Неемия является одним из немногих библейских руководителей, которые сочетали в себе и административные, и духовные качества. Одной из отличительных черт руководства Неемии по возвращению в Иерусалим было то, что он не увлекал последователей за собой, не подталкивал их сзади – он руководил людьми, находясь среди них…
.
Первая глава книги Неемии рассказывает о том, как к Неемии, находившемуся в вавилонском плену, пришел брат, Ханани. От него Неемия узнал о положении дел в Иерусалиме. Несмотря на то, что прошло двадцать лет с тех пор, как второй группе пленников разрешено было вернуться в Иерусалим вместе с Ездрой, стены города по-прежнему лежали в руинах и ворота оставались сожженными. Люди бедствовали, нравственность находилась в упадке, политического и духовного единства не было.
Вернувшись в Иерусалим, Неемия убедился, что город действительно пребывал в крайнем унынии. Иудеи, вернувшиеся их плена раньше, ничего не сделали для восстановления городских стен и ворот. Следовательно, город не мог защищаться от банд разбойников и мародеров. Попыткам восстановить город было оказано сопротивление. Оно исходило с двух сторон. Во-первых, Неемия встретился с внутренним сопротивлением: жители лежавшего в запустении города переживали отчаяние и страх; относительно богатые притесняли и обирали менее удачливых людей. Во-вторых, существовало внешнее сопротивление: враги Иерусалима не желали восстановления города и поэтому распускали дурные слухи среди народа, запугивая людей.
Однако ни внутренняя, ни внешняя оппозиция не смогли повлиять на решимость Неемии. Он не позволил мелким политикам нарушить его план и не собирался брать пример с предшественников, делая вид, что необходимости в работах нет. Таков один из главных принципов эффективного руководства, которому учит нас Неемия: никогда не уклоняться от проблем и не медлить с их решением.
Неемия, кроме того, окружил свой проект молитвой, и именно это сделало невозможное возможным. Услышав печальное сообщение о положении своего народа, Неемия прежде всего обратился с молитвой и в посте к Богу. Он прославляет величие Бога, исповедует грехи (включая и свои собственные), напоминает Богу о Его обещании собрать снова сынов Израилевых, когда народ покается, и, наконец, просит Господа расположить к нему сердце царя, которому он служил. Молитва была для Неемии великим источником силы. Когда он молился, Бог заговорил с ним и открыл ему новую перспективу, дав четкие приоритеты и план действий.
Прежде чем приступить к делу, Неемия изучил ситуацию. На протяжении трех ночей он тайно, но тщательно исследовал стены и оценил, насколько они разрушены. Читая между строчками, можно увидеть в этом особую администраторскую мудрость. Неемия сознавал, что он должен лично собрать все необходимые факты, прежде чем призывать народ восстанавливать иерусалимские стены. Более того, даже открыть цель своего приезда до того, как уже будет выработан четкий стратегический план, было бы очень опасно, потому что в таком случае он мог бы не заручиться необходимой поддержкой людей. А, кроме того, досрочное раскрытие планов сделало бы их известными врагам, которые еще больше начали бы насмехаться над иудеями.
Неемия помнил, что Божий народ в Иерусалиме находится в крайнем отчаянии. Он выбрал стиль руководства, учитывая тот факт, что, являясь управителем, он остается «чужаком»: находясь в городе всего лишь несколько дней после долгого отсутствия, он понимал, что для завоевания доверия и одобрения потребуется время. Он прекрасно знал, что люди поддержат его только в том случае, если он будет действовать немедленно, пока их энтузиазм не угас. К счастью, городские руководители единодушно признали руку Господа в плане Неемии и решительно принялись за дело.
Слова Неемии предельно ясно говорят о том, какова была мотивация его действий: «…пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь [в таком] уничижении» (Неем. 2:17) – это свидетельство о желании Неемии быть в тесной связи со своими последователями. Он не был похож на прежних правителей, которые облагали народ дополнительными налогами и притесняли бедных. Вместо того, чтобы заботиться о личной выгоде, Неемия проявлял живейшую заботу о людях и хотел жить и работать среди них.
Отождествив себя с народом в словах «пойдем, построим стену», Неемия пробудил в людях чувство национальной гордости. В конце концов, евреи были народом завета Божия, избранными Божими, и Бог не оставил их. Теперь Он послал им нового правителя, обладавшего видением перспективы восстановления городских стен. Действительно, Неемия желал отождествиться с народом в такой степени, что сам был готов работать на стене. Это усилило оппозиционные настроения, но и помогло преодолеть сложившуюся оппозицию. Когда появилась надежда на восстановление города, люди вновь увидели смысл своего существования.
Неемия имел глубокое понимание сложившейся проблемы. Разрушенные иерусалимские стены представляют сущность этой проблемы. Такое положение унижало и огорчало иудей¬ский народ. Иудеи подвергались оскорблениям и насилию. Многие из них вообще боялись жить в городе. Они жили хоть и на своей земле, но в рассеянии и страхе. Они чувствовали себя в постоянной опасности, находясь в окружении врагов.
Несомненно, прежние правители пытались побудить народ к восстановлению стен, но так и не преуспели в этом. Неемия же придерживался собственной стратегии, и это вело к тому, что он еще глубже проинформировал своих последователей – они стали гораздо обширней понимать ситуацию и смогли увидеть, что стены действительно необходимы городу. Прежде всего, он указал на их бедственное состояние и на переживаемый ими позор из-за того, что иерусалимские стены разрушены, а также на то, что Иерусалим находится в запустении, Затем он рассказал, как Бог расположил сердце царя, и он поддержал его намерение восстановить иерусалимские стены.
Организаторские и администраторские способности Неемии проявлялись на всех этапах строительных работ. Это была очень обширная программа, и на каждом ее этапе перед Неемией стояли конкретные и важные цели. Он завоевал расположение царя, воодушевил иудейский народ на восстановление разрушенных иерусалимских стен, организовал оборону перед лицом возможного нападения врагов и, в конце концов, восстановил иерусалимские стены.