Перейти к содержимому

Христианин и боевые искусства

В этой статье будет рассматриваться один из вопросов христианской этики, все более и более волнующий современный христианский мир: приемлемо ли христианину заниматься боксом, каратэ, айкидо, ушу, тэйквандо и т. п.? Эти виды спорта весьма распространены и пользуются большой популярностью среди молодежи. Более того, в некоторы…

х странах занятия по каратэ и подобным видам спорта проводятся с целью привлечения ко Христу.

Исходя из вышесказанного, представляется очень важным рассмотреть данный вопрос и исследовать, что же на этот счет говорит Писание? как относились к этому верующие первого столетия? что думают по этому поводу современные христиане? каковы истоки вышеуказанных единоборств? каков их характер?

В статье использованы работы, посвященные христианской этике, некоторые комментарии к Библии, книга Сергея и Александра Гагониных «Психотехника рукопашной схватки», а также текст Синодального перевода Библии на русский язык 1876 года. Автор твердо убежден, что Писание дано Богом и является для нас наивысшим авторитетом: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17). Принимается, следовательно, Богодухновенность как Ветхого, так и Нового Завета – канона, принятого христианской Церковью в первом тысячелетии. В свете вышеизложенного, имеется в виду, что этические нормы учения Иисуса Христа и практики Церкви первых столетий являются неизменными и приемлемыми для всех времен и народов.

Спорт – это хорошо или плохо?

В Писании нет прямых высказываний относительно занятий спортом – ни «за», ни «против». Имеются лишь некоторые косвенные обращения к этой теме, например: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Коринфянам 9:24); «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тимофею 4:7-8).

Известно, что спорт подразумевает такие стороны, как цель, тренировки и воздержание. Каждый спортсмен ставит перед собою цель – без цели невозможно развитие, движение. Поставив цель, он все в своей жизни подчиняет достижению этой цели. Чем серьезнее цель, тем выше цена. Именно поэтому в жизни каждого спортсмена наступает момент, когда приходит понимание, что дальнейшее продвижение в спорте невозможно без полного посвящения. Для достижения поставленной цели необходимо развивать в себе навыки и умения, путем выполнения определенных упражнений, то есть в процессе тренировок. Для достижения поставленной цели необходимо от многого воздерживаться, что подразумевает жесткую самодисциплину.

Однозначно, таким образом, чтобы достичь высоких результатов практически на любом поприще, требуется полное посвящение; чтобы достичь предельных высот, в частности, в спорте, спортсмен должен «принести на алтарь» всю свою жизнь, возложив на себя определенное бремя и отказавшись от многих житейских удовольствий.

Упражняйся в благочестии

В Первом Послании к Тимофею 4:7, где Павел призывает Тимофея упражняться в благочестии, употреблено греческое слово γυμναζε1 . «…упражняй себя в благочестии», – чтобы понять это выражение, необходимо знать, что Апостол ссылается здесь на гимнастические упражнения, которые были необходимы для подготовки к участию в публичных соревнованиях, пользовавшихся популярностью среди греков. Участники таких состязаний стремились получить венец из лавровых листьев, подверженный увяданию и разрушению. Тимофею же Павел рекомендует упражняться в благочестии, чтобы приготовить себя для Небесного Царства и получить венец нетленный (1 Коринфянам 9:252.

Помимо выполнения упражнений, подвизающийся в спорте для получения наград воздерживается от всего, что может помешать ему достигнуть поставленной цели. Каждый раз, когда Павел упоминает занятия спортом, он делает это для сравнения или противопоставления: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:24-27).

Обетование жизни настоящей и будущей

Продолжая тему, в Первом Послании к Тимофею 4:8 читаем: «…ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». «…телесное упражнение мало полезно…», – гимнастические упражнения, так высоко ценимые у греков, не приносят особой пользы, а если и приносят, то польза эта непродолжительна – упражнения имеют отношение только к земной жизни и к аплодисментам зрителей. Но благочестие имеет обетование для этой жизни и для жизни грядущей. Оно полезно для всего: в этой жизни и в вечности»3.

Подводя некоторый итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что большой спорт – не лучшее занятие для верующего человека, ибо большой спорт поглощает целиком, жизнь же христианина принесена на Господень алтарь: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римлянам 12:1-2).

Писание не утверждает, что заниматься спортом – грех. Более того, необходимо заботиться о физическом состоянии своего тела – точно так же, как мы заботимся, к примеру, об одеянии. Одним из занятий, определенных человеку его Создателем, является физический труд: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:15). В наш век, век преимущественно умственного труда, когда большинство процессов человеческой деятельности автоматизированы, развился, увы, дефицит физической активности…

Физическая культура, безусловно, играет важную роль в поддержании здоровья, но не более того. Как сказал Тони Камполо в своей книге «Двадцать горячих тем, которых христиане боятся коснуться»: «Я глубоко убежден в том, что, когда то, что предназначено для радости, превращается в горы тяжелейшего труда для приобретения статуса, то нечто Божественное искажается. Христиане должны во весь голос выразить протест против такого злоупотребления и посвятить себя тому, чтобы провозгласить спорт в таком виде, каковым Бог предназначил ему быть. Это может показаться банальным, но я верю, что спорт для удовольствия – это сердцевина спорта, которая должна быть сохранена»4.

Бокс и гладиаторские бои

Коснемся теперь не спорта вообще, а определенных его отраслей: бокса, борьбы и т. п. «Английский, или классический, бокс родился в VII веке. Корнями своими он уходит в простонародные кулачные бои, которые были очень популярны в Англии в то время»5, – пишет в своей книге «Психотехника рукопашной схватки» Сергей Гагонин. В чем же соревнуются спортсмены, выходя на ринг, и о чем рассуждают зрители после матча? Говоря по-простому, участники состязания соревнуются друг с другом в том, кто кого сильнее изобьет, а зрители восхищаются мастерством избиения. И чем глубже один другого посылает в нокдаун, тем в больший восторг приходит зритель. Все это действо очень напоминает гладиаторские бои в древнем Риме, хотя в наш так называемый гуманный век бойцы сражаются не мечами, и даже руки их в мягких перчатках, чтобы меньше травмировать соперника, но принцип-то остается прежним!

В Церкви первого тысячелетия не приветствовалось участие христианина в гладиаторских боях ни в качестве участника, ни в качестве зрителя. В своей книге «Учение и жизнь ранней Церкви» Стюарт Дж. Холл пишет, что ранняя Церковь участие в зрелище гладиаторских боев приравнивала к убийству. «Приводились длинные списки поступков, запрещенных законом Божиим. Убийство запрещалось в любой форме… К убийству приравнивались посещение кровавых зрелищ (арены) и участие в военных действиях… Идолопоклонство запрещалось категорически, что означало и запрет на посещение спортивных соревнований, театров и общественных собраний, поскольку подобные события сопровождались молитвами к богам»6.

Несомненно, описываемые виды спорта развивают черты агрессивности в характере занимающихся ими, как пишет в своей книге Сергей Гагонин: «Необходимо особо отметить стремление использовать феномен физических упражнений в целях идеологического воспитания масс. Например, прусское юнкерское правительство прямо ставило задачу перед основоположниками немецкой гимнастики Р. У. М. Фитом (1763-1836) и И. Х. Ф. Гутс-Мутсом (1759-1839) разработать такую систему упражнений, которая бы, наряду с развитием военно-физических качеств и навыков, воспитывала у населения верноподданнические чувства и взгляды солдата агрессивной армии»7. Таким образом, мы видим, что рассматриваемые виды спорта играют на чувствах ветхой природы человека, возбуждая ее и развивая, что совершенно не приемлемо для христианина.

Восточные единоборства

«На Востоке сформировался круг единоборств, опирающихся на философские, религиозные и социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретает духовный аспект – то есть боевое искусство становится средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии»8. То есть в европейской части материка христианство не позволяло различным духам влиять на эту сферу деятельности человека, на Востоке же духовное воздействие, в этом смысле, явно: «Мастер, приводя свой дух в покой и умиротворяя собственную природу, сливается своим пустотным сознанием с Дао, и тогда каждое его движение обретает исключительную ценность, ибо оно и есть воплощение самого Дао, а не механический повтор чьих-то поучений… Наставник ушу – это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего, сокровенного знания, в которое посвящен учитель»9.

«Любое внешнее действие осуществлялось уже не само по себе, а являлось проекцией некого невидимого начала внутри человека. Само это начало понималось как следование небесным силам, реализующимся посредством Пути-Дао. Всякое движение, всякий комплекс, всякая тренировка оказались связаны с началами и принципами мироздания, заложенными во внутренней природе человека. Это и отличает любую внутреннюю школу от внешней»10.

«Высшей творческой силой, способствующей самореализации человека, является волевой импульс (и) – реализующаяся в человеке воля Неба. Небесный импульс регулирует циркуляцию (ци), а (ци), в свою очередь, стимулирует физическую силу (ли). Отсюда рождается хорошо известный в ушу принцип «трех внутренних соответствий»: каждое действие человека формируется волей (и), циркуляцией (ци) и физической силой (ли). Для достижения гармонии этих трех начал боец должен достигнуть состояния абсолютного душевного покоя, и тогда он становится способен воспринимать импульсы природной естественности. Всякое его действие или даже замысел будут уже не действием личности, а сверхдействием Дао»11.

Заключение

Все эти школы пронизаны духом даосизма и буддизма. Кроме того, они подразумевают передачу духовного наследия. Они развивают у занимающихся ими полное подчинение духам, называя это небесным водительством. Проще говоря, восточные единоборства – это прямой путь к одержимости бесами. В Первом Послании Иоанна 4:1-3 читаем: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».

Библиография

    1Глагол γυμναζε (1128) изначально означал «упражняться обнаженным», что произошло от γυμνος «обнаженный, нагой»; в общем смысле – «упражняться, тренировать тело или разум» (на русском языке – «заниматься гимнастикой»); это слово применялось по отношению к благочестию (1 Тим. 4:7); упражняться для различения добра и зла (Евр. 5:14); употреблялось в применении со значением достижения целомудрия, непорочности – «наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11); в отношении злых учителей, что их сердца «приучены к любостяжанию» (2 Пет. 2:14). Vine’s Expository Dictionary of Biblical Words, PS Study Bible, CD. Copyright © 1985, Thomas Nelson Publishers.

    2Clark, Adam. Commentary, PS Study Bible, CD.

    3Clark, Adam. Commentary, PS Study Bible, CD.

    4Campolo, Tony. Twenty Hot Potatoes Christians are Afraid to Touch. Word Publishing, Dallas, London, Vancouver, Melbourne, 1988, p. 128.

    5Гагонины, Сергей и Александр. Психотехника рукопашной схватки. http://lib.meta.ua/book/2401/ 03.11.12

    6Стюарт, Дж. Холл. Учение и Жизнь Ранней Церкви. /Пер. с англ./. Посох, Новосибирск, 2000, стр. 31.

    7Гагонины, Сергей и Александр. Психотехника рукопашной схватки. http://lib.meta.ua/book/2401/ 03.11.12

    8Гагонины, Сергей и Александр. Психотехника рукопашной схватки. http://lib.meta.ua/book/2401/ 03.11.12

    9Гагонины, Сергей и Александр. Психотехника рукопашной схватки. http://lib.meta.ua/book/2401/ 03.11.12

    10Гагонины, Сергей и Александр. Психотехника рукопашной схватки. http://lib.meta.ua/book/2401/ 03.11.12

    11Гагонины, Сергей и Александр. Психотехника рукопашной схватки. http://lib.meta.ua/book/2401/ 03.11.12

Опубликовано вХристианская этика часть 1
Поделитесь с друзьями: