Перейти к содержимому

Покаяние

Благочестивая жизнь, добрые дела, крещение, посещение Богослужений и т. п. – все это очень хорошо и правильно, но не к этому, по большому счету, призывает нас Бог. Бог призывает к покаянию: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (<a href='javascript:s…

howRSBible(51,3,1)’>Матф. 3:1-2); «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:14-15); «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38); «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Что означает слово «покаяние»? На греческом языке слово «покаяние» звучит «метонойя», что означает «изменение мышления», или «изменить курс после принятия решения».

На еврейском языке «покаяние» звучит «шуб», что значит «сожалеть о содеянном», «повернуть назад», сделать то есть поворот на 180 градусов,

По Ожегову, «покаяние» – это добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. «Каяться», по Ожегову, значит исповедаться, признаваться в грехе/грехах; глубоко раскаиваясь в соделанном, открыто порицать себя; сожалея, признавать свою ошибку, вину.

Итак, покаяние – это, по сути, перемена состояния ума, души и сердца. То есть покаяние – это внутренняя перемена. Теологи указывают на три аспекта покаяния: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

Интеллектуальная сторона покаяния заключает в себе перемену отношения ко греху, к Богу и к самому себе. Грех воспринимается в качестве личной вины, Бог – в качестве Того, Кто справедливо требует отчета, а человек – в качестве существа, которое будет этот отчет давать.

Писание говорит об интеллектуальном аспекте покаяния, как о познании греха, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Римл. 3:20). Апостол Павел говорит совершенно ясно: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Римл. 7:7).

Без принятия Слова Божия не может быть глубокого, истинного понимания греха. Только тогда, когда Дух Святой прольет свет Божия Слова на разум и сознание грешника, в сердце его произойдет настоящее, глубокое покаяние.

Эмоциональная сторона покаяния заключает в себе перемену чувств: горечь от совершения греха и жажду прощения. Молитва Давида о прощении весьма эмоциональна: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:3-5). Другой пример, свидетельствующий о том, что при покаянии задействованы эмоции: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2 Кор. 7:9-11).

Волевой аспект покаяния подразумевает внутренний поворот от греха – то есть перемену сердечного расположения и цели и, в связи с этим, жажды прощения и очищения. Апостол Петр сказал: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2:38). Апостол Павел пишет: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Римл. 2:4) В обоих этих стихах содержится волевой элемент покаяния.

Практически все религии мира ведут к покаянию. Однако понятие покаяния в разных мировых религиях разное. Коротко коснемся некоторых учений.

Учение Корана и наставления пророка Мухаммеда: «Большинство людей не ведает о ценности покаяния и его сущности, и тем более о том, как правильно осуществлять его на практике. Все мы совершаем грехи, все мы совершаем ошибки. Никто из нас не безгрешен, и нам не избежать совершения ошибок. Ни я, ни ты не сохранены от ослушаний»; «Каждый сын Адама совершает ошибки, и лучшие из совершающих ошибки – приносящие покаяние. Путь, дорогой брат, ясен, как солнце, виден, как луна, единственный, нет иного. Это путь покаяния, путь спасения, путь счастья. Путь простой и легкий, он открыт перед тобой в любую минуту, тебе следует постучаться, и ты найдешь ответ: [Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем]»; «Всевышний Аллах призывает всех Своих рабов – верующих и неверующих – к покаянию и говорит, что готов простить все грехи человеку, принесшему покаяние, прекратившему их совершать, как бы многочисленны и огромны они ни были. Пречистый сказал [Скажи моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – прощающий, милосердный]».

Буддизм: «Монах-буддист не имеет права на вредные привычки: курение, употребление наркотиков, спиртных напитков. С 12 часов дня до следующего утра он не должен есть. Его дела и мысли должны быть чисты. Один раз в 14 дней он исповедуется. За прегрешения на него накладывается покаяние, оно может быть разным, вплоть до исключения из ордена».

Средневековая католическая Церковь смотрела на кающегося только как на виновного, который должен понести наказание, а не получить исцеление от греховного недуга; постоянно говорилось о преступлении, о виновности, об оскорблении Бога, которое нужно загладить. Роль духовного наставника сравнивалась не только с ролью врача, применяющего различные, соответственные заболеванию, лекарства, но также с ролью судьи – за разные преступления налагались разные наказания. Правила были очень суровы. Столь строгая, касающаяся покаяния, дисциплина, была неудобна на практике, потому что налагала непосильное бремя на наказуемого. Поэтому давалось множество наставлений, как заменить ту или иную меру наказания. Был создан «тариф такс» для оценивания «подвигов покаяния». Вместо «подвига покаяния» можно было просто заплатить «штраф»: за воровство налагался штраф в размере семи служанок, кровь епископа оценивалась в пятьдесят служанок. В некоторых случаях рекомендовалось просто сечь, с определением количества ударов (сто ударов – за блуд и так далее).

Рассмотрев значение понятия покаяния в учении некоторых мировых религий, задаешься вопросом: так перед кем и за что должно каяться?

Каяться должно перед тем, перед кем совершен грех, кого обидели, по отношению к кому сделали что-то недоброе. Каяться должно перед Тем, Кто вообще имеет право и власть сказать: «Неправ. Виновен». Это – единственная Личность во Вселенной. Это – Всемогущий Бог: Отец, Сын и Дух Святой.

Откровение 4:10-11: «…тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено». Итак, Бог, восхотев, сотворил все и дал всему жизнь. И только Он имеет право и власть обвинять и праведно судить. Давид обращается к Господу: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс. 50:6).

На основании чего Бог может осудить? Человек, не знающий Бога и не рожденный свыше, не осознает себя неправым, так как живет своими стандартами жизни и правилами поведения. Поэтому Бог дал закон, через Моисея. В законе Бог показал, каков Он и каковы Его требования к человеку.

Традиционно считается, что величайший грех – это зло по отношению к людям. Однако действительно ужасное преступление и абсолютное безумие – это противостояние Всевышнему Богу: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (Пс. 52:2). Отвергать Того, Чья слава и Чье совершенство бесконечны, Того, Кого должно почитать, любить, – вот это есть величайший грех. Стремиться более угодить человеку, чем искать одобрения в глазах Бога, – вот это есть низость и крайняя глупость.

Только человек, лишенный ума, может рассуждать следующим образом: «Я отрицаю Бога, Который меня создал; я отрицаю Его право руководить мной; мне безразлично, что Он говорит мне, какие заповеди Он мне дал; мне безразличны Его увещевания; меня не волнует то, что Он для меня сделал; Его дары и милость ничего для меня не значат, я – сам себе хозяин».

Что же такое покаяние? Покаяние – это изменение отношения ко Христу. Апостол Петр призывает Иудеев смотреть на Христа не как на простого человека, а как на обещанного Мессию и Спасителя (речь Петра во 2-й главе книги Деяния).

Познав благодать спасения и уверовав в единого Бога, святого и ненавидящего грех, изучив закон и осознав плачевность своего положения, мы предстаем перед Богом и задаемся вопросом: что теперь делать? Покаяние происходит от осознания всем сердцем сути и последствий греха, ужаса отречения от власти Бога, неприятия Его требований.

Израильские вожди и пророки ходатайствовали за народ пред Богом и призывали к покаянию людей (Соломон – 3 Царств, гл. 8; Иеремия – гл. 4; Осия – гл. 5).

Иоанн Креститель взывал: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:2).

Сам Господь Иисус призывал: «…покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15), и после Его воскрешения проповедано было во имя Его покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (см. Луки 24:47).

Апостолы проповедовали: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).

Слова Господа нашего иногда звучат как приговор: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Луки 13:1-5).

Поэтому необходимо тщательным образом проанализировать характер нашего покаяния.

Что не является покаянием? Вот что говорит об этом Артур Пинк, автор книги «Покаяние»: «Трепетать, слушая Слово Божие, – это еще не значит покаяться. Я наблюдал, как люди бледнели на обличающих проповедях, но на следующий день все было забыто. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Быть «почти убежденным» – не означает покаяться. Признавать над собой всемогущую Божию руку – это не значит покаяться. Принимать страх грядущего гнева Божия за осознание ужаса греха – это еще не покаяние. Исповедовать грехи – не означает покаяться. Можно делать то, что приводит к покаянию, но все же оставаться нераскаявшимся. Доказательства этому есть в Новом Завете: Иуда признался в своем грехе пред священниками, даже раскаялся и вернул им деньги. Было ли это покаянием? Был ли он спасен? Нет, он пошел и повесился!»

Покаяние – это завет с Богом, Ведущим в новую жизнь. Мерой новой жизни, в которой человек становится новым человеком, служит не степень образованности, достигаемая своими усилиями, и не степень совершенства, опять же достигаемая ради самоутверждения. Никакими делами и никакой человеческой мерой невозможно определить меру новой жизни, ибо она устремлена к Царству Небесному. Мерой этой становится Сам Христос как Даритель новой жизни, силой Духа Святого.

Покаяние – это не произнесенные на ветер слова и не обряд посвящения. Покаяние – это призвать Самого Бога в свою жизнь, принять Его праведность, облачиться в Его святость, получить дар Духа Святого, родиться в Божию семью, войти в жизнь вечную: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:6-7).

Апостол Павел пишет: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20). Не по заслугам, не по делам, а только по вере в дело Господа, совершенное Им на Голгофе, и через покаяние происходит наше усыновление. И далее: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26-27).

С того дня, когда мы приняли в свое сердце Иисуса Христа как Господа и Спасителя, начинается наша новая жизнь. Это событие и является отправным пунктом в жизнь вечную, в Царствие Небесное, к Самому Богу, Отцу нашему.

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31).

(При подготовке статьи автором была использована следующая литература: Библия; Г. К. Тиссен, «Лекции по систематическому богословию»; Ульф Экман, «Доктрины»; Илларион Троицкий, «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве»; Артур Пинк, «Покаяние»; Православие.ru, «Покаяние – путь личного и всенародного возрождения»; Учение Корана и пророка Мухаммеда (ссылка на сайт www/religia.kz); Учение Будды)

Опубликовано вСтатьи
Поделитесь с друзьями: