можно больше людей поклонялось ему; идолопоклонство процветает и в наше время, оно стало таким привычным, таким родным, таким необходимым: телевизор, компьютер, машина, домашнее животное, что-то или кто-то еще… Человек, к примеру, играет рок-музыку или поет на иностранном языке, не вдумываясь в смысл слов, и этим посвящает себя определенной идее, и этим заявляет Богу: «Смотри, публике нравится». Получается, что жертвоприношение, посвящение, поклонение – сплошь и рядом, но далеко не всегда – Богу! «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исход 22:20), – заповедь по отношению к идолопоклонству однозначна!

Книга Исход 29:37: «…семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится», то есть отделится, отделится для Бога – в этом и заключен смысл освящения. Наши дары Богу, наше поклонение Ему несовершенны, но благодаря жертве Иисуса Христа, все наши жертвы освящаются, и Бог принимает их, как благоухание приятное, покрывая наше несовершенство. Прикасаясь к жертвеннику, через жертву Иисуса Христа, и сердце человеческое освящается. Сатана же старается отделить от Бога и привлечь к себе.

Поклонение Богу начинается с жертвенника. «Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их, ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исход 34:13-14). Разрушен будет жертвенник, и ни о каком поклонении никакому богу не будет и речи.

Из книги Исход 35:1-29 можно узнать, как жертвовал народ Божий «для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее». Каждый участвовал по мере сил и возможностей: князья жертвовали драгоценные камни, дорогие ткани; женщины, искусные руками и мудрые сердцем, пряли пряжу разноцветную; сердца были расположены трудиться для Господа. Конечно, нужны были и драгоценности, и золото, и пряжа, и кожи – все было нужно. Но ценность жертвы не определялась ее стоимостью, первостепенным было влечение сердца.

Итак, жертвоприношение было добровольным. Более того, не хромое, не слепое, не с изъяном должно было приносить Господу, но самое лучшее и самое ценное: «Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову [жертвы] всесожжения – и приобретет он благоволение, во очищение грехов его» (Левит 1:3-4).

Вся религиозная жизнь Израиля была построена на жертвоприношениях: «Вот закон о всесожжении, о приношении хлебном, о жертве за грех, о жертве повинности, о жертве посвящения и о жертве мирной, который дал Господь Моисею на горе Синае, когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской, приносить Господу приношения их» (Левит 7:37-38). Жертвоприношение было основой основ: согрешил – принеси жертву; радуешься – принеси жертву. Ежедневные жертвы напоминали о грехах; то есть человек очищен, но приносит жертвы, потому что каждый день грешит. Все религиозные установления были направлены на то, чтобы указать на нечто возвышенное.

Постоянно надо было жертвовать Господу – да, было такое установление, но Богу угодно добровольное, радостное жертвоприношение. Жертва – это плод состояния сердца; жертва – это выражение благодарности, почтения, уважения; жертва – это поклонение. Когда Давид собирал средства на строительство храма, народ радовался, что может что-то вложить в это дело. Действительно, можно отдавать и радоваться при этом. Такой жертве и Бог радуется. Он хочет, чтобы наши сердца были жертвенными, и учит этому. Апостол Павел подчеркивает: «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).

Жертву необходимо приносить с чистым сердцем, без тени корысти. В последнее время очень популярно стало использовать Бога как банк: вкладываешь в Него и ждешь воздаяния в тридцать, шестьдесят и сто крат – «так написано»! Однако Библия, по крайней мере, девятьсот раз говорит о жертве (в основном, в Пятикнижии Моисея), и нигде мы не найдем: дай Богу, чтобы получить что-то взамен. Да, жертва приносится с определенной целью: для покрытия грехов, для того чтобы умилостивить, угодить. Но смысл жертвы – это когда отдаешь насовсем, безвозвратно и безвозмездно, добровольно и по любви.

Жертва Богу – это серьезно. Когда на троне нашей жизни восседает Бог, и мы отдаем Ему то, чем могли бы воспользоваться сами, отрываем от сердца то, что нам дорого, тем самым мы чтим Его. Мир говорит другое: все, что делаешь, делай для себя; ну что это – жертва Богу? сожгли тушу, развеяли пепел по ветру, толку-то…

Принося жертву, мы поклоняемся – Богу или кому-то другому; кому приносим жертву, тому и поклоняемся. Жертва – это то, что нам самим нужно, но мы, в знак почтения, отдаем объекту поклонения.

«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Царств 15:22), – впервые, через пророка Самуила, в определенном контексте, прозвучала мысль о том, что послушание Господу важнее, чем жертва; если жертва приносится самовольно, без любви, без смирения, то она не угодна Богу.

Рассмотрим эпизод, когда Давид пришел к Орне с целью купить его поле, устроить там жертвенник и принести на нем всесожжение и мирные жертвы Господу, чтобы прекратилось поражение народа. Орна предложил Давиду даром взять и поле, и волов, и повозки с упряжью, но Давид отказался: «Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, [взятой] даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра» (2 Царств 24:24). Казалось бы, отдают за просто так, возьми да и принеси жертву, но на то она и жертва, что жертвуешь чем-то своим, поэтому Давид и не принял великодушного предложения Орны принести жертву Богу за его счет – такая жертва оскорбила бы Бога. Притча пророка Нафана, адресованная, в известном контексте, Давиду, именно о такой жертве и повествует: богатый человек пожалел для странника свою овцу, взял у соседа единственную овечку, приготовил из ее мяса блюдо и накормил гостя. С Богом такая махинация не пройдет, Он все видит: кто что вложил в приносимую жертву, сколько она весит, эта жертва, и чего стоит для жертвующего.

«Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе» (1 Паралипоменон 29:14), – Давид ведет речь о предоставленной Богом возможности жертвовать. Народ усердно приносил пожертвования на строительство храма, и Давид осознавал, что жертвенность сердца – это сверхъестественное состояние. Он констатирует, что все принадлежит Господу; мы думаем, что что-то даем Ему, жертвуем, от сердца отрываем, но если вникнуть, то даем мы Богу то, чем Он же нас и благословляет.

Много о жертве записано в Псалмах. Псалом 4:6: «…приносите жертвы правды и уповайте на Господа», – когда приносишь «правильную» жертву, не всегда это удобно или выгодно тебе; «…доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?» (стих 3), – придется цену платить, чем-то пожертвовать, чтобы сохранить праведность, которую Бог дает.

Псалом 26:6: «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом», – Давид в некотором смысле был революционером: он первый начал говорить о Богоугодности жертвы славословия, первый назвал прославление Господа плодом уст.

Псалом 39:7-9: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце», – эта мысль цитируется в Новом Завете, когда говорится о Христе: «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евреям 10:5). Кровь жертвенных животных не могла смыть грехи. Иисус пришел с другой жертвой – жертвой, которую Сам Бог назначил. Это была единственная, угодная Богу Жертва, которую Он Сам и принес: добровольная жертва Его Сына.

«Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Псалом 49:8-12), – Господь объясняет, что все животные Ему принадлежат, и если бы Он захотел их поесть, то просто взял бы да и поел. «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня»» (стихи 13-15), – вот чего хочет Бог больше, чем жертвоприношения. Воздавая хвалу, мы чтим нашего Господа: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие»» (стих 23).

«Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:17-19), – эти слова записаны Давидом после неприглядной истории с Вирсавией. Давид сокрушается о содеянном, понимая, что не вернуть погубленного им Урию, не исправить созданной им ситуации – катастрофа! Давиду, в связи с этими переживаниями, пришло откровение, что самая главная жертва для Бога – сокрушенный дух и смиренное сердце.

Как уже упоминалось выше, жертвоприношение было не только у Израиля, но у всех народов, повсеместно: «…но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, [которые] были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» (Псалом 105:35-38). За идолами стоят бесы; таким образом, жертвы, приносимые идолам, приносятся бесам. Диавол жаждет почета, поклонения, потому и научил язычников всем этим мерзостям. Поклонения достоин только Бог; сатана хочет быть богом, хочет удостоиться особых почестей: что ему животные, людей давайте жертвуйте. Если не удается напрямую урвать себе поклонение, он пускается на обман. В настоящее время поклонение сатане приняло «демократичные», завуалированные формы: аборт, эвтаназия, самоубийство; войны всякого рода – приносить в жертву из пальца высосанной «высокой» идее тысячи жизней ничего не стоит! Богу же это отвратительно!

Интересно заметить, что о жертве уст говорится больше в Новом Завете, когда уже отменено жертвоприношение, по причине того что Христос принес Себя в жертву. Но и в Ветхом Завете читаем: «Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня» (Псалом 118:108), «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Псалом 140:2).

В Притчах читаем: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18), – это образ и символ, указывающий на Христа, на небесное, на истинное; вещественные начала как игрушки, чтобы мы научились на них общению с Богом, поклонению Ему; Бог открывается, таким образом, все больше и больше.

«Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притчи 15:8), – интересное противопоставление: нечестивец жертвует, но Богу это отвратительно, а молитва праведника уже воспринимается Им как жертва.

«Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притчи 21:3), – и такое открылось Соломону. Мы делаем то, мы делаем это, часто – лишь бы «откупиться» от Бога, или – только бы не идти на конфронтацию с кем-либо, на конфликт, избежать острых углов, но самое главное, самое важное – правда и справедливость.

Притчи 21:27: «Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее». Принести Богу жертву – для искреннего сердца это всегда радость, праздник, а не привычное исполнение нудного обряда.

У Екклесиаста 4:17 записано: «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению…» Закололи барана, по традиции, съели его и разошлись по своим делам, так и не научившись чему-то от Бога… Есть нечто большее, чем просто жертвенная трапеза: слушание и слышание Бога, встреча с Ним. Через жертвы Господь учит нас; практически каждая жертва указывает на Христа, обличая нас в грехах наших.

Увы, постепенно соблюдение закона Моисеева выродилось во внешнюю форму, превратилось в религию, содержание было утеряно, суть забылась: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Исаии 1:11). Господь совершенно не нуждается в этих бессмысленных акциях. И вот подтверждение: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Исаии 53:10).

По мере приближения к Новому Завету, проясняется план Божий: «…ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо»» (Иеремии 7:22-23). Когда народ израильский вышел из Египта, ему не было заповедано жертвоприношение, первостепенное значение имело послушание гласу Господню.

В книге пророка Даниила 8:10-12 читаем: «…и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал», – возможно, здесь говорится об антихристе. Евреи восстановят храм, в котором возобновятся жертвоприношения, и антихрист перехватит этот процесс. Мотивы его нечисты: он хочет воссесть на место Бога, и чтобы жертвы приносились ему, и чтобы поклонялись творению, а не Творцу. Истина будет повержена на землю, и наступит время тьмы, время великой скорби.

Книга пророка Осии 6:6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений», – Господь Иисус цитировал это слово (Матфея 9:13, 12:7). Опять речь идет о превосходстве милосердия и жажды по Богу над жертвоприношением. Библия больше и больше подводит к нужде в Спасителе, к пришествию Его. Господь хочет, чтобы мы знали Его, а не просто приносили ритуальные жертвы неведомому богу.

«Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Ионы 2:9-10), – молитва одумавшегося во чреве кита Ионы; снова звучит мысль о том, что восхваление Бога есть главная жертва, настоящая.

И последняя выдержка на рассматриваемую тему из Ветхого Завета: «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших» (Малахии 2:13), – здесь говорится о принудительном, безрадостном служении пожертвования Господу. Служение Господу (любое!) должно поднимать человека, а не унижать и не подавлять его.

Подводя некоторый итог нашим размышлениям, можно сделать вывод, что все ветхозаветние жертвы указывали на Ту Великую Жертву, Которую Бог предназначил для искупления человечества, то есть на Иисуса Христа. Должна была пролиться кровь, как написано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Цена искупления велика, и кто-то должен был эту цену заплатить, взять этот труд на себя, ответить за грехи людей пролитием собственной крови. Богом двигала безграничная и безусловная любовь к человеку, поэтому Он пожертвовал Сыном. Символом этого стал ягненок, принесенный в жертву. Авель принес именно такую жертву – жертву, которая указывала на Агнца Божия; а Каин пожертвовал от плодов земли, без пролития крови, поэтому Бог отверг его старания – это был не тот образ, который Бог установил.

Итак, все ветхозаветние жертвы указывали на Христа и должны были приводить народ к Спасителю. Жертва была символом пришествия Иисуса, Который искупит грехи людей.

Обратимся теперь к Новому Завету. Первые новозаветние стихи о жертве: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матфея 5:23-24), – Бог не примет жертвы, если нарушены взаимоотношения с ближними: самая большая ценность для Бога – когда мы любим друг друга.

Интересно заметить, что Иисус очень мало говорил о жертве, всего только два-три раза – Он Сам являлся жертвой: «Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» (Матфея 23:19), «…увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты» (Луки 21:2).

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марка 8:34-35), – Иисус более делает акцент на то, что нужно всю жизнь отдать Богу, иначе она будет принадлежать кому-то другому, и через это сатана, рано или поздно, атакует нас, используя в качестве плацдарма нашу разъединенность с Творцом. Потому-то Павел и говорит: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Римлянам 12:1), – это не заповедь даже, не установление (попробуй не сделать), но просьба, мольба, призыв.

С появлением Иисуса пришло понимание, что любовь к Богу, любовь к ближнему больше всех жертв; что религия не может спасти, необходимы живые взаимоотношения с Господом: «…и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марка 12:33).

Только благодаря тому, что Иисус умер за наши грехи, Богу благоприятны стали наши жертвы: «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петра 2:5), – призывает Апостол Петр. Есть много того, что мы духовно можем делать: благотворение, хвала, молитва… и не надо уже животных резать – это ж сколько надо было их убить?! Слава Богу, что Жертва принесена, и мы избавлены от закона, который, в общем-то, и не оправдывал, а только напоминал о содеянных грехах и указывал на то, что придет Христос.

«…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Римлянам 3:24-25), – Апостол Павел все больше и больше открывает нам смысл жертвы: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 8:3-4). Теперь мы исполняем закон духовно.

Апостол Павел пишет еще и о такого рода жертве: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании» (1 Коринфянам 9:14-18). Павел имел возможность брать деньги за свой труд, но отказался, чтобы никто не преткнулся, и это было жертвой ради того, чтобы приобрести души для Господа. «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1 Коринфянам 9:25), – делает он заключение.

Жертва Христа оправдала нас, мы имеем праведность Христову: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21). «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого» (Евреям 7:26-27), – вот такой удивительный у Бога замысел. Он Сам принес Себя в жертву и теперь может спасать нас в любое время. Жертвоприношения же потеряли свой смысл, потому что Иисус искупил нас.

Послание к Евреям исчерпывающе описывает суть жертвы Христа. «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами» (Евреям 9:22-23), – то есть законные жертвоприношения указывали на необходимость очищения, а Христос очищает, освящает нас, предназначая для неба: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:24-28).

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа… Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:1-10, 14), – Бог Сам все совершил в деле спасения человека: Сам назначил жертву, Сам ввел «Первородного во вселенную» (Евреям 1:6), «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18). Сын послушно исполнил волю Отца и, в итоге, спас нас. Причем, эта жертва – добровольная и угодная Богу: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоанна 10:17-18).

Написано: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евреям 10:26-27). Написано также: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9), и «потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евреям 9:15). «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евреям 13:15-16). Как видим, новозаветние жертвы – духовные.

Итак, служение Богу – это всегда жертва. Мы можем служить Ему средствами, здоровьем, талантами, имуществом. Самый актуальный дефицит нашей жизни – время; дни скоротечны, дел – море, и время – это, пожалуй, самое дорогостоящее, что у нас есть. Всем остальным как-то легче жертвовать, а вот временем… Но Бог хочет нашего времени: для беседы с Ним, для поклонения Ему, для чтения Его Слова – именно в эти минуты Он открывается особым образом. Размышления над Словом приводят к близости с Господом; уделять время Ему – это непременно принесет плод. Аминь. Слава Господу!

Опубликовано вХристианские проповеди
Поделитесь с друзьями: