«…Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Матф. 20:24-25).
Ну, если Фома, то он просто об…
язан быть «неверующим». Этот стереотип трудно разрушить в сознании людей. Действительно, имя стало нарицательным. Испокон веков человека, уличенного в маловерии, просто нарекают Фомой. На первый взгляд все понятно и обоснованно: Фома же не поверил вести о воскресении, стало быть, имел малую веру, чтобы не сказать большего – вообще её не имел. При этом в большинстве случаев нам самим кажется, что, будь мы на месте Фомы, то уж точно поверили бы этой новости безоговорочно.
Человеку вообще свойственно приписывать себе несуществующие заслуги, равно как и искать оправдания собственным слабостям. Нередко звучат нотки осуждения в адрес Апостола Петра, отрекшегося от Иисуса в момент, когда Господь, казалось, больше всего нуждался в его (Петра) поддержке. Мы готовы иногда осудить разбежавшихся после Его ареста учеников, оставивших Учителя на произвол толпы. Мы склонны думать: «Уж, я-то пошел бы за Иисусом до конца. Я бы никогда не отрекся, как это сделал Петр. Я бы не поступил как Фома. Я бы…» На самом деле повторяем те же ошибки, часто даже не замечая этого. Недаром поется в одном старом гимне: «То ухожу далёко, ту льну к Нему опять».
Но вернёмся к Фоме.
На самом деле Фома не такой уж и маловер. Скорее он – реалист. Его неверие легче понять, если вспомнить то, КАК умер Господь. До какого состояния было доведено истерзанное тело Спасителя. Что Ему пришлось пережить. Нашумевший в последнее время фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» лишь частично смог воссоздать картину страданий Спасителя. Тем не менее, известно несколько случаев смерти(!) зрителей, во время просмотра фильма. Люди не могут смотреть ЭТО даже на экране. Фома прекрасно знал: КАК умеют бить воины, и ЧТО значит распятие на кресте под палящим солнцем. Он просто не мог поверить в то, что истерзанное, по сути замученное до смерти тело Иисуса, пробитое копьем, изможденное и избитое МОЖЕТ воскреснуть. Это – нереально, невозможно. Такого просто не может быть: «Я не поверю, если не увижу сам».
Неудивительно поэтому, что когда маловерный ученик увидел раны на живом теле Учителя, то не смог более сдерживать своей радости: «Господь мой и Бог мой»! То, что невозможно человекам, возможно Богу. Фома понял, что перед ним стоит Сам Господь. И поверил. Поверил настолько, что когда пробил его час. Когда нужно было не словом, а делом доказать свою любовь к Воскресшему, он не испугался смерти и пошел за своим Учителем до конца.
По преданию, Апостол Фома проповедовал народам Индии, где, несмотря на пытки, проявил героическую твёрдость в ВЕРЕ. А мы называем его «неверующим». Его пронзили мечом, отчего он и умер. Индийские христиане до сих пор называют себя «христианами апостола Фомы». Слова Иисуса Христа совершили в жизни Фомы переворот: «И не будь неверующим, но верующим».
Может и в твоей жизни, мой друг, наступают дни, когда ты не можешь радоваться чудной вести о воскресении. А может, вообще, вслед за Фомой, повторяешь: «а может ли такое быть? реально ли это?» Господь сегодня протягивает к тебе свои руки и говорит: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».